Ф.Ю. Бобров "Роль аналитического исследования в развитии профессии реставратора". Ч 2

Oct 04, 2021 21:22

Филипп Вард.
Роль науки в реставрации (The Role of Science in Conservation).

Вклад, вносимый наукой в реставрацию, занимает центральное место, подобно оси. Соединение исследований материальной структуры произведения с древним ремесленным мастерством определяет направление развития современной реставрации. Данное объединение, соединяя науку и мастерство, зачастую является неудобной формацией. Ученый и реставратор имеют различный образовательный фон, работают, подчиняясь разным правилам, и достигают даже общей цели совершенно различными путями.
Ученые оперируют измерениями, производя исчисляемый результат, имеющий точное выражение. Реставратор применяет полученный результат к объектам, имеющим бесконечно разообразную структуру, и возможные решения не являются абсолютными. Каждый предпринимаемый шаг зависит от индивидуального суждения, и реализуется в зависимости от имеющегося уровня мастерства и знаний. Во многих случаях, реставрация является противоположенностью научному знанию. Высказывание А. Эйнштейна (хотя и сделанное по другому поводу) точно отражает суть проблемы: «Математика - это хорошо и правильно, но природа всё равно водит нас за нос».
Применение науки для нужд реставрации может быть разделено на три больших категории: аналитическое исследование; изучение процессов старения и воздействия окружающей среды; изучение и разработка прикладных методов и материалов. Исследование в каждой из областей отвечает двум задачам: получение максимальной информации об объекте реставрации (например, с целью определения материала, из которого создано произведение); и разностороннее изучение настоящих и последующих особенностей произведения, связанных с его установленной структурой (например, обработка затопленных артефактов, или защита каменных объектов от осадков, содержащих кислоты).
Одним из главных направлений для работы «аналитика консервации» (conservation scientists) в недавнее время стала разработка прикладных аналитических техник, дающих возможность реставратору самостоятельно проводить ряд прикладных тестов, дающих ответы на возникающие в ходе практической работы вопросы. Простое применение УФ и ИК техники, рентгенографии, и некоторых других основных видов изучения все чаще выполняются непосредственно реставраторами, специалист-ученый же привлекается для проведения более специализированных исследований.
Узконаправленные научные исследования произведения искусства часто требуются при выполнении его атрибуции. Ни реставратор, ни ученый-аналитик единолично не определяют как таковую подлинность, аутентичность произведения, которая во многом основывается на исторических и стилистических признаках. Однако, результаты аналитических исследований могут предоставить необходимую информацию для тех или иных выводов, определяющих атрибуцию объекта. Признаки, содержащиеся в произведении, могут быть достаточно очевидны, чтобы быть «прочитаны» относительно доступными средствами реставратора, либо, наоборот, могут потребовать узкоспециализированных, «точечных» методов ученого. Часто таким примером будет объект, который является (или может являться) мастерской фальсификацией.
Также и в области изучения воздействия окружающей среды на произведение искусства не обойтись без привлечения науки. Хотя большинство реставраторов обладает общим пониманием механизмов воздействия факторов окружающей среды на произведение, а наличие современного арсенала измерительных средств позволяет решать типичные возникающие задачи, тем не менее, во многих случаях, не обойтись без привлечения специалиста (например, при создании системы микроклимата).
Научное изучение методов реставрации с целью их дальнейшего использования либо модификации с целью улучшения обычно происходит в три этапа. Первый этап призван определить имеющуюся проблему, которая может быть вызвана, например, применением неверного метода реставрации, или не иметь готового методического решения, поскольку возникает впервые. Второй этап предполагает выработку теоретического решения. На третьем этапе происходит трансформация теории в практически выполняемое реставратором решение - процесс, предполагающий конструктивное сотрудничество.
Долговременное общенаучное исследование часто ошибочно воспринимается как роскошь, являясь, на самом деле, основой для последующего открытия. Фактически, мы знаем очень мало о большинстве предметов, находящихся в коллекциях. Существующие знания об использованных при создании произведения материалах, хранящиеся в музейной документации, в большинстве случаев основаны на предположениях, которые зачастую признаются неточными (или ошибочными) при проведении более детального изучения.
Комплексное изучение произведение, как и оборудование для его выполнения, являются дорогостоящими, поэтому до сих пор существует лишь небольшое количество предприятий, где возможна действительно совместная работа реставратора и ученого. Можно назвать такую ситуацию неудачной, поскольку именно тесное сотрудничество науки и реставрации демонстрирует наибольшую эффективность. Лишь немногие музеи способны предоставить своим специалистам возможность использовать собственное аналитическое оборудование. Большинство вынуждены полагаться на благосклонность крупнейших организаций, такую аналитическую базу имеющих, либо пытаться привлечь к сотрудничеству компании из области индустрии - к сожалению, не обладающих пониманием специфики музейной работы и особенностей материальной структуры произведения искусства. Даже в тех немногочисленных странах, имеющих сильные реставрационные институции, их мощности оказываются зачастую перегружены.
Previous post Next post
Up