Кадр из фильма "Говорят женщины"
Нынешний Голливуд как-то подозрительно и, главное, внезапно стал напоминать древний советский кинематограф про колхозников. Это который работал исключительно по заказу каких-то там комитетов по чему-то там типа культуры и т.п. И который снимал такое кино, которое никто не смотрел, потому что колхозники и передовики производства не были, мягко выражаясь, привлекательны. Даже для советского зрителя, чего уж говорить про какого-то другого… Сегодняшняя голливудская продукция имеет зеркальный оттенок с той лишь разницей, что это кино смотреть интересно лишь тем сегментам западного общества, которые его и заказали, то есть по чьим правилам кино такое снято. У нас его тоже смотрят, но очень выборочно и преимущественно те, кто без Америки да Европы жизни своей не смыслит. Ну, и повёрнутые синефилы типа меня)). А в целом картинка получается с большим душком - собственно, как и нынешнее руководство США, превзошедшее по степени деградации Брежнева с Черненко вместе взятых. Вот и кино у них такое получается, только вместо колхозников - передовики производства иного рода.
Кадр из фильма "Всё, везде и сразу"
Через две недели в Лос-Анджелесе будут раздавать очередных ежегодных Оскаров. Событие, утратившее для нас былое значение, но, тем не менее, приметное и очень показательное для изучения культурных симптомов и веяний эпохи. И, если пару лет назад, Оскар был полностью определяем чёрной темой и негритянским кино под улюлюканье BLMщиков и целование им пяток всей прогрессивной общественностью, то сегодня корабль «цивилизации» развернулся в другую сторону. Это не значит, что кино сегодня преобладает плохое - прошлый год показал, что и хорошего много, только вот в какой форме и под каким соусом это блюдо подаётся на суд зрителя? И самым симптоматичным по количеству номинаций неожиданно стал «Всё, везде и сразу» двух Дэниэлов, Квана и Шайнерта - целых одиннадцать, включая все основные. Рваное и сумбурное повествование, разбитое на три сегмента и больше похожее на карнавал, напичканный ЛГБТ, дырами в пространстве и шутками ниже пояса. Однако, даже несмотря на размахивание дилдаком во весь экран и отчаянными попытками мужиков засунуть себе в задницу хоть что-то, общий смысл фильм как раз идеален для эпохи - потерянность и неуверенность в себе, распутье, отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Хм… а у советских колхозников она как раз имелась. А у героев фильма нет - вот и мечутся они почти три часа как ошпаренные на фоне яркого, играющего всеми цветами и эмоциями экрана. Целых четыре номинации - актёрские, потому что все актёры - молодцы. Для Мишель Йо (номинация за главную женскую роль) это вообще лучшее, что она сделала в жизни. Для Джейми Ли Кёртис (номинация за второстепенную женскую роль) - главный и мощнейший успех после забытой всеми «Правдивой лжи» Кэмерона, фарс и трагедия в одном человеке одновременно. В целом, нынешний Оскар благодаря «Всё, везде и сразу» сделал главными актёрами года азиатов вместо негров - здесь ещё Ке Хой Хван и Стефани Сю (оба выдвинуты за второстепенные роли).
Накладное гримирование Брэндана Фрейзера на съёмках фильма "Кит"
Ещё одну великолепную азиатку видим в «Ките» Даррена Аронофски - Хон Чау за второстепенную женскую роль. Но главная звезда фильма - безусловно, Брэндан Фрейзер. Аронофски вообще любит давать вторую жизнь забытым звёздам прошлого - вспомните его «Рестлера», который вознёс Мики Рурка за секунду из нафталинового болота на вершину славу. С Фрейзером та же история - номинация за главную роль. И, по большому счёту, конкурентов у него нет. «Кит» не о гомосексуализме, как многие считают и пишут в сети. Аронофски - мужик с мозгами, поэтому и кино делает умное. И, если необходима гомосексуальная тема (а по голливудской разнарядке она теперь везде необходима), у него она - лишь один из элементов построения картины, и никак не база для этого. Если такая тема становится базой картины - фильм раздражает, если одним из элементов - ни в коем случае (в истории кино масса фильмов с нетрадиционными элементами, что не делает эти фильмы менее великими, чем они есть). «Кит» о двух вещах: о проблеме ожирения нашей планеты (грим Фрейзера бесподобен - он таскает его на себе из последних сил, гримёр заслуженно получил номинацию) и об одной из причин этого ожирения. Причина не гормональная и не продовольственная, она внутри каждого из нас. Это конфликт с собой самим, заканчивающийся уходом в ракушку, которая, как правило, обрастает тонной жира… «Кит» о трусости нас самих перед нами самими, о неспособности сказать правду самому себе, о лжи во имя людей, которые могут что-то не то о тебе сказать, и об искуплении греха этой самой лжи через преодоление самообмана и признания себе в этом.
Кадр из фильма "Банши Инишерина"
Есть ещё один фильм с четырьмя актёрскими номинациями - это ирландский «Банши Инишерина» Мартина Макдона. Удивительно тонкая, неспешная и тягучая картина, в которой вроде бы ничего толком и не происходит, а на самом деле там всё бурлит и лопается, просто скудная ирландская островная природа и бесподобная актёрская игра Колина Фарелла (выдвинут за главную роль), Брендана Глисона, Барри Кигана и Керри Кондон (выдвинуты за второстепенные роли) направляют это бурление в верное русло. Въехать в фильм с первого раза вряд ли получится - это не под пиво с чипсами, это для размышления и взгляда на себя со стороны. И никаких тебе негров, азиатов и ЛГБТшников - сплошной ирландский пролетариат… И восемь номинаций. Можно ведь и так в наши дни, правда?..
Кадр из фильма "На Западном фронте без перемен"
Второй по популярности на нынешнем Оскаре - вновь неожиданно, но немецкий фильм «На Западном фронте без перемен», девять номинаций, включая фильм года и фильм года на иностранном языке. Очередная экранизация сами знаете чего, популярная в кино ещё постнемой эры - голливудский фильм 1929 года уже получал Оскара, правда, снимали его те же немцы. С другой стороны - почему неожиданно? Мир же вновь в состоянии войны, и большая война, гораздо больше той, что теперь в Европе, не за горами. Первая Мировая - прекрасный повод вспомнить тех, кто придумал её и начал, а главное - с какой целью это сделал. Тогда и отношение к оценке нынешних событий, может быть, изменится, если не одну извилину в мозгах использовать. В техническом плане фильм тоже безупречен - номинации за декорации, звук, визуальные эффекты, сценарий, музыку, оператора и грим.
Кадр из фильма "Треугольник печали"
Вообще, нынешний Оскар богат на сложные для восприятия рядовым зрителем картины. Получивший Золотую Пальмовую ветвь в Каннах в прошлом году «Треугольник печали», например. В ЖЖ кто про него только не писал - я прочитал рецензий десять, и все мимо. Никто вообще ничего не понял, о чём это кино! Тем лучше Рубену Эстлунду, к творчеству которого я отношусь скорее с раздражением, поскольку он чрезмерно увлекается политкорректностями всякого рода, но здесь, видать, и его достали. Судя по всему, придётся отдельно про этот фильм писать, чтобы всё по полкам разложить. С другой стороны, феноменально красивая новая работа Алехандро Гонсалеса Иньярриту, представленная лишь в операторской номинации - «Бардо». Камера Дариуса Хонджи совершила невозможное - она проникла в человеческое подсознание, увлекая за собою туда и нас и превращая фильм из непонятного и сумбурного набора сцен в гигантское полотно, объединяющее и Дали, и Босха, и Уорхолла. Фильм о женщине-дирижёре-лесбиянке «Тар» с Кейт Бланшет в главной роли (её номинация + ещё пять номинаций фильму, включая все основные), распекаемый на всех форумах как нудейшее говнище просто потому, что люди не понимали, о чём в картине вообще речь. Тоже придётся о нём отдельно писать, потому что фильм совершенен и по актёрке, и по техническим (визуальным и звуковым) параметрам. Наконец, «Империя света» про любовь разнорасовой пары - вполне приевшаяся нынче тема, однако это лишь фон для работы гениальной камеры великого оператора Роджера Дикинса, объектив которой видит каждую пылинку в луче даже умирающего света - вполне заслуженная, хоть и единственная, номинация.
Кадр из фильма "Империя света"
Отработка Голливудом прошлых грехов западной цивилизации ведётся коряво и за счёт зрителя. И, если одни режиссёры делают это по обязаловке, не охая по поводу комплекса гомофоба («Тар», «Кит», «Всё, везде и сразу», «Солнце моё» - у фильма одна номинация за главную мужскую роль, сыгранную прекрасно), а используя его как один из элементов для взгляда внутрь, то другие просто трясут этим перед носом у зрителя, превращая в самоцель - особенно ярко видно на комплексе мачиста («Говорят женщины» - номинаций всего две, но одна за фильм года - жутчайшая история про сектанток, два часа сидящих в амбаре и размышляющих, надо ли валить от мужиков или нет, или «Вместе навсегда» (номинация за песню) - слащаво-приторный альманах с кучей звёзд-лесбиянок, призванных, очевидно, продвигать равноправие в массы). Комплекс колонизатора же уходит в прошлое - негры улыбаются всеми своими шикарными белыми зубами в очередном марвеловском опусе «Чёрная Пантера: Ваканда навеки» (аж пять номинаций), где над белыми актёрами издеваются как над недалёкими колонизаторами-неудачниками, получившими бумерангом по шее. Зато выпускают из моря невероятно смахивающих на персонажей «Аватара» синих товарищей индейского происхождения, разве что без хвостов. Новый «Аватар», который «Путь воды», тоже выдвигается, правда, всего по четырём, преимущественно техническим, номинациям. Не знаю, зачем снимали… Если вы мыслите свою киножизнь без летающих крокодилов и высокоинтеллектуальных китов-мутантов - можно не смотреть, ничего не потеряете.
Кадр из фильма "Чёрная Пантера: Ваканда навеки"
Наконец, отрадно видеть среди номинантов кино о кино. Барочный «Элвис» База Лурмана сногсшибателен и роскошен, и, хоть про кино здесь не так много, а больше про музыку, но вспомнить лучшие экранные роли Короля никогда не вредно - восемь номинаций. Тем печальнее наблюдать за новым, но беззубым творением Дэмиена Шазелля «Вавилон», о становлении Голливуда в 20-30-х годах. И ни Брэд Питт не спасает, ни Марго Робби, ни фантастическая дороговизна проекта. Три часа фонтанирующего энергией и красками действа, по сути, слизано у предшественников, поскольку и картинку, и юмор, и сюжетные ходы мы уже наблюдали у того же Лурмана в «Великом Гэтсби» и «Мулен Руже!», у Богдановича в «Никельодеоне» и у Скорсезе в «Авиаторе». Хотелось, как в «Ла-Ла-Лэнде», но по второму разу в одну и ту же реку не входят, поэтому, наверное, и номинаций всего три, причём технические. Ну а вот автобиографические «Фабельманы» Спилберга невероятно порадовали - кино очень личное, надрывное и откровенное. Семь номинаций, среди которых две актёрские - Мишель Уильямс и Джад Хирш. Кино о том, как кинематограф может стать не просто частью жизни, а её смыслом. Главное ведь - не врать самому себе и не стараться соответствовать каким-то там нормам. Потому что норма - это не то, что кто-то придумал. А то, что живёт в своей органике. Навязать фальшивое разнообразие или кондовые шоры можно, а вот смириться с этим - ни за что на свете.
Кадр из фильма "Фабельманы"
Смотрите больше честного кино!
(c) petrus_paulus
Поддержать мой блог можно ниже - там, где произрастает синий цветок))