Вы любите ходить в театр? Не в том смысле, чтобы просто туда ходить, потому что все ходят, для галочки, или потому что жена/муж тащит, а отказывать невежливо, но потом ещё невежливее там заснуть и быть безжалостно затыканным в бок локтём этих самых жены/мужа. А в смысле искусства, точнее, в смысле наблюдения за трансформацией этого вида искусства в соответствии со временем, в котором мы живём. Театр ведь живой организм с живыми актёрами, развивающийся и трансформирующийся вместе со зрителями.
О современной театральной режиссуре говорилось и писалось великое множество раз, в том числе и мною. Есть противники, есть сторонники - так всегда было и будет, это нормально. Современный театр горазд на современные прочтения классических пьес, всем хорошо известных со школьных времён. И порой театральные режиссёры действительно перегибают палку со своими слишком уж дерзкими интерпретациями классики, совершенно лишая её того смысла, что был заложен автором изначально. Форма начинает управлять содержанием - хочется помоднее и подерзее, а получается полный пшик. Если уметь балансировать на грани (доступно далеко не каждому режиссёру) - получается мегакруто. А вот что будет, если классику переосмыслить?
Сейчас во многих городах России (в Воронеже, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, например) можно увидеть новый спектакль театрального агентства «Арт-партнер XXI». Это история антрепризная, длится с середины 90-х годов аж. Привлекают ведущих актёров, хорошо известных в первую очередь благодаря более массовым видам искусства - кино и сериалам. Спектакль называется «Джекпот для любимой» - в Москве его демонстрируют публике на площадке театра Моссовета. И это как раз то самое переосмысление хорошо известного всем сюжета бессмертного Бернарда Шоу, который на сцене мы знаем как «Пигмалион», а в кино - как «Моя прекрасная леди». Только здесь не поют (ну разве что самую малость). И актёров раз-два и обчёлся. В прямом смысле. Потому что весь спектакль выстроен на игре Дмитрия Дюжева и Глафиры Тархановой - кроме них на сцене больше никто не появляется.
Сюжет полностью переосмыслен, не нарушая при этом классических традиций драматического театра в угоду веяниям времени. Хотя эти веяния безусловно ощущаются здесь, поскольку любое переосмысление знаменитого сюжета - уже признак нового времени. Вспомните знаменитую пьесу Григория Горина «Чума на оба ваших дома» - переосмысление бессмертного шекспировского сюжета о Ромео и Джульетте. И место действия то же, что у Шекспира, и время, и даже персонажи те же, кроме главных, поскольку они мертвы, а всё происходящее на сцене - возможное продолжение той истории. Предположение, как могли бы развиваться события после смерти двух влюблённых. Переосмысление сюжета через размышление. «Джекпот для любимой» - такое же переосмысление «Пигмалиона», только подразумевающее через предположение, как развивался бы сюжет, если героев поменять местами? И наделить их совершенно новыми мотивациями, не предполагающими на сцене персонажей иных. Эти новые мотивации рушат привычные рамки знакомого сюжета, закручивая его в пружину загадки и неопределённости, которую зритель будет пытаться разгадать на протяжении двух часов. Этакий геометрический детектив с кучей неизвестных, недоказуемая теорема, своеобразный отсыл к другой знаменитой кинороли Одри Хепбёрн - к «Шараде».
Спектакль поставил Дмитрий Астрахан, всем хорошо известный благодаря своей работе в кино. Несмотря на полное переосмысление сюжета и даже на его откровенный перевёртыш, он очень бережно отнёсся к материалу, не скатившись в пошлятину и не поставив форму выше содержания. В новые времена не мужчина делает из замарашки леди, а женщина - из бомжа джентльмена. Сюжет Шоу играет новыми красками, радуя публику отменным шоу, одновременно находящимся и в поле классического театра, и соответствуя своему времени, дабы не быть скучным и не отдавать нафталином. Глафиру Тарханову я прежде, к сожалению, видел лишь в сериалах, а Дмитрия Дюжева неоднократно и в большом кино. Моё отношение к нему как к актёру поначалу было такое себе, всё изменил незабываемый «Остров» Павла Лунгина. Так что на спектакль я шёл в предвкушении. И не пожалел - для обоих актёров это настоящий подвиг, потому что объём текста запредельный. И оба подвиг этот совершили)).
Актёры и Дмитрий Астрахан
Благодарю театр Моссовета и «Арт-партнер XXI» за приглашение! Такие камерные спектакли нынче - редкость, режиссёры стремятся по большей части к многофигурности. Однако количество не всегда перерастает в качество - если иметь двух талантливых актёров, то можно сделать отличное шоу лишь благодаря им.
Фотографии Юлии Васильевой (c)
(c) petrus_paulus