Чухлома. Дорога из Асташово.

Jun 26, 2022 23:36

По дороге из Асташово в Чухлому мы проехали два уже несуществующих  села - Ильинское и Фалилеево и живую деревню Введенское.



Там, где раньше было Ильинское, сейчас стоит полуразрушенная церковь Рождества Христова.



Первый храм на этом месте был построен в  1717 году и был деревянным, на его месте в 1815 году на деньги прихожан построили кирпичный. Тот, что мы пока еще видим .
Храм существовал до 30-х годов прошлого века, когда его закрыли советские власти. Прихожане пытались бороться за нее, но в 1940 году церковь окончательно перестала действовать.

Раньше рядом с храмом стояло село Ильинское. От него остался только один единственный дом - бывшая церковно-приходская школа.
В ней же находилась и квартира учителя.



Школа была построена на пожертвования крестьянина-прихожанина Симеона Макарова, жившего все время в Петербурге, который, умирая, завещал на постройку школы 300 рублей, а также крестьянина И.Херова , который "по просьбе батюшки дал безмездно лесу".

Но главный вклад, как материальный, так и физический - Мартьяна Сазонова, о котором была речь в рассказе про Асташово, поскольку его вторая, молодая жена, была дочерью дьячка церкви в этом селе Алексея Александрова Добровольского.

В советское время в этом доме была начальная школа села Ильинское.

Еще совсем недавно в этой школе жил человек - Дормидонт.
Дормидонт был последним жителем в Ильинском, он умер в 2019 году.
После смерти Дормидонта окна забили ребята из Асташово, чтобы не лазили...

Дальше мы проезжали мимо села Введенского. Здесь находится два храма. Оба старинные, ныне восстановленные почти и уже действующие.



В числе первых из сорока девяти храмов Чухломского уезда деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена  здесь, на  берегу речки Мелши.



Места эти в 16 веке неоднократно разоряли казанские отряды, в Смутное время польской интервенции край сильно запустел.
Но уже в 17 веке первый русский царь из рода Романовых, Михаил Федорович, раздал здешние земли стрельцам и боярам за верную службу. Долгоруковы и Дурново стали владельцами и хозяевами этих угодий.

Прежний деревянный храм несколько раз ветшал, горел и строился вновь.

Каменная церковь возведена в 1800 году на средства прихожан - помещиков окрестных усадеб и зажиточных крестьян 25 селений обширной округи.

Возведение каменной церкви началось генерал-майором  С.Перфильевым, одним из воспитателей будущего императора Павла I, другом поэта  Державина.

В числе более чем двух тысяч прихожан были семьи дворян Кадниковых, Языковых, Шигориных, Лермонтовых,  Перфильевых и других.

К началу 20 века Введенс­кий храм считался одним из самых богатых и красивых по внутреннему убранству. Вокруг церковной площади, вымо­щенной кирпичом, располага­лись цер­ковно-приходская школа, ка­менная двухэтажная богадель­ня ( на снимке она есть, восстановлена)  и дома причта.

В первой половине 19 века служил в церкви священник Ан­тоний Соболев, сын которого Иоанн во время учебы в Санкт- Петербургской духовной акаде­мии подружился с будущим свя­тым Иоанном Кронштадтс­ким.

Сам Иоанн Соболев про­жил долгую жизнь, был священ­ником одной из церквей север­ной столицы, а затем настояте­лем Исаакиевского собора.
Существует уст­ное предание, что вместе с ним посещал Введенский храм и его друг Иоанн Кронштадтский.



В 1930 году в селе Введенское раскулачили весь церковный причт, священников или расстреляли, или сослали в Северные края на смерть.

В 1934-35 годах сельскую церковь окончательно разгра­били и разорили, заняв пустое здание под машинно-тракторную станцию.

Нача­ло доброму делу восстановления храма поло­жили в 2007 году прихожане другой здешней ма­ленькой церкви в честь Дмит­рия Солунского во главе со сво­им пастырем , отцом Варфо­ломеем.



Церковь Димитрия Солунского.

Иеромонах Варфоло­мей тринадцать лет жил в селе и служил в небольшой, им же восстановленной, церкви великомученика Димитрия Солунского. В этом году он умер.

Эта кирпичная церковь была построена в 1835-1837 годах.
Одно время в храме Дмитрия Солунского были квартиры. Был храм и пожаркой, складировали в нем и химические  удобрения.

Отца Варфаломея очень любили. Его духовный путь начался в 1992 году.
Тогда он в качестве паломника и трудника приехал в Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь.
Через два года был пострижен в монашество.

В октябре 1999 г. отец Варфоломей стал настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского в селе Введенское.
Он приложил много трудов, чтобы этот храм вновь восстал из руин.



Когда-то  он был известным московским рок-музыкантом.

В миру иеромонаха Варфоломея называли Сергеем Максимовым.
С 1987 года он был вокалистом в молодой рок-команде "Форт Росс".
Играли мелодичный хеви-метал.

Через пару лет записали альбом "Шаг к любви", а весной уже гастролировали по городам Советского союза.
Работали вместе с такими группами, как "Круиз", "ЭВМ", "Мастер", "Ария".

К сожалению, из видео того времени мало что сохранилось. Разве что только одна-две записи с концерта "Форт Росс" в 1990 году в Лужниках.
Музыканты уже были в полушаге от славы. И в это же самое время Сергей Максимов… покинул группу - по сути, на пике.



После этого он стал монахом - отцом Варфоломеем. Уехал от столичной суматохи, но не превратился затворника.

Вот как написал сегодня о батюшке в соцсетях один из его хороших знакомых : "Большинство ищет денег и славы, а Варфоломей искал истину. Поэтому он оказался там, где ни денег, ни славы нет - в тупиковом приходе у конца грунтовой дороги.

Из 700 жителей в церковь ходят 18 прихожанок, старушек, от службы к службе, от воскресения к воскресению. Раз в год одна из них умирает, раз в год нищетой или горем прибивается кто-то новый.



У него сохранялись контакты, друзья - Кинчев, кто-то из группы "Кино", Расторгуев.
Варфоломей обращал эти связи в помощь приходу - восстанавливал огромный престольный храм (службы он вел в кладбищенском), закапывал ямы, красил школы, ремонтировал клуб, латал крыши. Пожалуй, он один сделал для Введенского больше чем, сделала власть за последнее десятилетие".

Отец Варфоломей любил петь. Он пел на службах - на церковных собраниях - на светских праздниках в сельском клубе. Пел в церкви, когда его там никто не видел.
Готовился к службе и тихо пел.
Похоронили его в Авраамиево-Городецком монастыре на берегу Чухломского озера.

Сейчас службы в церкви ведутся только по праздникам и выходным, кто заменит бывшего настоятеля - неизвестно.

А деревня - живет !)


отец Варфаломей, Костромская область, село Введенское, путешествия, Чухлома, путешествие

Previous post Next post
Up