Если вы решили читать «Петербург» Белого, вам нужно будет определиться, какую версию читать. Первую, написанную до революции 17 года, или вторую, написанную позже. Моя тревожность привела к интересному результату. Я начала первую, но постоянно сравнивала, не упускаю ли я лучшее. Результатом стали разные неожиданные открытия.
Например, еврейский вопрос. В первой части упоминается много и часто, и все в негативном контексте. Во второй - раз.
Начинается с того, что первый предок Аполлона Аполлоновича семит (и это единственное упоминание семитов, которое остается во второй версии). Потом лицо, которое видится террористу Дудкину на обоях. Во второй версии оно монгольское. В первой:
Явление заключалося в странной галлюцинации: на коричневато-желтых обоях его обиталища от времени до времени появлялось призрачное лицо; черты этого лица по временам слагались в семита; чаще же проступали в лице том монгольские черточки
Например, на балу гость на нескольких страницах объясняет “связь между японской войной, жидами, угрожающим нам монгольским нашествием”.
Загадочная фигура, Липпанченко, член партии и, возможно, глава какой-то ячейки, “походил скорей на помесь семита с монголом”.
Я пыталась найти ответ, был ли Белый антисемитом, и в одном из видео из курса “Арзамас” о истории евреев упоминалось эссе Белого «Штемпелеванная культура»:
Белый очень четко говорит о том, что еврейство олицетворяет глобальную мировую культуру, как мы бы назвали это сегодня, то есть что-то, что он противопоставляет глубинной, национальной, расовой настоящей русской культуре.
Но во второй части все это исчезает.
Мне кажется, дело в том, что большевики победили.
От 25 до 40% участников всех революционных движений были евреями, к этому обращалась возникшая тогда теория заговора, “жидокоммуна”. Среди большевиков, в правительстве (Ленин имел еврейские корни, Троцкий, Лугачарский, Каменев, Зиновьев и т.д.) было очень много евреев, как сказал Парфенов в своем фильме про русских евреев, “СССР - первые 30 лет интернациональная и юдофильская”, так что негативные упоминания были просто неуместны и Белому пришлось удалить из второй части все негативные (то есть вообще все) упоминания о евреях. Даже не представляю, как он это делал без текстового поиска.