Oct 04, 2021 21:30
(опубликовано - «Роль аналитического исследования в развитии профессии реставратора».
БОБРОВ Ф. Ю. Спб. 2020. СПБГАИЖСА им. И.Е. Репина. Науные труды. Выпуск 54.)
Аннотация
Традиция обращения к зарубежному опыту, накопленному в области технологии реставрации, не нова. В большинстве случаев она носит выраженный прикладной характер. Технический и научный прогресс оказывает на область реставрации произведений искусства неожиданно сильное влияние, видоизменяя и трансформируя эту еще недавно сугубо прикладную, ремесленную профессию. В рамках исследования «Природа реставрации: бег против времени» авторства Ф. Варда, определяется роль аналитического исследования в современной реставрации, вводится в оборот определение новой формирующейся научной специальности - “conservation scientist” - и ее места в практике научной консервации.
Summary
Study of international conservation-restoration experience are well established in Russian conservation science field, while it more focused on practically applied technical subject. Meanwhile, science developments greatly influence traditional conservation practice, by generating great amount of data of new quality. Philipp Ward article, «The nature of conservation. A race against time», describes complex role of science research in contemporary conservation, educational essentials, and reasons leads to form new inerdisciplinary science field - “conservation scientist”.
Article translated by prof. Ph. Bobrov.
Традиция обращения к зарубежному опыту, накопленному в области технологии реставрации, не нова. Точку отсчета можно установить, в зависимости от имеющегося контекста, в разные исторические периоды. Например, 1599 - предполагаемый год появления «Типика» епископа Нектария, содержащего компиляцию пересказов технических приемов греческих иконопоисцев. Или 1743 - год прибытия в Петербург по приглашению императрицы Елизаветы Петровны художников Георга Гроота и Лукаса Пфандцельта, ставших первыми реставраторами живописи в России. С их именами связано зарождение реставрации европейской живописи в Эрмитаже. В 1819 г. реставратор Митрохин осваивает, и начинает самостоятельно использовать технику укрепления деревянной основы с помощью «паркетажа» при реставрации картин, поступавших в Эрмитажную коллекцию из Западной Европы. [1]
В 1912 году, московский реставратор Юхневич отправляется в Мюнхен с целью освоить метод восстановления прозрачности потемневшего лака профессора Петтенкофера, защищенный патентом 1863 г. [3]
И только со второй половины XX века начинается период создания отечественных синтезированных материалов для реставрации, аналогичных зарубежным образцам, изучения западной технической литературы и разработки методических рекомендаций по их использованию в СССР. В последние десятилетия отечественные реставрационные центры, в частности Третьяковская галерея, организуют семинары и мастер-классы зарубежных специалистов. Они знакомят отечественных мастеров с новейшими материалами и методиками реставрации. [6]
Однако можно заметить, что в большинстве случаев изучение зарубежного опыта в области реставрации носит выраженный прикладной характер, направленный на освоение того или иного профессионального приема, или использование нового материала. Реже можно наблюдать примеры освоения теоретических разработок из области консервации-реставрации, несмотря на наличие переводных изданий. Между тем стремительно развивающийся технический и научный прогресс оказывает на область реставрации произведений искусства неожиданно сильное влияние.
Качественный скачок во второй половине XX в., совершенный в сфере технологий, привел к генерации все возрастающего объема технико-технологических исследований объекта, без которых теперь не возможна квалифицированная, научно обоснованная реставрационная практика. Современные стандарты качества требуют от реставратора новых компетенций, способности понимать, интерпретировать аналитические данные и выстраивать на их основе проект консервации-реставрации.
Изменение методологии реставрационного процесса развивается на наших глазах, а его результаты можно наблюдать в виде изменений профессиональных стандартов реставрационной деятельности. И хотя отечественная реставрационная практика, в целом, более консервативна, она также движется в общемировом направлении, сохраняя свои традиции.
В современной реставрационной практике можно видеть не только рост профессиональных требований к реставратору, но и сложение нового научного и профессионального направления, получившего название “Heritage science” - научное исследование культурного наследия. Оно объединяет реставратора-практика с представителями естественных наук в тесном взаимодействии. В предшествующих публикациях нам приходилось касаться истории формирования этого научного направления. [4]
Настоящая публикация представляет собой перевод текста Филиппа Варда глав «Роль науки в консервации» (Role of Science in Conservation) и «Подготовка консерваторов» (Training of Conservators) из его монографии «Природа реставрации: бег против времени». Рассуждения автора представляются важными для понимания роли аналитического исследования в современной консервации-реставрации. Вард вводит в оборот определение все еще формирующейся в наше время научной специальности - “conservation scientist” - термин, еще не имеющий общепринятого, устойчивого определения в отечественной литературе. Термин Варда можно перевести на русский язык как «аналитик реставрации» (возможно, «реставратор-ученый»).
Отдельный интерес представляют адресованные учебным заведениям рекомендации по адаптации образовательных программ, призванных подготовить специалистов, отвечающих новым профессиональным критериям.
Книга Филиппа Варда - известного музейного специалиста и писателя, директора Информационного центра Канадского Института консервации (Canadian Conservation Institute), впервые была издана Институтом консервации Поля Гетти (The Getty Conservation Institute) в США еще в 1986 г. и представлена в том же году на 14-ой сессии ИКОМ в Буэнос Айресе (Аргентина). Ее первое издание давно стало библиографической редкостью. Однако она по-прежнему является классическим трудом, объясняющим роль и место консервации-реставрации в музейном деле, своего рода введением в профессию. Она основана на материале и опыте предыдущих десятилетий, некоторые ее положения не вполне отвечают современным подходам в консервации и реставрации. Но, при этом, текст сохраняет свою актуальность для отечественной реставрационной практики в настоящее время. Автор дает нам, перефразируя известную фразу Стругацких, ответы на вопросы, которые еще не заданы. [2]
Перевод осуществлен по Интернет-изданию Института Консервации Поля Гетти 2010 года: Ward, Philip R. 1986. The Nature of Conservation: A Race against Time. Marina del Rey, CA: Getty Conservation. PP. 29-34; 35-44.
реставрация исследование учебный материа