Прованс, злодейство и судьба

Oct 08, 2021 17:14







Я, наверное, достал уже всех, задавая один и тот же вопрос, раз уже в третий или четвёртый, не помню. Но, всё же, задам его ещё разок - любите ли вы старое французское кино? В свете недавней кончины одного из главных лиц кинематографа Франции, Жана Поля Бельмондо, звучит он теперь несколько иначе. Сейчас «старым» можно назвать любой из французских фильмов добессоновой эпохи (это я про Люка Бессона) - времени, когда французское кино имело собственное лицо и шарм, пока не оголливудилось благодаря стараниям вышеназванного кинодеятеля. Когда Бельмондо активно снимался - шлейф изысканного, порой чуть грубоватого, но всегда утончённо-вкусного тянулся за ним и его коллегами по эпохе, когда перестал - рассеялась и поволока былых времён.

В мае у меня был пост о совершенно уникальном современном американском фильме «Женщина в окне», в котором был собран на редкость удачный актёрский ансамбль. Именно ансамбль. Актёрский ансамбль в фильме - любом, не важно, триллере, комедии или драме - половина успеха всей картины. Когда актёры работают слаженно как единый организм, при этом ещё и радуя глаз и мозг зрителя, то и от фильма будет не оторваться. И это задача режиссёра - создать из совершенно разных актёров целое, ансамбль, который достигнет всех целей, поставленных режиссёром. Тогда я обещал вернуться к теме актёрского ансамбля на примере французской киноклассики, что и делаю теперь с удовольствием.



"Жан де Флоретт", Франция-Италия, 1986, Renn Productions, DD Productions, режиссёр Клод Берри, авторы сценария Клод Берри и Жерар Брак, композитор Жан Клод Пти

В качестве материала предлагаю взять дилогию Клода Берри по роману Марселя Паньоля «Жан де Флоретт» и «Манон с источника». Паньоль был ещё и выдающимся киносценаристом и стал первым деятелем французского киносообщества, пробравшимся в члены Академии Франции. История, рассказанная в фильмах, имеет поистине шекспировские страсти и невероятно закрученный сюжет. Старый Сезар Суберан - владелец приличного поместья в Провансе. За неимением прямых наследников (старик никогда не был женат, поскольку всю жизнь любил лишь одну женщину, Флоретту, которая, не дождавшись его из Алжира, вышла замуж за другого) он хочет отписать всё племяннику Уголену, только что вернувшемуся из армии - обиженному природой и внешностью, и умом бедолаге. Как-то в стычке он убивает соседа, смерть которого принимают за падение с дерева. И, когда в поместье покойника приезжает получивший землю и дом в наследство горбун по имени Жан с семьёй, всё и начинается. В первом фильме, «Жан де Флоретт», есть риск воскликнуть «да что это за старомодная французская тягомотина!». Действие неспешное, много разговоров и мало активности. Вдобавок картину усугубляет прекрасная операторская работа Брюно Нюиттена, который замечательно передаёт своей камерой летний провансальский зной, стрёкот цикад и атмосферу невыносимо палящего солнца. Однако - благодаря актёрам рука не поднимается выключить! Потому что перед нами настоящий слаженный ансамбль.



"Манон с источника", Франция-Италия, 1986, Renn Productions, DD Productions, режиссёр Клод Берри, авторы сценария Клод Берри и Жерар Брак, композитор Жан Клод Пти

Здесь все на своих местах, нет ни одного лишнего лица. Горбуна Жана играет молодой ещё и не закабаневший Жерар Депардье, и это одна из лучших его ролей, если не вообще лучшая, сделанная за всю его долгую кинокарьеру. Он неисправимый романтик, мечтающий превратиться из офисного служащего в слившегося с землёй фермера. Он выводит новую породу кроликов, изобретая для них систему подземных нор, он выращивает овощи, при этом бережно относясь к окружающей его природе, десять раз подумав перед тем, как срубить дерево - надо или не стоит? Он полнейший идеалист, за что его вознаграждают успехом высшие силы. Компанию ему составляет Элизабет Депардье, настоящая жена актёра, исполняющая и здесь роль жены. Смотрятся вместе они совершенно неподдельно и по-настоящему.



Жерар и Элизабет Депардье и Эрнестина Мазуровна в фильме "Жан де Флоретт"

Однако идеализм разбивается о зависть и злобу соседей - Суберанов, претендующих на эту землю. Они знают, что на участке горбуна есть источник, но заделывают его, чтобы лишить успешного идеалиста воды. В итоге ему то и дело приходиться ходить по воду за тридевять земель и таскать огромные бидоны на собственном горбу. Ненависть Сезара Суберана подогревается ещё и осознанием, что Жан - сын той самой Флоретты, его бывшей возлюбленной, тот сын, который мог бы родиться у них, будь они вместе. И поэтому, кстати, местные начинают звать Жана в честь матери де Флоретт. Невероятно убедителен совсем ещё молодой Даниэль Отёй, играющий Уголена Суберана - полнейшего деревенского простака, болвана и неуча, который, тем не менее, способен на огромную, всепоглощающую любовь. Но самое главное украшение обеих картин - великий Ив Монтан, исполнитель роли Сезара. Удивительно, как в одном человеке могли существовать грандиозный шансонье и потрясающего мастерства актёр. Во втором фильме, «Манон с источника», есть сцена, где он всего лишь одной мимикой своего лица меньше чем за минуту проживает целую человеческую жизнь. Это зрелище поистине захватывает дух.



Ив Монтан и Ивонн Гами в фильме "Манон с источника"

Все прочие актёры, играющие деревенских жителей, тоже на своих местах. Берри не стал брать на эти роли известные лица, традиционно игравшие сельских олухов, типа Жана Карме или Жака Вилльре. Он набрал актёров малоизвестных, но зато с такими мордами, что шанса не поверить в то, что они на самом деле местные сельчане, нет никаких. И поэтому убийственно красивая, молодая и стройная Эмманюэль Беар, которая играет Манон, дочь героев-супругов Депардье, на их фоне выглядит просто либо античной богиней, либо христианской святой - кому как нравится. Её оленьи глаза гипнотизируют и затягивают, поэтому герой Отёя так безумно влюбляется в неё, что зашивает потерянную ею ленту себе под кожу.



Деревенские жители))

Жан де Флоретт - не только неисправимый идеалист, но и очень набожный человек. За все свои успехи на аграрном поприще он неизменно благодарит Бога, который посылает ему испытание отсутствием воды и дождя. И, когда так долго ожидаемая Жаном гроза проходит мимо, лишь уронив на его ферму пару капель, тот приходит в ярость. Оператор в этот момент снимает его сверху, воздевающим к небу глаза и руки. Эффект удивительный - стоящие рядом с ним жена и дочь сразу становятся маленькими, а герой Депардье как бы расправляет горб и превращается в великана, пытающего дотянуться до неба и разобраться с тем, кто там заведует. Но до неба не дотянуться, а Бог молчит, поэтому Жан проклинает его. И сразу же получает наказание - при попытке взрыва грунта в поисках воды он погибает. Субераны радостно потирают руки и выкупают поместье у безутешной вдовы за бесценок, раскапывая источник, который был в двух шагах от дома, даже не дожидаясь отъезда прежних хозяев.



Ив Монтан и Даниэль Отёй в фильме "Жан де Флоретт"

Эту сцену наблюдает маленькая ещё Манон, которая с ужасом понимает, что эти двое фактически убили её отца. И тем страшнее смотреть второй фильм, «Манон с источника», где она уже взрослая и где вершит свою заслуженную месть - ни одно злодейство не проходит даром, и даже невозможно себе представить, каким душераздирающим финалом закончится эта безжалостная в своей справедливости история. Музыкальным лейтмотивом через оба фильма проходит мелодия из оперы Верди «Сила судьбы», которую сначала наигрывает на губной гармошке герой Депардье, а потом - героиня Беар. Сила судьбы как неотвратимого рока, как кары за содеянное и как раскаяние в грехе и есть главный посыл обеих картин.



Эмманюэль Беар в фильме "Манон с источника"

Очень редко случается, когда в кино подбирается настолько идеальный актёрский ансамбль. Здесь именно тот случай, когда нет ничего лишнего или раздражающего. Абсолютно идеальный философски, эмоционально и визуально сложившийся паззл. И старое французское кино умело это доказывать. Сегодня такого уже не делают, да и актёры изменились. Поэтому, если хотите искупаться с жарких лучах провансальского солнца, почувствовать, как пахнут свежие розмарин и лаванда, и полюбоваться на безупречную игру великих актёров - это сюда. Эпоха умирает, но кино остаётся с нами. Навсегда.

(c) petrus_paulus

Желающим оценить мой труд и поддержать продолжение ведения этого блога - Сбербанк 2202 2032 7122 6575, заранее спасибо!

#кино, Франция, #франция, #кинематограф, #ивмонтан, кинематограф, Кино

Previous post Next post
Up