Есть в Вологодской области село Ферапонтово.
Село древнее, исконно русское, с деревянными домами и небольшой площадью перед местным продовольственным магазином.
До Вологды - чуть больше 100 км.
Расположено село на берегу двух живописных озер - Ферапонтовское (второе его название Монастырское) и Паское (встречаются названия Спасское, Слободское).
Озера соединены незамерзающей речушкой Паской длиною всего 500 метров.
Свое начало река берет из озера Пятницкого, также расположенного неподалеку. Это - система Бородаевских озер, которая образовалась около 23 тысяч лет назад при последнем (валдайском) оледенении. Название система получила от левого притока реки Шексны - речки Бородавы.
Озера считаются самыми древними по своему происхождению на территории северо-западной части России.
Природа удивительная. Впечатление, что ты находишься в русской народной сказке. Как будто переносишься на много сотен лет назад.
Воздух такой, что хоть ложкой ешь.
В озерах водится много рыбы. Клев, говорят, отменный : только успевай рыбу доставать.
А какие тут молочные продукты... масло, сыр, молоко... Мороженое !)
В 17 веке поселение называлось подмонастырской слободой. Это потому, что в деревне стоит Ферапонтов монастырь. Он-то и прославил деревню.
Монастырь основан на рубеже 14-15 веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества и почти 400 лет был одним из главных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.
История Ферапонтова монастыря тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в то время: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого "государя всея Руси" Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона, который десять лет провел тут в в ссылке (потом его перевели в Белозерский монастырь).
Датой основания Ферапонтова монастыря считается 1398 год, когда на холме между двух озер поселился сподвижник преподобного Кирилла Белозерского - Ферапонт. Спустя несколько лет Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь - Лужецкий.
После него монастырем руководил ученик Кирилла Белозерского - преподобный Мартиниан, духовник Василия II.
В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.
Самое главное : в соборе Рождества Богородицы находятся росписи, созданные в 1502 году знаменитым московским художником Дионисием, сохранившиеся без изменений до нашего времени.
На чудом сохранившуюся за века стенопись Дионисия не обращали внимания до 1898 года.
В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.
После разрушения немецкими фашистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов росписи Дионисия остались одним из очень немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси, единственным полностью сохранившимся в России от начала 16 века.
Удивительный факт : на протяжении 1930-1960 охранял бесценное богатство лишь один сторож.
Ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вход на территорию - через Святые ворота.
Церкви Богоявления и Ферапонта над Святыми вратами, возведенные в 1649 году, - единственные дeйствующие хрaмы обители. Над арками разной высоты расположены двe церкви под общим свoдом. Надвратная церковь Богоявления с приделом во имя преподобного Ферапонта полностью сохранила свою первоначальную архитектуру.
В настоящее время в надвратных церквях проходят богослужения ферапонтовского прихода. Возможно, в скором времени возродится и монашеская жизнь.
Ансамбль храмов Ферапонтового монастыря:
Слева направо:
1. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой
2. Колокольня
3. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
4. Церковь Мартиниана Белозерского
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой построена в 1530 -1531 годах на средства царя Василия III в связи с рождением долгожданного наследника престола Иоанна IV.
Стены собора украшают пояса из узорной кирпичной кладки. Красиво..
К церкви примыкает Трaпезный корпус, в подклете котoрого находилась поварня и хлебня. Печи этих помещений отапливали и трапезную и саму церковь.
Колокольня монастыря построена в 1680 году, а под ней находится главный вход в архитектурный комплекс.
Внутри хранится древний часовой механизм 1635 года.
В 1990 году он был отреставрирован мастером-часовщиком Ю. П. Платоновым, который также восстановил звоны.
Церковь Мартиниана Белозерского (1640-1641 годы) , небольшая каменная шатровая церковь, - усыпальница преподобного Мартиниана Белозерского, игумена, при котором начался расцвет монастыря.
Ферапонтов монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов - Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы , первый каменный храм Белозерья, был возведен в 1490 - 1503 годах на месте первоначально деревянной церкви, построенной в 1465 году.
Он имеет особую значимость для русской и мировой культуры .
Именно этот собор известен на весь мир благодаря росписям знаменитого иконописца Дионисия и его сыновей Владимира и Феодосия, писавшего иконы для Успенского собора Московского Кремля и храмов Пафнутьева-Боровского и Иосифо-Волоцкого монастырей.
Иконописец Дионисий был приглашен для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря бывшим архиепископом Ростовским Иоасафом.
В 1502 году Дионисий и сыновья покрыли почти всю внутреннюю поверхность храма росписями, большинство из котoрых посвящeно жизни и чудeсам Прeсвятой Богорoдицы . Площадь их - около 600 квадратных метров.
Среди древнерусских памятников эти фрески выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи. Как уж Бог уберег...
Фотографировать фрески было строжайше запрещено, смотрители очень строго за этим следили. Поэтому покажу несколько фотографий официальных.
Вот такая красота.
Росписи были выполнены в смешанной технике - фрески (по влажному грунту) и темперы, для красок которых использовались разноцветные минералы окрестностей монастыря.
В 1974 году был открыт для паломников и туристов Музей фрeсок Дионисия.
Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г.
Площадь стенописи собора 600 м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера.
Росписи, насчитывают почти 300 сюжетов и отдельных персонажей и занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов (кроме восточных - за иконостасом и алтарной перегородкой), оконных и дверных откосов, а снаружи - центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана.
Последние ( над дверным проемом и над захоронением) я уже показала в начале этого рассказа.
Их можно было фотографировать самим).
Росписи выполнялись сверху вниз по рядам. Композиции каждого яруса чаще всего объединены общей темой.
Стенопись Рождественского собора, как показали научно-исследовательские работы, имеет прочный грунт и отличается хорошим состоянием красочных слоев.
Сейчас осуществляется надзор за температурно-влажностным режимом, состоянием левкаса ( основы) и красочных слоев.
Кроме музея фресок, в храме есть еще выставка о монастырской жизни.
Можно посмотреть, как была устроена келья монаха.
Обеденный стол
Рабочее место начальника - игумена
После осмотра храмов можно зайти в специальный кинозал, где покажут фильм об истории монастыря и о фресках.
Обошла напоследок весь монастырь вдоль стен по периметру,
Рядом живут люди. Домики добротные, крепкие.
И поехала в Вологду обратно)