May 09, 2009 12:18
Вчера на повечерии в каноне Триоди рефреном звучало: «осуществовáнная да поет Господа вся тварь и превозносит во вся веки».
«Осуществованная» - это как? С одной стороны, кажется, что «осуществованная» - это получившая существование, то есть просто сотворённая. Тогда «осуществованная тварь» - это почти «масло масляное».
С другой стороны, часто на богослужении звучит про «осуществовáвшегося человечеством» Бога - это не про Бога, получившего бытие (ересь какая!), а про Бога, воспринявшего человеческое существо, природу, «усию». Но этот смысл слова всё же на одно-природную тварь вряд ли можно перенести.
Есть ещё и такой вариант: говорить о существовании не в смысле «бытийствования», врéменного феномена, а о благо-бытии, укоренённом в бытии Бога, когда тварному существу - получившему начало, и, соответственно, имеющему достигнуть своего конца и разрушиться - даруется нескончаемое бытие; когда отрезок существования Бог превращает в лучик. В качестве некоего подтверждения этой версии выступают и сами тропари, где говорится о Воскресении Христовом и о спасении всего мира, по причине которых Господа да поёт вся тварь.
А ещё очень радостно от того, что мы победили в той войне.
С днём Победы! Христос воскресе!
богослужение,
церковнославянский