Выставка керамики в Ферапонтово. Вологда.

Aug 08, 2019 13:56

На пути к Ферапонтову монастырю стоит домик.
В нем продается авторская керамика, изготавливаемая только вручную по технологии 16 века.
Делает ее художник Нина Мишинцева.
Как не зайти , не посмотреть ?)



Образование Н.Мишинцева получила в Абрамцевском художественно-промышленном колледже имени В. М.Васнецова. Потом она работала в институте художественной промышленности в Новосибирске.

Жизненные обстоятельства привели ее   в деревню Куракино, что недалеко от Ферапонтово, где она вышла замуж.
Муж  художницы Виктор   своими руками соорудил для нее небольшую печь для изготовления посуды и игрушек из керамики. Нина Мишинцева занялась ремеслом.



Работа так захватила художницу, что через несколько лет под  мастерскую  был выкуплен старый коровник. Все необходимые предметы интерьера и приспособления для изготовления изделий были созданы супругами собственными силами.

Отсутствие современного оборудования и средств на него привело Нину Мишинцеву к использованию старинных технологий.
Для изготовления изделий в Куракинской мастерской начали применяться традиции и рецепты мастеров 16-17 веков.

Несмотря на то, что сейчас есть возможность ускорения и упрощения рабочего цикла и уменьшения ручного труда за счет современного оборудования, художница осталась верна своему выбору и не отказалась от древних секретов.



Сейчас в  мастерской  Мишинцевой  в результате творческой энергии уже одиннадцати  человек появляются на свет посуда, скульптуры, настенные панно и тарелки, напольные вазы и кашпо для цветов, украшения на каминные полки - вазы и подсвечники, изразцы для облицовки печей или каминов (это направление Нина Георгиевна считает основой своего творчества).



Особо приготовленная глина, ручная лепка скульптурных деталей, изготовление форм и ручная авторская роспись - все уходит корнями в традиции, проверенные веками.

В качестве сырья в мастерской применяется местная красная глина.

Особое внимание уделяется  ее подготовке. Это очень длительный процесс, когда глина вызревает и проживает целую жизнь перед тем, как стать произведением искусства.

Согласно старинным рецептам, после добычи глина вылеживается под открытым небом не меньше года, дышит воздухом и наполняется чистотой и свежестью здешних мест.







Затем, процеженная и соединенная с шамотом (огнеупорной измельченной глиной) глиняная масса вызревает еще полтора-два года в глубоких ямах до рабочего состояния , после чего она превращается в твердую каменистую массу. Эта масса размалывается в шаровых мельницах с помощью натуральных камней и размачивается с добавлением необходимых примесей. Готовую массу заливают в гипсовые формы.

Именно так приготавливали глину для изразцов в небольших керамических мастерских 16-17 века.
Такая глина позволяет выполнить сложные формы изделий без деформации при изготовлении, сушке и обжиге.

Куракинские изразцы сохраняют все достоинства старых изразцов. Утверждают, что печи долго не остывают и хорошо прогревают помещение. Их легко мыть и они, практически, вечны.



На следующем этапе начинается волшебство декоративного оформления керамики. Все элементы декора исполняются вручную, а расписывает изразцы Нина Мишинцева  исключительно  собственноручно. Ручная роспись производится по самой сложной технологии нанесения рисунка поверх сырой эмали.

Для росписи изразцов используются народные мотивы, старинные рисунки русских и голландских мастеров. Это могут быть иллюстрации русских пословиц и поговорок, как это было популярно в расцвет русского изразцового искусства в 17-18 веках.



Для бытовой же керамики используется особый прием, при котором заготовка сначала погружается в жирное молоко, а затем обжигается. Благо, с жирным молоком в этих местах проблем нет).
Такой метод дает неповторимый эффект цветовых переходов на глиняной поверхности.
Посуда, вышедшая из Куракинской гончарной мастерской, не только красивая, но и качественная.



Мне особенно понравилась кошачья тема).  Думаю, не только мне, потому что даже на вывеске можно увидеть кошачью мордаху)





Теперь у меня дома живет вот такой hand made)



Про Ферапонтово многие говорят, что место это не простое.  Волшебное, творческое. Приехав сюда, люди чувствуют здесь какую-то неземную тишину: возникает ощущение, что ты дома, и хочется тут остаться надолго или даже навсегда.
Со мной тоже случилось что-то подобное.
Возможно, потому что мои корни по  линии папиных предков  из вологодских мест.



Уезжала с сожалением.

Нина Мишенцева, Куракино, керамика, древние рецепты, Ферапонтово, Вологда

Previous post Next post
Up