Опасные связи: генезис изящного разврата

Apr 07, 2021 09:32





с сайта diary.ru



«Всё, я спать!». Жена демонстративно накрылась одеялом почти с головой и отвернулась к стене. Мы тогда жили в одной комнате, поэтому возможностей смотреть кино было две - либо на большом экране в этой самой комнате, либо на маленьком и на кухне. А хотелось на большом… Ведь я только что купил DVD с «Опасными связями» Стивена Фрирза, одним из моих любимых фильмов, и смотреть его на кухне ну никак не хотелось. До фильмов в интернете тогда ещё было далеко, поэтому диск. И кухня. «А если я в наушники посмотрю, ничего? Ничего же слышно не будет…», осторожно поинтересовался я. «Смотри, я спать хочу, главное, чтобы тихо!», ответила она и вновь отвернулась. Поэтому я полностью выключил в комнате свет, воткнул диск в проигрыватель, надел наушники и утонул в XVIII веке.

Роман Пьера Шодерло де Лакло «Опасные связи» - один из самых знаменитых в мировой литературе, полностью сотканный из писем и дневников его героев. Сюжет строится вокруг двух интриганов и развратников, маркизы де Мертей и виконта де Вальмона, наслаждающихся жизнью не только через секс, но и через разрушение репутаций других людей. Они - своего рода энергетические вампиры, поглощающие всю положительную энергию вокруг себя. Маркиза обижена своим бывшим любовником, графом де Жаркуром, поэтому желает уничтожить его в глазах общества, обесчестив и опорочив его совсем ещё юную невесту, Сесиль де Воланж. Для этого она просит Вальмона вскружить девушке голову и испортить её. Тот соглашается, но параллельно влюбляется в мадам де Турвель, разрываясь теперь меж двух дам. Заканчивается всё плохо - расставшийся с мадам де Турвель и потерявший вкус к жизни Вальмон убит на дуэли молодым шевалье Дансени, влюблённым в Сесиль, а грязная игра маркизы вскрывается, вдобавок маркиза заболевает оспой. Зло наказано, невинно пострадавшие отомщены.



Титульный лист одного из первых изданий романа - Амстердам, 1782

Этот сюжет оказался невероятно любим кинематографистами, причём не только европейскими и американскими, но и неожиданно корейскими - в общей сложности его экранизировали одиннадцать раз! В этой связи предлагаю вспомнить самые яркие из них, сосредоточившись на полнометражных картинах. Телепостановки, включая сериалы, а также целых три южнокорейских версии (это кино на любителя) оставим за скобкой. Поэтому перед нами пять фильмов.



"Опасные связи 1960", Франция-Италия, 1959, Les Films Marceau-Cocinor, режиссёр Роже Вадим, авторы сценария Роже Вайян и Роже Вадим, композитор Телониус Монк

Первым за роман взялся Роже Вадим, практически приведший в мир кино Брижит Бардо. Но в его работе 1959 года её нет - здесь царит роскошная Жанна Моро в роли маркизы де Мертей. Действие перенесено в конец 50-х годов ХХ века, а маркиза и Вальмон - супружеская пара в поисках острых ощущений. Вальмона играет неповторимый Жерар Филип. Каждый из супругов спит с кем попало, а потом рассказывает обо всём в подробностях супругу. Так они адреналинят себе жизнь, делая несчастными других людей, ведь главное условие в этой порочной игре - не влюбляться в объект соблазнения. Однако мадам де Турвель в исполнении сногсшибательной Аннетт Вадим спутывает все карты. Фильм несколько далёк от литературного оригинала даже не в силу перемены эпохи действия, а в силу иной расстановки акцентов, хотя всю основную идейную канву книги сохраняет. Главный плюс - великолепная актёрская игра, словно погружающая нас в богемное марево надвигающихся 60-х. Дополнительно отметим совсем молодого Жана Луи Трентиньяна в роли Дансени.



Жерар Филип и Жанна Моро в фильме "Опасные связи 1960"



"Верная жена", Франция-Бельгия, 1976, Films EGE, Francos Films, Paradox Production, режиссёр Роже Вадим, авторы сценария Даниэль Буланже и Роже Вадим, композиторы Морт Шуман и Пьер Порт

Спустя 17 лет Вадим вновь обратился к «Опасным связям», теперь уже переместив время действия значительно ближе к оригиналу - в первую половину XIX века. Фильм получил название «Верная жена» и лишь сохранял главную сюжетную линию книги - Вадим изменил даже все имена героев истории. Аналог Вальмона исполнил Джон Финч, маркизы де Мертей - невероятно притягательная супруга главной французской кинозвезды Натали Делон, а мадам де Турвель - неожиданно звезда эротических сказаний про Эммануэль Сильвия Кристель. В целом, на неё теперь и сделал ставку режиссёр, в 50-х ещё зажатый условностями киноморали, ограничивавшей его в изображении откровенных сцен, хотя они и там имелись. А здесь он оторвался по полной, вдоволь искупав зрителя в обнажённом теле Кристель, её небритых и влажных от возбуждения подмышках и аппетитной груди. Она чувствует себя здесь в таком антураже вполне комфортно и расслаблено. Очаровательна сцена соблазнения Вальмоном Сесиль, когда он демонстрирует ей свой член. Она шокирована его величиной и говорит, что видела статуи в Версале, но у них там всё гораздо скромнее, на что он изящно отвечает «Искусство всегда уступает реальности» и переходит к делу со словами «Ключу надлежит быть в замке, цветку - в вазе, а мужчине - в женщине». Фильм в основном посвящён болезненной любви героев Финча и Кристель, заканчивающейся гибелью обоих. Маркиза же остаётся здесь безнаказанной.



Джон Финч и Сильвия Кристель в фильме "Верная жена"



"Вальмон", США-Франция, 1989, Orion Pictures, режиссёр Милош Форман, автор сценария Жан Клод Каррьер, композитор Кристофер Палмер

Версия Милоша Формана, названная по имени главного героя, открывает перед нами именно ту эпоху, когда был написан роман - время Людовика XVI. И, даже несмотря на натурные съёмки в Версале и французских усадьбах, это - одна из худших работ великого режиссёра. Разврат и порок здесь настолько милы и обходительны, что не веришь ни единому действию и слову героев. Даже фривольные позы и выражения лица, которые принимает Аннетт Бенинг, играющая маркизу де Мертей, не спасают ситуации. Колин Фёрт, выбранный на роль Вальмона, крайне неубедителен - порок не может иметь столь интеллигентное лицо, как у него! Единственная, кто полностью соответствует своему образу здесь, это Мэг Тилли в роли мадам де Турвель. Сыгравшей Сесиль де Воланж Файрузе Болк на момент съёмок было 15 лет, поэтому в кадрах с оооочень целомудренной обнажёнкой её заменяла дублёрша, так что Фёрт пишет там письмо на подставной голой попе. Фильм совершенно провалился, поскольку в историю про похоть никто не поверил - там её просто нет. Однако, один плюс я бы всё же назвал - это умопомрачительно точно воссозданные костюмы эпохи рококо, включая расцветки тканей в стиле тюркери, бывшем в Европе в гигантском тренде в то время. Здесь можно почитать более подробно об этом (и не только) стиле в европейской культуре второй половины XVIII века.



Колин Фёрт, Аннетт Бенинг и Мэг Тилли в фильме "Вальмон"



"Жестокие игры", США, 1999, Columbia Pictures, режиссёр и автор сценария Роджер Камбл, композитор Эдвард Шермур

На излёте 90-х Голливуд выдал ещё одну киноверсию знаменитого романа, только теперь она была предназначена уже для нового поколения. Поколения, которое не читает книг, а сначала смотрит кино и потом решает, читать оригинал или нет. Поэтому действие было перенесено в наши дни в американский колледж, а все герои стали студентами. Вальмон в исполнении Райана Филиппа и Мертей в исполнении Сары Мишель Геллар здесь - сводные брат и сестра, местные мажоры, тусовщики и прожигатели жизни. Мадам де Турвель переименована в Аннетт Хэнгроув (её играет Риз Уизерспун) и становится яблоком раздора между братом и сестрой. Мертей шантажирует Вальмона старой связью с Сесиль (Сельма Блэр), но тот ведёт дневник, фиксируя там всё происходящее - привет оригинальной форме романа! Дуэль заменена на автокатастрофу, а развязка истории повторяет морализаторский итог книги - одно чудовище перед смертью исправляется, справившись со своим грехом, другое - падает в бездну. Версия упрощена и облегчена для восприятия, но смотрится вполне свежо.



Райан Филипп и Сара Мишель Геллар в фильме "Жестокие игры"



"Опасные связи", США-Великобритания, 1988, Warner Bros, режиссёр Стивен Фрирз, автор сценария Кристофер Хэмптон, композитор Джордж Фентон

Наконец то, с чего я начал рассказ)). Легендарный и эталонный фильм «Опасные связи», снимать который в Голливуд пригласили британца Стивена Фрирза. Это экранизация не самого романа, а пьесы Кристофера Хэмптона, созданной по его мотивам. Однако, как ни странно, именно это лучше всего и передало суть книги, перенеся действие именно в описываемые там времена Людовика XV. Глядя на эту картину, понимаешь, чего не хватает всем остальным и что делает эталонной именно её. Это образ виконта де Вальмона! И Жерар Филип, и Джон Финч, и Райан Филипп, и уж тем более Колин Фёрт до омерзения красивы для этой роли! Красота эта имеет разные оттенки - благородства, смазливости или неприступности - но это внешняя красота, которая убивает в них Вальмона. Повесится на шею писаному красавцу может любая дура, но вот чтобы умная, набожная и ценящая себя женщина растаяла, словно мартовский снег, одной лишь красоты мало - нужна харизма! А гениальный Джон Малкович именно её нам здесь и выдаёт. Его Вальмон некрасив, с узким лицом и глубоко посаженными глазами, однако испускает сексуальную энергетику такой ядерной силы, что сметает сопротивление любой, даже самой неприступной, женщины. Малкович движется в кадре как леопард, преследуя своих жертв, отравляя их ядом похоти, окутывая парами разврата и уничтожая одним только взглядом. Его животная, обезоруживающая, даже первобытная энергетика настолько сильна, что способна выплеснуться за пределы экрана. Зритель это почувствовал, оценил и принял - фильм имел оглушительный успех.



Джон Малкович и Мишель Пфайффер в фильме "Опасные связи"

Великолепны и все актёры-напарники Малковича: великая Гленн Клоуз в роли жёсткой и безжалостной маркизы де Мертей, очаровательная Мишель Пфайффер в роли стеснительной и в то же время страстной мадам де Турвель, свеженькая и даже отчасти подростково-угловатая Ума Турман в роли неопытной Сесиль де Воланж (на момент съёмок ей было всего 17 лет) и совсем молодой Киану Ривз в роли благородного шевалье Дансени. Отдельный поклон непревзойдённому британскому художнику по костюмам Джеймсу Эчисону, до «Опасных связей» успевшего несколько раз поработать с «Монти Пайтон» на их проектах и с Бернардо Бертолуччи на знаменитом «Последнем императоре». Его работа по воссозданию моды середины XVIII века заслуженно получила своего Оскара. Здесь костюмы не просто потрясающе достоверно выглядят - нам демонстрируют даже их сборку на владельце. Мы видим шнуровку корсета, архитектуру фижм, подбор обуви перед выходом в свет - собственно, с процедуры одевания маркизы и виконта и начинается фильм - оторваться просто нереально!



Гленн Клоуз и Ума Турман в фильме "Опасные связи"

Сидя в наушниках и наслаждаясь тогда этим великолепным фильмом, который переводил величайший из переводчиков Алексей Михалёв, я невольно оглянулся на жену, чтобы удостовериться, не мешаю ли я ей спать. Она не спала и даже не была более отвёрнута к стене - она смотрела на экран широко открытыми глазами, вновь проживая «Опасные связи», хоть и без звука. По лицу её блуждала едва заметная улыбка, исключая всякую возможность сна - ведь это был и её #любимыйфильм .

(c) petrus_paulus

#литература, Литература, #любимыйфильм, #кинематограф, кино, #кино, #история, кинематограф, история

Previous post Next post
Up