Фехтование и шахматы, часть 3

Sep 09, 2008 20:12


Вчера полдня ездил по Москве в метро. Вместо книжки решил взять блокнотик и ручку - кучу времени сидишь (ехал в основном не в час пик), ничего не делаешь, причем тебе никто не мешает. Очень продуктивное место для творчества. И сотворил много чего, о чем сейчас и расскажу.

Восприятие громадного количества вещей зависит от точки зрения. За примером далеко ходить не буду: лист бумаги с одной стороны выглядит как лист бумаги, а с другой как тонкая линия. Жидкокристаллический монитор с той стороны, на которую я сейчас смотрю, показывает буквы на белом фоне и какую-то анимированную картинку в углу… так, свернул браузер. А со всех остальных ракурсов это просто какая-то пластиковая хреновина.

Небольшое отступление: есть такая штука, как инь-ян. Очень люблю эту штуку. Особенно люблю в ней то, что в середине яна находится инь, а в середине иня - ян. Подход, непривычный для линейного «западного» мышления. В середине вчерашних изысканий случайно обнаружил, что на инь-ян как раз и опираюсь.

Не буду сейчас раскрывать весь ход мыслей, это долго и не нужно, тем более что мысли по ходу менялись и эволюционировали по принципу естественного отбора. Лучше сообщу один из результатов: новую классификацию стоек.

В широком философском смысле понятие стойка - это положение оружия и его носителя друг относительно друга. При этом оружие - вовсе не обязательно меч, а носитель - вовсе не обязательно воин. С точки зрения инь-ян любую систему, предназначенную для контакта или даже конфликта с внешним миром, можно описать как оружие и его носителя.

Носитель оружия - инь, уязвимый для внешнего мира и вражеского оружия. Оружие - ян, проекция воли носителя на внешний мир. При этом внутри носителя находится концентрированный ян - это как раз и есть воля, управляющая действиями слабого человека и сильного меча. В сколь угодно опасном оружии заложен мощный концентрированный инь - оно не способно к каким-либо самостоятельным действиям.

Очевидно, что конфликтные ситуации не исчерпываются вооруженным противостоянием двух фехтовальщиков. Тем не менее, не могу сейчас найти ни одной ситуации, которая не вписывается в описанную выше концепцию. Если есть идеи о неподходящих ситуациях или примеры подходящих - милости прошу в комменты, обе стороны вопроса интересны.

Теперь вернемся к фехтованию, от которого и отталкивается это исследование конфликтов в целом. У меня получилось 8 стоек вместо 5 тех, к которым уже привык. Стойки четко разбились на две группы по 4, которые я назвал боевыми и мирными. Названия рабочие, просто ничего более подходящего пока что в голову не пришло.
Боевые стойки

Эти четыре стойки и вариации на их тему лучше всего подходят для боя. Описания достаточно поверхностные, потому что детали не имеют значения. Постановка ног, изгиб коленей и все остальное - это лишь модификации, усиливающие что-то одно в ущерб чему-то другому.
1: Средняя стойка или плуг.

Основная мысль этой стойки - баланс. Меч, расположенный посередине тела, выполняет защитную функцию, при этом более чем успешно может быть обращен в нападение. Самая простая и интуитивно понятная стойка. Когда не знаешь, чего хочешь - вставай в плуг.
2: Верхняя стойка или бык.

Меч расположен выше, защищая от наиболее мощных ударов, идущих сверху вниз. Самый, пожалуй, опытный среди моих знакомых фехтовальщик предпочитает именно эту стойку. При достаточной мобильности, защищающей ноги - очень сильный вариант, не оставляющий места для долгих перестукиваний ни о чем. Баланс смещен в сторону ян.
3: Нижняя стойка или дурак.

Меч прикрывает ноги. Стойка очень подходящая для людей, не обладающих высокой мобильностью. Значительный перекос в сторону инь, стойка располагает к контратакам восходящими ударами, хотя не исключает нанесения мощных ударов сверху.
4: Высокая стойка или крыша.

Меч поднят над головой вертикально вверх. В этом положении очевиден сильный дисбаланс в сторону ян, приводящий к слабой защите инь - все тело открыто, хоть и атаковать такого человека довольно страшно. Удары из высокой стойки сильнее, чем любые другие.
Мирные стойки

Мирные стойки в меньшей степени пригодны для боя - на то они и мирные. Зато в них удобнее находиться в мирное время. Обращение с мечом в мирной стойке скорее относится к иайдзюцу, чем к кендзюцу в том смысле, что кендзюцу - это искусство именно боя с мечом, а иайдзюцу - искусство самозащиты в условно мирной обстановке. Впрочем, в бою также возможен переход в мирную стойку, чаще всего - с целью одурачить врага, застать его врасплох.
5: Задняя средняя стойка или хвост.

Меч в ножнах либо просто отведен назад. Очевидно, что удары из этого положения будут достигать цели несколько дольше, чем из любого переднего. Это касается любой мирной стойки. Хвост - типичное положение для человека вооруженного, но еще не готового к бою. В стратегическом смысле подготовленная армия, стоящая не у границы государства, а где-то в его глубине - это хвост.
6: Задняя верхняя стойка или инь.

Тело расслаблено, меч покоится на плече. Достаточно типичное положение для путешественника, вооруженного мечом без ножен. Сила этой стойки в ее обманчивости. Для ее эффективного использования в бою нужно обладать высокой мобильностью, как и в случае с быком.
7: Задняя нижняя стойка или сэйдза.

Классическое положение на коленях, меч либо заткнут за пояс как в хвосте, либо находится где-то очень рядом. Это уязвимое положение расслабленного человека. В философском смысле речь идет не только о классическом положении сэйдза. Если в бою вы упали, не потеряв меч или оказавшись рядом с ним на земле, то вы находитесь в этой стойке.
8: Без оружия.

Максимальный инь - меча просто нет! Как и полагается, он скрывает в себе максимальный ян. Невооруженный человек не скован условностями. Он вынужден превратить в оружие все свое тело, а также окружающую среду. По всей видимости, эффективно сражаться в этой стойке под силу только настоящим мастерам.

Запись опубликована на сайте vistpro.ru.Вы можете оставить комментарии здесь или тут
Previous post Next post
Up