Городницкий Р.А., Серков А.И. Системы и ритуалы российского масонства XVIII-XIX вв. (Исправленный шотландский устав). Том II. Обряды и регламенты. - Москва: Ганга, 2022. - 692 с.
С момента выхода в свет магистерской диссертации Г.В. Вернадского «Русское масонство в царствование Екатерины II» (Пг., 1917) феномен российского масонства, самого многочисленного объединения конца XVIII - начала XIX вв., фактически оставался неизученным. Масонство упоминалось лишь как часть биографических повествований, либо рассматривалось в контексте просветительской деятельности кружка Н.И. Новикова. Между тем обилие ставших известными новых документов, публикация зарубежными исследователями важных исторических источников, позволяют по-новому взглянуть на развитие российского масонства указанного периода в контексте развития масонства европейского. На примере появления в России новой масонской системы, Исправленного шотландского устава, предпринята попытка заново осознать процессы развития движения вольных каменщиков в Российской империи.
Оценка масонства в историографии в значительной степени не является бесспорной. Чтобы максимально беспристрастно изучать феномен масонства, впервые в России осуществляется (без каких-либо купюр) публикация (в качестве отдельного тома приложений) масонских правил и ритуалов, в соответствии с которыми работали отечественные ложи первых трех градусов и мастерские высших степеней. Подобная публикация масонских ритуалов позволит беспристрастно оценить развитие масонства в России.
Оглавление
Предисловие
ДОКУМЕНТЫ
Общие законы и ритуалы
Устав или Правило Вольных Каменщиков
Отделение I. Должность к Богу и религии
Отделение II. Бессмертие души
Отделение III. Должности к государю и отечеству
Отделение IV. Должности к человечеству вообще
Отделение V. Благотворение
Отделение VI. Другие должности к ближнему
Отделение VII. Нравственное совершенство себя самого
Отделение VIII
Отделение IX. Должности к Ордену
Всеобщие Законы
Глава 1. О порядке и благочинии в ложе
Глава 2. О поведении
Глава 3. О кандидатах
Глава 4. О возвышениях на степени
Глава 6. О членах и сочленах ложи
Глава 7. О письмоводстве
Глава 8. О сборах денежных
Глава 9. О подчиненности
Глава 10. О празднествах
Глава 11. О посетителях
Глава 12. О одежде
Глава 13. О Ложе Совета
Глава 14. О Ложе по учении
Глава 15. О Ложе Столовой
Общие Законы Свободных Каменщиков
Общие учреждения Свободных Каменщиков
Общие Законы
Разные законы
Законы о подавании голосов и балатировании
Должность Мастера Ложи
Инструкция Мастеру Ложи
Инструкция братьям Надзирателям
Должность Брату Секретарю
Должность брату Оратору
Должность брату Казначею и Смотрителю над бедными
Должность Брату Церемонимейстеру
Порядок по которому в ложе каждый раз братиям иметь места
Наказ по которому должны поступать при испытании брат обрядоначальник и брат ритор с братьями посетителями
Вопросы посетителям, которые за них отвечает брат обрядоначальник
Обряд Столовой Ложи для всех трех градусов Свободного Каменьщичества
Устав Траурной Ложи
Церемониал Печальной Ложи 3х Знамен
Обряд торжествования великого дня Святого Иоанна Крестителя в 24 день июня
Порядок торжествования дня Святого Иоанна
Ритуалы 1-й степени
Первый градус. Учреждение ученической ложи и принятие в оный Градус. Обряд ученической ложи и принятие. по подлиннику высокопочтеннейшей национальной матери Ложи трех Глобусов в Берлине
Обряд принятия в ученики. По чиноположению Вильгельмсбадского конвента Утверждено 5782го Лета
Обряды до Ученической ложи касающиеся
Открытие ложи
Обряд Принятия При ученической степени Свободных Каменщиков
Статья Iя. Обряд приема проводимого с желающим кандидатом яко ищущим братом
Статья IIя. Обряд приема ищущему яко уже страждущему
Статья IIIя. Обряд приема страждущему яко уже требующему
Статья IV. Обряд приема требующему яко дающему обязательство
Статья Vя. Обряд приема как подается Свет требующему
Статья VIя. Обряд приема как требующий сопрягается в 6
Статья VIIя. Обряд приема. Как новопринятый брат по орденски одеян и наставлен бывает
Закрытие ложи
Клятва
Речь или Приветствие Ритора
Изъяснение Ученического Ковра
Обряд Столовой Ложи для всех трех градусов свободного каменьщичества
Закрытие столовой ложи
Вопросы для ученической степени Свободных Каменьщиков
Вопросы Касающиеся до наблюдаемых обстоятельств обыкновенно при Приеме
Вопросы Касающиеся до Аллегорических фигур
Вопросы, которые высокопочтенный Великий Мастер предлагает брату 1му надзирателю
Вопросы брату второму надзирателю
Вопросы Брату Секретарю
Вопросы Брату Ритору
Вопросы Брату Казначею
Вопросы посетителям, которые за них отвечает брат Обрядоначальник
Объяснение обряда ученического принятия и ковра сея степени по чиноположению Вилгелмсбадского конвента. Утверждено Лета 5782го
Наставления и правила, читаемые братом Секретарем по принятии в ученики по чиноположению Вильгелмсбадского конвента 5782 Лета
Присяга
Ритуалы 2-й степени
Работа для принятия Свободных каменщиков собратий, или Товарищей. Бр: Iму надзир:
Распоряжение Ложи товарищеской и открытие оной 251
Закрытие товарищеской Ложи. 252
Вопросы для свободных каменщиков товарищей 253
Принятые вопросы при приеме товарищей 256
Вопросы о ковре товарищеском
Работа для принятия Свободных Каменьщиков собратий, или товарищей. Бр: IIму надзир:
Распоряжение ложи товарищеской и открытие оной
Закрытие товарищеской ложи
Образ приуготовления в товарищескую степень. Бр. Рит.
Краткое объяснение обрядов
Вторая посылка
Градус 2й для Оратора. Изъяснение, которое дают новопринимающему товарищу
Второй градус
Работа для принятия свободных каменщиков собратий или товарищей
Образ приуготовления в товарищескую степень свободных каменщиков
Приветствие
Ритуалы 3-й степени
Катехизис Мастеров Ложи Св. Иоанна. Вопросы и ответы для Братьев Мастеров
Изъяснение Мастерскому принятию и ковру
Вопросы мастерам Свободным Каменщикам
Третья степень Обряд мастерской ложи и принятие
Катехизис мастерской
Третья степень. Обряд мастерской ложи и принятие
Третья степень для оратора
Третья степень № 1. Обряд принятия в мастера свободные каменщики
№ I. Обряд принятия в Мастера Свободные каменьщики
№ II. Образ приуготовления товарища в Мастера, Брату Ритору
№ III. Изъяснение мастерского принятия и ковра
№ IV. Вопросы Мастерам Свободным каменьщикам
Обряд принятия в Мастера Свободные каменьщики
Обряд
Прием
Обряд принятия в мастера. По чиноположению Осьмой Провинции. Утверждено лета 5787го на востоке С: Петербурга
Степень Мастерская
Всевышний Строитель Вселенной, для Твоей величайшей Славы начинаются работы наши
Ритуалы степени шотландского мастера
Акты ордена свободных каменьщиков четвертой или шотландской степени истинного света 5784 года
Образ приуготовления в шотландскую степень
Обряд принятия в древние шотландские мастера
Бр: Приуготовитель
Изъяснение ковра
Подробнейший Катехизис Шотландской степени. Истинного Света 5784
Катехизис Х. Мастеров
Объяснение ковра делаемое великим мастером
Ритуалы степени новиция
Приуготовление в Новициат
Принятие в светские Новициаты
Ритуалы степени Благотворного рыцаря Святого града
Устав Благотворных Рыцарей Святого Града
Правило благотворных Рыцарей
____________
Серков Андрей Иванович родился в 1964 году, кандидат исторических наук (1991). Заведующий сектором Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, где работает с 1992 года. Автор более ста научных работ, большая часть которых посвящена истории российского масонства. Автор энциклопедического словаря «Русское масонство. 1731-2000 гг.», ряда монографий, в том числе трёхтомного исследования: «История русского масонства ХХ века» (2009); книги: «История русского масонства XIX века» (2000). В 2018 году в издательстве «Ганга» вышла книга А.И. Серкова «М.А. Осоргин и его масонское наследие». Подготовил к изданию и снабдил комментариями важнейшие труды по истории масонства В.С. Арсеньева, Н.П. Киселёва, Г.В. Вернадского, Т.А.Бакуниной-Осоргиной и др. Занимается изучением и изданием творческого наследия отечественных писателей: З.Н. Гиппиус, Г.И. Газданова, Г.В. Адамовича и др.
Роман Александрович Городницкий. Родился в 1967 г. Окончил факультет архивного дела Московского государственного историко-архивного института (1989), кандидат исторических наук (1996). Доцент, с 1995 года преподает в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Область научных интересов: общественно-политические движения в России, история отечественного государственного управления, история российской культуры XIX-XX вв., история масонства и иных посвятительных сообществ. Работал с историческими документами как государственных, так и частных архивов, в России, Израиле, США, Латинской Америке и Франции. Подготовил трех кандидатов наук. Опубликовал более 50 научных трудов.
Отрывки из книги
«Появление собственно русского масонства следует отнести к 1737-1743 гг. Именно в это время первые из российских подданных вступили в масонские ложи за рубежом, где они либо учились, либо служили в дипломатических представительствах России.
Если бы обстоятельства складывались благополучно, то при наличии семи мастеров российские подданные, посвящённые в масонство уже преимущественно не на родине масонства (Британских островах), а в Германии по возвращении в России могли бы открыть самостоятельную масонскую ложу, но этого, однако, не произошло. Помимо местонахождения в различных местах Европы, возможно свою негативную роль сыграл и тот факт, что властям стало известно о «вербовке» русских подданных в прусское масонство. Произошло это следующим образом: граф Николай Александрович Головин (внук сподвижников Петра Великого - генерал-фельдмаршала Головина и вице-канцлера Шафирова) в 1746 г. служил волонтёром в прусской армии и, вероятно, в Берлине был посвящён в это же время масонство. По возвращении в Россию Н.А. Головин был заподозрен в выполнении поручений прусского короля Фридриха II, арестован, а 25 февраля 1747 г. подвергнут допросу, после которого ему велено поселиться в Москве, не заезжая в столицу, Петербург. Таким образом, масонство впервые (как механизм «чужеродного» влияния) оказалось одной из причин для демонстрации недовольства властей, в случае с Головиным - его тесными связями (в том числе и по масонству) с Пруссией».
«Появление в России сразу нескольких, первоначально по своему составу иностранных (английских, немецких и т.д.), лож, подчинённых различным масонским центрам, вносило заметную неразбериху во взаимоотношениях между вольными каменщиками. Это было тем более «опасно», что в ложи стали активно вступать и представители российских знатных родов.
В этих условиях роль «объединителя», своеобразной «новой силы» взял на себя И.П. Елагин, который, вероятно, получил от императрицы задание не только заведовать «придворным театром и музыкой», но и масонством. В 1770 г. он создаёт ложу Муз, которая начинает ориентироваться на английские ритуалы. И.П. Елагин сумел заручиться поддержкой и привлечь к работам своей формирующейся структуры преимущественно английских по происхождению купцов-масонов - членов ложи Феникса (Э.Я. Опитц и др.), но главным его многолетним соратником по масонству становится П.И. Мелиссино, отказавшийся тем самым от попыток распространения своей собственной масонской системы.
Вероятно, кандидатура И.П. Елагина была одобрена не столько «английскими» руководителями, сколько самой императрицей. Дело в том, что еще в 1750-е гг. он являлся посредником между Екатериной и Станиславом-Августом Понятовским, но при аресте и допросах по так называемому «делу канцлера Бестужева-Рюмина» он не выдал Екатерину и позволил остаться ей непричастной к делу о государственной измене. После удавшегося Екатерине II переворота 1762 г. И.П. Елагин стал её статс-секретарём, пользовался неограниченным доверием и выполнял самые сложные поручения императрицы (аннулирование проекта Н.И. Панина в Государственном совете, дела В.Я. Мировича, «Салтычихи», Брауншвейгского семейства). «Переболевший» увлечением трудами французских философов, «афеистов и деистов», ставший классическим консерватором по убеждениям, опытный царедворец, литератор и историк, И.П. Елагин представлялся идеальной фигурой для руководства таким сложным изменчивым механизмом как масонские ложи.»
«Россия оставалась независимой VIII-й провинцией Ордена, но ничем не нарушая решения Вильгельмсбадского масонского конвента, иоанновские ложи работали по утверждённым обрядам вильгельмсбадской системы (Исправленному шотландскому уставу), а в построении системы высших степеней в 1783-1784 гг. был избран путь немецкой ложи Трёх глобусов (для внешнего мира) и Ордена Злато-розового креста (для внутренних работ). В России были сохранены также и шотландские ложи, также работавшие по обрядам Исправленного шотландского устава, однако всё большую роль стал играть так называемый «теоретический градус», постепенно вытеснявший систему шотландских лож. Отдельно от московского центра развивалось немногочисленное петербургское крыло масонства, пытавшееся следовать принципам Исправленного шотландского устава».
«Выписка из древних Архивов
Братья всех лож и все истинные и добрые рассеянные братья должны каждый в своем месте находится, чтоб праздновать всеобщее собрание к чему день Святого Иоанна Крестителя назначен.
Когда же случаться препятствия сей день праздновать, то однако ж должны они в сей день собраться для избрания великого мастера великой ложи.
Каждая ложа должна торжествовать свое особое празднество, но к сему не надлежит ей выбирать всеобщего дня, в которой соблюдаются братья всех лож.
Ежели великий мастер и ложа рассудят праздновать древним и похвальным образом всеобщее Торжество, то распоряжают великие Надзиратели, чтоб билеты розданы были за печатью великого мастера и стараются при том с теми, кои с каждой ложи к тому назначены, чтоб надобное закуплено, способное место к торжествованию сего дня выбрано и приготовления надлежащие сделаны были.
В сей день не должно прежде вынимать вина, пока не приготовится обед и после 8-ми часов вечера не раздается более ни вина, ниже других крепких напитков.
Входы к работным комнатам должны в сей день так как всегда ограждены быть искусными придверниками и служителями, которые могут тамо заблаговременно народится и смотреть затем, чтоб никаких беспорядков не произошло.»
Подписывайтесь на мой телеграм-канал:
https://t.me/podosokorsky