Московские чиновники не замечают незаконных сделок с жильем

Apr 19, 2012 14:09



Чаще всего в столице нарушается право человека на жилье. Треть всех просьб о помощи, которые москвичи адресовали региональному уполномоченному по правам человека в 2011 году, посвящены незаконной приватизации квартир и ее последствиям. В Москве все еще нет механизмов защиты добросовестных покупателей жилых метров от мошенников, следует из ежегодного доклада омбудсмена. Уполномоченный призвал мэрию начать выплаты компенсаций из городского бюджета пострадавшим от нелегальной приватизации.



Основная масса несправедливых действий чиновников по отношению к москвичам касается жилой недвижимости. Об этом свидетельствует доклад уполномоченного по правам человека в Москве Александра Музыкантского, резюмирующий работу омбудсмена за 2011 год (копия документа есть в распоряжении «МН»). Из 3251 письма к омбудсмену примерно в тысяче случаев за помощью обращаются люди, над которыми нависла реальная угроза оказаться на улице. Причина - в покупке квартиры, которая в прошлом была приватизирована у города незаконно. Самые популярные случаи - использование подложных паспортов и доверенностей и сделки, в которых не дали принять участие всем сторонам, имевшим на это право.

При этом суды не обращают внимания на то, что приватизация была одобрена департаментом жилищной политики города, а добросовестный приобретатель не мог знать о темном прошлом квартиры. Исключение из правила - история Светланы Гладышевой. Пока ей единственной удалось вернуть отобранную городом квартиру, о чем в декабре 2011 года писали «МН»

«Дело Гладышевой показательно, потому что мы его довели до конца», - рассказал «МН» уполномоченный по правам ребенка в столице Евгений Бунимович. Вместе с Музыкантским он с 2008 года добивался восстановления права Светланы Гладышевой и ее сына на честно купленную квартиру. В первом же суде было принято решение выселить мать с ребенком на улицу. Иск подал департамент жилищной политики, требуя вернуть квартиру городу. В продажу квартира попала после приватизации, разрешение на которую дали сами сотрудники ведомства. Омбудсменам пришлось дойти до Верховного суда, который встал на сторону потерпевшей женщины, Гладышева нашла поддержку и в Европейском суде по правам человека. Еще несколько подобных дел находятся в настоящее время в судах, но ситуацию могут исправить только «неотложные меры системного характера», пишет в докладе Музыкантский.

Поскольку департамент сам дает разрешения на приватизацию, требовать обратно квартиру у добросовестных приобретателей он не имеет права в соответствии со ст. 302 Гражданского кодекса. «В результате пострадавшие добросовестные приобретатели, не совершившие никаких виновных действий, выселяются из жилых помещений без предоставления какого-либо иного жилья и снимаются с регистрационного учета по месту жительства. Большинство из них, не имея другого места жительства, рискует пополнить ряды московских бомжей», - констатирует автор доклада.

Подобные ситуации свидетельствуют либо о недостаточной компетентности специалистов, осуществляющих приватизацию от имени собственника имущества города Москвы, либо о наличии коррупционного фактора, уверен Музыкантский.

По словам Бунимовича, «максимально, что нам удается добиться, это чтобы людей не выселяли», жить в квартире они остаются на правах социального найма. Но город должен озаботиться проблемой, которая создается при его непосредственном участии, считает омбудсмен. «Мы считаем, нужно внести в законодательство ответственность тех чиновников, которые проводят сделку», - заявил Бунимович. Он также призвал мэра гарантировать пострадавшим добросовестным покупателям денежные компенсации из городского бюджета. Впрочем, из того же доклада следует, что региональные власти пока не никак не ответили на аналогичное предложение Александра Музыкантского.

Это и понятно - чиновники проблемы не видят и менять ничего не намерены. Подобные случаи за все время проведения приватизации единичны, сообщил официальный представитель департамента жилищной политики Никита Колесин. «Вносить изменения в организацию приема граждан и оформления документов по приватизации жилых помещений необходимости нет, - заявил он «МН». - С уверенностью можно сказать, что подавляющее большинство граждан, как и мы, заинтересованы в проведении быстрой и корректной процедуры приватизации. Сложные изыскательские работы, например, проверку подлинности подписей, мы не проводим. Наши специалисты на это не уполномочены». Колесин отметил, что в 2009-2010 годах заявлений было очень много и сотрудники работали с максимальной нагрузкой.

Московские Новости

чиновники, защита прав

Previous post Next post
Up