По дороге из Асташово в Чухлому мы проехали два уже несуществующих села - Ильинское и Фалилеево и живую деревню Введенское.
Там, где раньше было Ильинское, сейчас стоит полуразрушенная церковь Рождества Христова.
Первый храм на этом месте был построен в 1717 году и был деревянным, на его месте в 1815 году на деньги прихожан построили кирпичный. Тот, что мы пока еще видим .
Храм существовал до 30-х годов прошлого века, когда его закрыли советские власти. Прихожане пытались бороться за нее, но в 1940 году церковь окончательно перестала действовать.
Раньше рядом с храмом стояло село Ильинское. От него остался только один единственный дом - бывшая церковно-приходская школа.
В ней же находилась и квартира учителя.
Школа была построена на пожертвования крестьянина-прихожанина Симеона Макарова, жившего все время в Петербурге, который, умирая, завещал на постройку школы 300 рублей, а также крестьянина И.Херова , который "по просьбе батюшки дал безмездно лесу".
Но главный вклад, как материальный, так и физический - Мартьяна Сазонова, о котором была речь в рассказе про Асташово, поскольку его вторая, молодая жена, была дочерью дьячка церкви в этом селе Алексея Александрова Добровольского.
В советское время в этом доме была начальная школа села Ильинское.
Еще совсем недавно в этой школе жил человек - Дормидонт.
Дормидонт был последним жителем в Ильинском, он умер в 2019 году.
После смерти Дормидонта окна забили ребята из Асташово, чтобы не лазили...
Дальше мы проезжали мимо села Введенского. Здесь находится два храма. Оба старинные, ныне восстановленные почти и уже действующие.
В числе первых из сорока девяти храмов Чухломского уезда деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена здесь, на берегу речки Мелши.
Места эти в 16 веке неоднократно разоряли казанские отряды, в Смутное время польской интервенции край сильно запустел.
Но уже в 17 веке первый русский царь из рода Романовых, Михаил Федорович, раздал здешние земли стрельцам и боярам за верную службу. Долгоруковы и Дурново стали владельцами и хозяевами этих угодий.
Прежний деревянный храм несколько раз ветшал, горел и строился вновь.
Каменная церковь возведена в 1800 году на средства прихожан - помещиков окрестных усадеб и зажиточных крестьян 25 селений обширной округи.
Возведение каменной церкви началось генерал-майором С.Перфильевым, одним из воспитателей будущего императора Павла I, другом поэта Державина.
В числе более чем двух тысяч прихожан были семьи дворян Кадниковых, Языковых, Шигориных, Лермонтовых, Перфильевых и других.
К началу 20 века Введенский храм считался одним из самых богатых и красивых по внутреннему убранству. Вокруг церковной площади, вымощенной кирпичом, располагались церковно-приходская школа, каменная двухэтажная богадельня ( на снимке она есть, восстановлена) и дома причта.
В первой половине 19 века служил в церкви священник Антоний Соболев, сын которого Иоанн во время учебы в Санкт- Петербургской духовной академии подружился с будущим святым Иоанном Кронштадтским.
Сам Иоанн Соболев прожил долгую жизнь, был священником одной из церквей северной столицы, а затем настоятелем Исаакиевского собора.
Существует устное предание, что вместе с ним посещал Введенский храм и его друг Иоанн Кронштадтский.
В 1930 году в селе Введенское раскулачили весь церковный причт, священников или расстреляли, или сослали в Северные края на смерть.
В 1934-35 годах сельскую церковь окончательно разграбили и разорили, заняв пустое здание под машинно-тракторную станцию.
Начало доброму делу восстановления храма положили в 2007 году прихожане другой здешней маленькой церкви в честь Дмитрия Солунского во главе со своим пастырем , отцом Варфоломеем.
Церковь Димитрия Солунского.
Иеромонах Варфоломей тринадцать лет жил в селе и служил в небольшой, им же восстановленной, церкви великомученика Димитрия Солунского. В этом году он умер.
Эта кирпичная церковь была построена в 1835-1837 годах.
Одно время в храме Дмитрия Солунского были квартиры. Был храм и пожаркой, складировали в нем и химические удобрения.
Отца Варфаломея очень любили. Его духовный путь начался в 1992 году.
Тогда он в качестве паломника и трудника приехал в Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь.
Через два года был пострижен в монашество.
В октябре 1999 г. отец Варфоломей стал настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского в селе Введенское.
Он приложил много трудов, чтобы этот храм вновь восстал из руин.
Когда-то он был известным московским рок-музыкантом.
В миру иеромонаха Варфоломея называли Сергеем Максимовым.
С 1987 года он был вокалистом в молодой рок-команде "Форт Росс".
Играли мелодичный хеви-метал.
Через пару лет записали альбом "Шаг к любви", а весной уже гастролировали по городам Советского союза.
Работали вместе с такими группами, как "Круиз", "ЭВМ", "Мастер", "Ария".
К сожалению, из видео того времени мало что сохранилось. Разве что только одна-две записи с концерта "Форт Росс" в 1990 году в Лужниках.
Музыканты уже были в полушаге от славы. И в это же самое время Сергей Максимов… покинул группу - по сути, на пике.
После этого он стал монахом - отцом Варфоломеем. Уехал от столичной суматохи, но не превратился затворника.
Вот как написал сегодня о батюшке в соцсетях один из его хороших знакомых : "Большинство ищет денег и славы, а Варфоломей искал истину. Поэтому он оказался там, где ни денег, ни славы нет - в тупиковом приходе у конца грунтовой дороги.
Из 700 жителей в церковь ходят 18 прихожанок, старушек, от службы к службе, от воскресения к воскресению. Раз в год одна из них умирает, раз в год нищетой или горем прибивается кто-то новый.
У него сохранялись контакты, друзья - Кинчев, кто-то из группы "Кино", Расторгуев.
Варфоломей обращал эти связи в помощь приходу - восстанавливал огромный престольный храм (службы он вел в кладбищенском), закапывал ямы, красил школы, ремонтировал клуб, латал крыши. Пожалуй, он один сделал для Введенского больше чем, сделала власть за последнее десятилетие".
Отец Варфоломей любил петь. Он пел на службах - на церковных собраниях - на светских праздниках в сельском клубе. Пел в церкви, когда его там никто не видел.
Готовился к службе и тихо пел.
Похоронили его в Авраамиево-Городецком монастыре на берегу Чухломского озера.
Сейчас службы в церкви ведутся только по праздникам и выходным, кто заменит бывшего настоятеля - неизвестно.
А деревня - живет !)