Шукуров Ш.М. Идея Ирана. Толкование к истории искусства и архитектуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2021. - 280 c., ил.
Книга исследует правила организации изобразительных образов и композиций в искусстве Ирана. Изобразительное искусство средневекового Ирана рассматривается на широком фоне иных проявлений культуры: литературы, философии, ремесла. Прослеживается логика движения искусства, его трансформации на пути перехода от графических форм художественного выражения до сугубо изобразительных. Особенное внимание уделяется персидской поэтологической терминологии, а также современной терминологической оснастке истории и теории искусства, риторики и литературной поэтики. Заключает работу серия практических разработок, исследующих правила формирования отдельных образов и композиционных схем, базирующихся на теоретических выводах в основном тексте исследования.
Содержание
Предисловие 7
Введение 11
I. Судьбы арабской графики в Иране 21
От графического знака к визуальному концепту 21
Точка как визуальный концепт 24
Картина мира в графических начертаниях 48
II. О визуальной аргументации 79
Этимология словесно-архитектурной формы купола 80
О двух фигурах орнамента 108
Орнамент и пустота 110
Божественные истечения на архитектурном теле 123
Совершенный Человек - архитектор и храм 126
III. Камал ал-Дин Бехзад 141
Метатекст и диаграмматология 141
Расчерчивание пространства:
терминологическая оснастка внутренней
структуры рукописной страницы 166
Взгляд изнутри.
Диаграмматология миниатюр Бехзада 177
Портрет при переходе от мыслимого
к осмысленному 184
Экскурсы 211
О видимом и невидимом.
На примере омейадской мечети в Дамаске 211
О въезде Хосрова в замок Ширин. Аргументы
к атрибуции одной композиционной схемы 219
Драконы Китая в Иране.
Еще раз о китайских образах в культуре Ирана 240
Заключение 257
Библиография 259
Указатель 270
Abstract 278
Подписывайтесь на мой телеграм-канал:
https://t.me/podosokorsky