В погоне за негром

Dec 12, 2022 18:31





Если очень сильно разогнаться, то остановиться потом бывает очень непросто. И даже обороты снизить порой не всегда получается сразу. Поумеривший свой пыл, бушевавший в 2019-2020 годах, Голливуд продолжает по инерции мусолить чёрную тему с «несчастными» неграми. В году минувшем, правда, лихой задор поутих, а про BLMщиков стало почти не слышно. Но, как я писал в начале нынешнего года, осадочек остался - никуда не деться. И осадочек этот накануне зимних праздников оказался совершенно неожиданным, потому что из заскорузлой и конъюнктурной бездарщины и пропаганды превратился (вот те на!) в искусство!



«Чёрное кино» как отдельный самостоятельный жанр существует давно - достаточно вспомнить старые фильмы с Эдди Мерфи или братьями Уэйанс, например. И там периодически встречаются прекрасные, талантливые картины. Главное слово в предыдущем предложении - «периодически». Потому что с ходу выдать реально классные фильмы на афроамериканскую тему мой мозг, в котором записаны тысячи картин из разных стран и эпох, смог с большим трудом - вспомнились мигом лишь «Малкольм X» 1992 года режиссёра Спайка Ли с Дэнзелом Вашингтоном, «Изгороди» 2016 года с тем же Вашингтоном в роли и главного героя, и режиссёра, и, чтобы без Вашингтона, великолепная «Прислуга» 2011 года. Вот три реально качественных, талантливых и запоминающихся фильма. Остальное - либо идиотские комедии с довольно специфическим негритянским юмором, либо стенания в стиле фаду про эпоху рабовладения, какие, дескать, злодеи были белые и как долго и упоённо издевались над чёрными. Честно - картины в стиле «Амистадов» и «Двенадцати лет рабства» изрядно достали. Там реально мир пополам, только чёрное в нём белое, и белое - чёрное. Во всех смыслах. Ещё и мир наоборот вдобавок…



"Освобождение", США, 2022, Apple Original Films, режиссёр Антуан Фукуа, автор сценария Уильям Коллэдж, композитор Марселу Зарвуш

И вдруг случается нечто необычное! «Освобождение», безусловно, войдёт в историю кинематографа. И не благодаря задолбавшей всех и вся повестке про то, какие несчастные были негры-рабы и какие садисты-душегубы были белые-рабовладельцы. Мы этого добра насмотрелись в «Двенадцати годах рабства» и иже с ним. Самым тревожным сигналом стал фильм «Рождение нации» 2016 года о виргинском восстании рабов в 1831 году. Название отсылало к знаменитому немому шедевру Дэвида Уорка Гриффита, где про ку-клукс-клан и линчевание рабов. Получалось, что у Гриффита кино было про рождение одной нации, белой, а в новом фильме - про рождение уже совершенно иной, чёрной, потому что рабы там невероятно вкусно и самозабвенно мочат белых угнетателей, смакуя все натуралистические подробности. И тема негритянских батальонов в армии северян тоже не нова - вспомнить, хотя бы, «Славу» Эдварда Цвика 1989 года. В «Освобождении», на первый взгляд, та же история - над рабами издеваются всеми возможными способами, как в концлагере, при этом белые здесь садисты все поголовно, включая детей. Однако фильм этот интересен и великолепен не поэтому!



И даже совсем не поэтому. Антуан Фукуа, режиссёр средней руки (кстати, тоже чёрный), снимающий в основном неплохие, а порой и очень качественные, боевики, на этот раз выдал нечто совершенно иное, Оскаровского уровня. И всё благодаря созданию абсолютно конкретной и понятной каждому зрителю картины в кадре. И это заслуга великого оператора Роберта Ричардсона, через объектив камеры которого мы знаем половину творчества Тарантино, позднего Скорсезе и почти всего Оливера Стоуна. Этот оператор - великий художник, и свой гигантский опыт и безграничные возможности он применил в «Освобождении».



Совершенная, математически выстроенная картинка, несмотря на чёрно-белое изображение, рождает ассоциации с импрессионизмом. Лес и болота дышат, как на картинах Монэ, общие планы полей абсолютно вангоговские, а грязь и туман словно перенесены с полотен Вламинка. Настоящее визуальное пиршество, когда замирает дыхание и политическая повестка отключается сама собой. Чёрно-белое изображение придаёт фильму охлаждающий эффект, мы будто чувствуем на себе сырость болот, вязкость грязи и даже воздух, пропитанный одновременно влагой и дымом пожаров, не приторный и раздражающий - он леденящий, хоть на дворе и не зима. Лишь две субстанции имеют в фильме цвет - огонь и кровь. Огонь золотистый, кровь - красная. Огонь своим светом одаривает цветом всё, что к нему близко. Люди, предметы, природа - всё начинает обретать цвет при поднесении факела и розжиге костра. И чем ближе огонь, тем ярче цвет, тем больше жизни в освещаемом им. Огонь гаснет - и всё опять бесцветно, холодно и тревожно. Кровь на листве, на траве, где угодно - как символ жизни, покидающей человеческое тело, и поэтому обладающий цветом. Цвет как жизнь - он внутри нас, а когда мы теряем его, становимся ещё больше чёрно-белыми... Не знаю, какие фильтры применял Ричардсон и как он добился такого умопомрачительного эффекта, но смотрится это совершенно великолепно.



Уилл Смит, играющий главную роль и весь фильм удирающий от преследователей, охотящихся на него (а ещё на Уилла охотятся аллигаторы, пчёлы, мошка и прочие жители луизианских болот), выше всяких похвал. При всём моём скептическом отношении к этому актёру и его творчеству в целом, здесь он просто на недосягаемой высоте. Местами всё происходящее на экране напоминало мне «Выжившего» с ди Каприо, но так же быстро улетучивалось - действие похоже, визуализация вообще нет. Визуально вкусное кино ныне вообще редкость, в основном компьютерная жвачка для глаз. Здесь всё совсем иначе, хоть и довольно обрыдлый сюжетец - художественная подача темы искупает все огрехи и несовершенства сценария. Словом, в кои-то веки появилось достойное «чёрное» кино! Могут ведь, если захотят)).

Смотрите больше хорошего кино!

(c) petrus_paulus

Поддержать продолжение ведения этого блога очень просто - Сбербанк 2202 2032 7122 6575, заранее спасибо!

#голливуд, #негры, #кинематограф, Голливуд, искусство, кино, #кино, #искусство, кинематограф

Previous post Next post
Up