Только что имел беседу с сыном-подростком на тему литературы. В школе задали читать «Старуху Изергиль» Горького с упором на сюжет о сердце Данко. «Что это за дичь?», провозгласил ребёнок и насупился. «Зачем такое читать вообще?»
То есть сюжет знаком, но вникать в детали никакого желания нет. Лучше сесть на компьютере поиграть. «Слушай», сказал я ему, «это ведь для тебя не новая тема. Использование собственных органов не такая уж экстраординарная история. Вспомни, как мы ездили в Рим, и там на тебя произвели впечатления рассказы о мученичествах апостолов и прочих святых, которым вынимали кишки и наворачивали на вертел. И сердца, как Данко, вырывали. Только им вырывали не по их воле, а здесь наоборот - он сам, добровольно на такое идёт».
Сопротивление не ослабевало. «Да что это за фигня? Человек не может жить ни без сердца, ни без головы - иначе он сразу труп!» - «Логично», отвечаю я, « а как же всадник без головы?». «Хе, так там же труп безголовый на коне ездит, привязанный к седлу!»
Я улыбнулся. «Да, Майн Рида ты читал, это я вижу. Но Майн Рид, хоть и англичанин, но писатель американский, а для того, чтобы понимать американскую литературу, надо знать её историю. Ты знаешь, откуда Майн Рид списал своего «Всадника без головы»? Ты, знаешь, где он позаимствовал этот сюжет?». «Нет...» - «У Вашингтона Ирвинга! Этот писатель жил лет за пятьдесят до Майн Рида, и сюжет о всаднике без головы впервые использовал он. Его «Легенда о Сонной Лощине» и стала прообразом для романа Майн Рида. Помнишь старый диснеевский мультфильм «Приключения Икебода и мистера Тодда»? Там как раз Всадник без головы преследует главного героя.»
- Да, точно, помню!
- Вот, основа для мультфильма как раз новелла Ирвинга. Если у Майн Рида всадник это действительно труп, просто привязанный к седлу и разъезжающий по округе, пугая местное население, то у Ирвинга это живой человек, гессенский наёмник, немец, лишившийся головы и ищущий её среди людей. Он отрубает головы всем подряд с одной лишь целью - найти среди них свою собственную! Так и у Горького - Данко основан на Прометее. Помнишь такого?
- Конечно помню... (старый советский мультфильм с орлом, клюющим печень, незабываем).
- Прометей украл у богов огонь, чтобы отдать его людям, чтобы они смогли жить в тепле и достатке. Огонь как символ надежды, развития, перспектив в жизни. Прометей ведь знает, что его за это ждёт страшное наказание, но всё равно идёт на такое. А Данко вырывает собственное сердце, чтобы осветить им путь людям. Путь к развитию и перспективам. Великолепный символ. Причём он знает, что без сердца он долго не протянет, и умирает вскоре, а сердце его растопчут идущие в надежде на лучшее будущее люди. Но жертва эта не напрасна - это дорога к счастью. Чтобы другие были счастливы, кто-то должен пожертвовать собой. Этот сюжет вечен. Если знаешь историю мировой литературы, можешь объяснить всё. Понимаешь?
- Понимаю...
Ребёнок потупил взгляд, помолчал несколько секунд, а потом выдал: «Хватит, всё ясно, давай сюда книгу». Он проглотил «Старуху Изергиль» за несколько минут, я даже удивился, насколько быстро он её прочёл. Но он читал - я краем глаза наблюдал за ним.
Литература - удивительная штука. Передавая сюжеты из поколения в поколения и трансформируя их, она не перестаёт быть наставником и средством, побуждающим к размышлению.
Читайте больше мудрых книг!