Определение: что обозначает насилие?
.........................................
Цитата: "Насилие есть, если есть жертвы!"
Под понятием насилие мы понимаем преднамеренное причинение вреда человеку человеком. Другими словами, насилие есть, если есть жертвы.
Насилие (нем. Gewalt) включает в себя изначально своего рода определение силы и прежде всего господства или правление и не в последнюю очередь власть [специфика нем. языка - p.f.]. В настоящее время слово "насилие" приобретает обозначение разрушительных поступков (лат. vioentia, англ. violence).
В социологии насилие обозначает применение физических и/или психических действий против других, для того чтобы нанести им вред, подчинить себе или же как реакция на подобное применение насилия.
Понятие насилия можно таким образом рассматривать достаточно широко; в то время как в узком смысле насилие обозначает умышленное причинение физического вреда, с другой стороны помимо физического вреда есть психическое, вербальное, а также "структурное" насилие. Под структурным насилием понимается любое негативное влияние на развитие личности, например бедность.
Насилие тесно связано с властью и подчинением. Посредством власти (за счет физического превосходства или общественного статуса) жертву вынуждают против ее воли к действиям, прекращению действий или повиновению. Поскольку понятие насилия в повседневной жизни используется по-разному, рекомендуется с самого начала дискуссии определить используемое значение понятия "насилие".
Насилие, исходящее от группировок правого толка, направлено в первую очередь против меньшинств. В данном случае неравное распределение сил существует как в общем, так и при конкретных ситуациях. Общее неравенство лежит в общественных структурах и нормативной настроенности отдельных людей. Конкретные ситуации случаются тогда, когда отдельные лица нападают на других из-за статуса, внешнего вида, физической конституции, инвалидности и т.д. При этом нападающие часто организуются в группы.
Понятие "агрессия" и "насилие" в дискуссиях часто используются как синонимы, но на самом деле не являются ими. Агрессия происходит от латинского aggredere, что обозначает "приблизиться вплотную". Агрессия это склонность человека, вступать в контакт с важными предметами или другими людьми.
Понятие "насилие" приобретает более общий смысл. Однако если взглянуть на этимологию этих понятий, то картина будет совсем другая: более общим понятием на самом деле является агрессия.
Под насилием согласно этой традиции понимается также особенно ярко выраженная физическая агрессия. Следовательно, телесное насилие является лишь частью агрессии, а именно физическое (начиная с легких ударов и заканчивая тяжелыми увечьями или угрозами физической расправы). [в данном случае, имхо, угроза это все же психич. насилие - p.f.]
Насилие часто сочетается с яростью. Ярость сочетает в себе три компонента агрессии: разрушение, уничтожение и инициатива. Мы исходим из того, что подавленная ярость может привести к насилию. Если противник слишком силен, что часто бывает в отношениях между детьми и родителями, то тогда насилие направляется на себя.
В силу природы этих вещей психическое насилие к тому же еще и трудно распознать (и доказать). После физического насилия остаются, как правило, более или менее отчетливые следы на теле, которые видны и жертве, и насильнику. Также другие лица (врачи, полиция, прокуратура) могут безошибочно распознать эти увечья.
... Психическое насилие особенно сильно поражает достоинство человека. Психическое насилие является покушением на "Я" человека. Человек тем сильнее унижен, чем нестабильнее его психическое состояние.
Иллюстрация: есть ли смысл в насилии? - Тренинг по анти-агрессии для детей.
1 этап.
Восприятие детей бывает очень разным. Они воспринимают прежде всего то, что ожидают. Агрессивные дети склонны видеть враждебность в окружающем мире. С помощью видеозаписей психологи пытаются обратить их внимание также на доброжелательное поведение других.
2 этап.
В конце ребенок быстро проигрывает в голове различные варианты поведения. При этом уже на ранних стадиях становится заметным предпочтение агрессивных или мирных вариантов. Ролевые и наблюдательные игры могут расширить набор возможных реакций ребенка.
3 этап.
Прежде чем ребенок становится действительно агрессивным, он должен перебороть определенный психологический барьер. Где он лежит, зависит от имеющегося жизненного опыта. Если ребенок уже достигал свои цели с помощью насилия, барьера практически нет. Если пережитые неприятные вещи ассоциируются с избиениями, ребенок приобретает страх и его агрессия подавляется или ослабевает.
4 этап.
Если барьер однажды пройден, следует т.н. расчет плюсов и минусов. Имеет ли насилие смысл в данной ситуации или нет? Разум и кругозор могут притормозить человека и на данной стадии. Чем он моложе, тем он недальновиднее. Тренинг на ранних этапах позволяет научить детей дальновидности и расширить их кругозор.
.........
Ну вот. Дальше будет конкретнее и надеюсь интереснее: насилие правых группировок, насилие в школе, в СМИ, на улице и т.д.