В прошлый раз я делал выборку из своих же предыдущих постов, касавшихся темы барокко в опере.
Сегодня - для тех, кто пропустил, но интересуется темой - выборка постов не менее, а, может статься, даже более интересная. Как известно, на смену барокко пришёл новый стиль - рококо. Он характеризовался не только изменениями в дизайне одежды, жилых помещений и архитектуры в целом, но и всего остального, в частности - музыки и оперы.
В музыке рококо принято называть классицизмом, тогда как в архитектуре этот стиль наступит несколько позже и проживёт достаточно долго, пережив рококо в разы. Поэтому здесь мы сосредоточимся на второй половине XVIII века и посмотрим на повальное увлечение европейцами стилями шинуазери и тюркери и узнаем, как они влияли на оперу; заглянем в масонские ложи и обозначим их связи с музыкой; а заодно изучим новую структуру спектакля, придуманную Глюком.
О Кристофе Виллибальде фон Глюке, его модели новой оперы и композиторах, последовавших его призыву
О Франце Йозефе Гайдне и его зашифрованном в партитуре оперы «Роланд-паладин» понятии масонского мира
О стилях шинуазери и тюркери в европейском быту, о Вольфганге Амадее Моцарте и его операх «Похищение из сераля» и «Так поступают все женщины»
О Джованни Паизиелло, его опере «Севильский цирюльник» и последующих заимствованиях из неё другими композиторами
О конце рококо и Медее как эпохальном символе влияния на музыку политики на рубеже XVIII и XIX веков в операх Луиджи Керубини и Джованни Симоне Майра
Спасибо, что читаете и слушаете!
(c) petrus_paulus