11й способ научиться понимать православное богослужение

Mar 23, 2009 12:10

Продолжаю вынашивать замысел статьи «10 способов научиться понимать православное богослужение». Предполагается, что рядом с каждым способом будет указано ориентировочное время, потребующееся на реализацию этого способа ( Read more... )

филология, богослужение, Библия, церковнославянский

Leave a comment

способ номер N auditor_mill March 23 2009, 11:21:00 UTC
Это будет долгожданная статья. У меня с этим проблемы ;-( Устав - это выше моего понимания как класс вещей. Стоп... это про язык или про литургику будет?

Внесу свою лепту.

Способ номер N: форм много - смыл один.

Православное понимание материи и времени налагает сильнейший отпечаток на образность литургического и гимнографического наследия Церкви. Это понимание преломляется тем (о то), что Святая Церковь и Сам Господь учит: динамика непреложного изменения материи не диалектична, а метафизична. Подобное учение вплетено драгоценными нитями в православный литургическо-богослужебный цикл жизни Церкви, в её языковое и гимнографическое наследие. Так, к примеру, один и тот же святой человек - скажем, Пресвятая Богородица - может одновременно быть и Стамной, и Цевницей, и Дверью, и Горой, и Лестницей, и Ручкой Златой в один и тот же самый момент времени и в одном и том же самом месте не меняя своего естества в такой матафизичной и цикличной динамике бытия. И это с тем, что всякий верный может неукоризненно и непогрешительно воспевать: "едина надежда" и употреблять прочие превосходные степени в адрес любого святого не принижая подвигов и достоинства прочих святых человеков, а тем более не посягая умалить Божество и крестные заслуги Самого Господа.

В тропаре, который вызвал твой вопрос, заложен цикличный континуум - такова православная аксиология образа, не только в языке дело ведь. Это взаимосвязь древа, которое в дни ДРЕВНИЕ принесло плод, который беззаконно вкусили прародители, древа, из которого был сделан Ноев ковчег и которым было спасено всё человечество и Древа Крестного с Хлебом Животным и Цемахом. На Животворящем Древе вИся, Господь пребывал одновременно и на Престоле на небеси, и на жребяти на земли, являясь непреложно и одновременно Единым в Троице Элоhимом, Предвечным Логосом (то есть как бы динамическим континуумом со сквозным сюжетом - логией, замкнутой в цикл) и отростком древа - Отраслью Благой, Цемахом. Не переставая ни на секунду пребывать Сыном Человеческим и Хлебом Животным. Очевидно, так это древо впивалось - перенос значения - в Храм Его Тела. Потому, что "всяк висяй на древе" был в Израиле табулирован, а не висящий на гвоздях. И этот цикл связан, разумеется, с более детальными и полными циклами, которые зачастую оппозиционны по смыслу, тензору (yes-yes!) и своему нравственному значению. Как то, например, "человек - земля - Адам - красная земля", "дерево растёт из земли", "Иуда повеслися на дереве, земля крови, Акелдама", "для того, чтобы испечь хлеб, нужны древесные дрова". Чтобы правильно ориентироваться в циклах и их взаимосвязях мы все должны возвращаться "на круги своя". Когда и тогда такой контунуум угадывается в анафорном возгласе "Твоя от Твоих, Тебе приносяще, о всех и за вся".

Чем ещё можно проиллюстрировать динамику, необходимость и частоту взаимозависимого повторения таких образных цепочек в православном богослужении? Вплетением ветхозаветных образов в ирмосы канонов новозаветным святым человекам и праздникам. Тому, как мы каждый раз выводим в акафистах хайретизмы: "Радуйся!". А почему нужно приветствовать каждый раз, постулируя новизну встречи или знакомства? Да для обозначения витка спиралевидного цикла и для того, чтобы засвидетельствовать диаметральную разноликость в единой сущности. Мы каждый раз приветствуем разные ипостаси одного равноангельного человека, мы ни разу не повторяемся. Потому-то и такое подвижное сознание Церковь повелевает нам иметь, чтобы Святое Евангелие было для нас каждый раз новостью, Благой, только что полученной Вестью для нового витка спирали.

Reply


Leave a comment

Up