княгиня Орлова

Feb 20, 2009 10:18




Не обладая особыми талантами, умом и даже красотой, княгиня Орлова (урожденная Белосельская-Белозерская) была, как говорится, "дамой приятной во всех отношениях". Изящество и изысканный вкус, а также немалое состояние сделали ее заметной фигурой в Петербургском свете и весьма желанной моделью для художников, стремящихся передать аромат эпохи.
"Она не могла стоять, ходить, сидеть, говорить без особых ужимок, подчеркивавших, что она не просто какая-нибудь рядовая аристократка, а... первейшая при дворе дама", - писал об Ольге Орловой Грабарь.
Кстати, Серов для княгини был только модным портретистом, которого толпа ее поклонников сочла достойным чести увековечить ее облик. Ситуация позирования, "игры на публику" доведена в этом портрете до той черты, где модель уподобляется едва ли не манекену, существующему для того, чтобы на нем демонстрировались роскошные наряды. Княгиня Зинаида Юсупова однажды осведомилась у Серова, почему в этом портрете такую заметную роль играет шляпа, на что художник с улыбкой ответил: "Иначе ведь не была бы княгиня Орлова..." Серов "представил ее одетой как бы для выхода в шляпе и в манто и лишь "присевшей" в ожидании автомобиля... вот-вот услышит она, что "машина подана", она вскочит и быстрыми шагами своих длинных ног побежит вниз по лестнице. В лице же представлена известная нервная досада, что приходится ждать, а несколько лупоглазый взор полон нетерпеливого недоумения", - писал Александр Бенуа. В этой ситуации нетерпеливого ожидания, в одиночестве Орлова пребывает в вычурной позе, держит надменную осанку, гордо запрокинув голову - и эта вызывающая надменность граничит почти с вульгарностью, изысканность - с манерностью глянцевой картинки из дамского журнала. Жест Орловой обманчиво-двусмыслен - она одновременно играет длинным жемчужным ожерельем и в то же время указывает на себя как на самую ценную вещь среди окружающих ее дорогих вещей. Портрет разочаровал поклонников красоты и изящества Орловой, Серова обвиняли в несправедливости к модели. Так, князь Щербатов писал: "Как было не использовать исключительно нарядный облик княгини... Что бы сделали из нее Тициан, Веронез?.. И что же у Серова? Черная шляпа, черное платье, но главное - поза: вместо того, чтобы подчеркнуть стройную высокую фигуру, Серов посадил княгиню Орлову на такое низкое сидение, что колени на портрете были выпячены вперед..."


Кроме несомненных живописных достоинств, портрет может служить своеобразным учебным пособием по истории моды эпохи заката модерна. На княгине Орловой светлое шелковое с глубоким декольте - так называемая "нагая мода" 1910-1914 годов. Легкая, струящаяся ткань не скрывает отсутствия обременительных нижних юбок, которые наконец отступили под воздействием реформы белья, начавшейся в 1890-1900-х годах. Меховой палантин выполнен волосом наружу, тогда как в XIX веке мех обращали вовнутрь, а сверху покрывали бархатом или парчой.
В 1910-1911 годах юбки стали настолько узкими, что их пришлось укоротить, чтобы прекрасная половина хотя бы мелкими, семенящими шагами, но все же могла передвигаться. Поэтому обуви и чулкам стали уделять особое внимание. На княгине Орловой модные остроносые лакированные туфли с пряжками и тонкие шелковые "паутиновые" чулки, заменившие ажурные 1907-1908 годов, которые, по замечанию одного из модных журналов того времени, "теперь носят все горничные".


о Серове
текст отсюда
статья в лирушном дневникеla_belle_epoque

муза, женщина

Previous post Next post
Up