О религиозности и субъективном

Apr 06, 2010 21:41

На волне интервью Т. Васильевой (см. предыдущий пост с видео-роликом) размышлял ("в который раз думал о России") о природе религиозности и вспомнил диспут о "народном христианстве", якобы не имеющего ничего общего с "истинной" верой - http://iorish.livejournal.com/248535.html.

В связи с этим сделаю несколько выписок антропологического характера - из книги моего учителя А. И. Зайцева, "Греческая религия и мифология" и предисловия к ней, написанного Л.Я. Жмудь;

В архиве А. И. [А. И. Зайцева] содержится набросок программы, близкой к той, которая была реализована позже в курсе для историков. В нём мы находим весьма показательные для А. И. тезисы, указывающие ещё на одну дилемму:
Трудность понимания религиозных феноменов для тех, кто лишён религиозных переживаний. Пример с нападками Зелинского на безбожников, евреев и протестантов. Frickenhaus: “man kann nicht Religionshistoricker sein, ohne den Glauben an die alten Götter in seinem Herzen nachzuschaffen”. Опасность подстановки собственных представлений о божестве в исследуемый материал, преследующая человека религиозного.

Не считая религиозность (в том числе и собственную) непременным условием успеха в изучении религий древности, А. И. вместе с тем настойчиво указывал на всеобщие эмоциональные корни религии, которые возникли ещё до появления современного человека (кроманьонца) и обеспечивают универсальность этого феномена в течение всей истории человечества.

Из работы А. И. Зайцева:

Ошибочно и вообще представление о том, что религиозные верования рождаются в порядке умозаключения по аналогии в ответ на недоумение, вызванное непонятными явлениями, такими как сновидения, обмороки, смерть. Религиозные представления рождаются и закрепляются в моменты эмоционального напряжения, они с самого начала аффективно окрашены. Это отлично знают, в частности, практики-антирелигиозники, убеждающие на практике в бесплодности любой аргументации против религии, которая обращается только к разуму.


Ещё больше сил потратил А. И. на преодоление широко распространённого убеждение в том, что в древности религия целиком доминировала в жизни общества... Периоды далеко заходящей секуляризации, утверждал он, отнюдь не являются прерогативой современной эпохи, они были свойственны многим дописьменным обществам и древним цивилизациям, и история Греции в этом плане не особенно показательна...

Из работы А. И. Зайцева:

Тем самым он [Узенер] выявил основной путь эволюции религиозных верований - от элементарных образов, непосредственно связанных с конкретными переживаниями и потребностями, вплоть до монотеистических религий типа христианства.
Однако было бы серьёзной ошибкой думать, что все народы земного шара когда-то встали на этот путь и пошли по нему, одни быстрее, другие медленнее, все в одном направлении. …

Собранный огромный материал, по общему мнению специалистов, не говорит в пользу прамонотеистической точки зрения, но неопровержимо показывает ошибочность схем прямолинейной эволюции религиозных верований от элементарных к более сложным...

И из книги Иисус Христос в документах истории, составитель Б.Г. Деревенский. На тему историчности личности Иисуса Христа и субъективизма:

Хотя объективность данных в пользу историчности Иисуса, повторимся, пока явно недостаточно, у каждого исследователя, разделяющего взгляд на Христа как на реально существовавшую личность, есть свои субъективные впечатления. Конечно, всё субъективное не может быть доказательством, но определённое отношение к проблеме всё же формирует. Внутреннее ощущение помогает исследователю вести поиск объективных данных, задает направление поиска.
Вчитаемся повнимательнее в канонические Евангелия. За специфический жанр их часто называют легендарными биографиями. Имеется в виду то, что рассказ о жизни героя облечен в специфическую религиозно-назидательную оболочку. Можно ли под этой оболочкой разглядеть реальную личность? Обратим внимание на речь Иисуса, и не на содержание ее, а на манеру произношения. «Истинно, истинно говорю вам...» (Ин 1:51; 3:3, 5, 11 и др.); «Симон! Симон! се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк22:31); «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом...» (Лк 10:42). Это характерное повторение слов, встречающихся в разных Евангелиях, принадлежащих разным традициям, - в этой манере чувствуется особенность речи конкретного живого человека, усвоенная его слушателями и передаваемая затем в проповедях. Такое нельзя придумать. То есть придумать такое в принципе можно, но не понятно, зачем это было нужно. Какая здесь теологическая нагрузка? Ученики часто подражают учителю в манере произношения, а евангелисты могли воспринять эту характерную манеру из уст тех, кто непосредственно слышал Иисуса.
Исследователи давно вывели правило: там, где евангельский рассказ не служит теологическим целям и даже более того, снижает образ могущественного божества, там скорее всего содержится подлинная информация, там и следует искать черты реальной личности. Так, уставший Иисус засыпает на корме лодки (Мк 4:38), оглядывается в толпе, не зная, кто к нему прикоснулся (Мк 5:30-32; Лк 8:45-46; ср. Лк 22:63) «ужасается и тоскует» в предчувствии смерти (Мк 14:33), издает на кресте вопль отчаяния (Мф 27:46; Мк 15:34). Сообщения о сложных взаимоотношениях Иисуса со своими родными, подозревавшими его в сумасшествии (Мк 3:21), неверие в него братьев (Ин 7:5) также не способствуют имиджу всесильного владыки мироздания. Все это - обстоятельства и моменты жизни исторического Иисуса. Это такие вещи, которые сугубо религиозный миф попытался бы избежать, но было невозможно игнорировать преемникам реально действовавшего пророка по причине их широкой известности.

серьёзка, абэвэгэдэйка, мудрость, для себя

Previous post Next post
Up