Авторы: блаженный Феофилакт Болгарский; монах Евфимий Зигабен; Епископ Михаил (Лузин); протоиерей Александр Шаргунов; иерей Даниил Сысоев; священник Олег Стеняев; протоиерей Андрей Ткачев
Толкование блаженного Феофилакта на сегодняшнее чтение (Лк. 6, 17-23) начинается на 45-й минуте третьего часа записи (2:44:15). Текст Евангелия и толкования: Изше́дъ (сойдя) съ ни́ми, ста́(л Он) на мѣ́стѣ ра́внѣ (ровном), и наро́дъ (множество) учени́къ(ов) Его́, и мно́жество мно́го люде́й (множество великое народа), от всея́ (из всей) Иуде́и и Иеросали́ма и помо́рiя (приморских мест, побережья) Ти́рска и Сидо́нска, и́же прiидо́ша (которые пришли) послу́шати Его́, и исцѣли́тися от неду́гъ (болезней) свои́хъ, и стра́ждущiи (осаждаемые, мучимые) от ду́хъ(ов) нечи́стыхъ, и исцѣля́хуся(-лись). И ве́сь наро́дъ иска́ше(-л) прикаса́тися Ему́, я́ко (потому что) си́ла от Него́ исхожда́ше, и исцѣля́ше вся́ (излечивала всех). Господь всё творит в наше научение, чтобы и мы так же делали, как Он.
Избрав двенадцать, сходит с горы, чтобы исцелить пришедших из городов и облагодетельствовать вдвойне, именно: по душе и по телу. Ибо слушай: прiидо́ша (пришли) послу́шати Его́ - это врачевание душ; и исцѣли́тися от неду́гъ (болезней) свои́хъ - это врачевание тел. Пророки и другие святые не имели силы, исходящей от них, ибо они не были сами источниками сил. А Господь имел силу, исходящую от Него, ибо Он Сам был источник силы, тогда как пророки и святые получали особенную силу свыше. И То́й (Он) возве́дъ о́чи Свои́ на ученики́ своя́, глаго́лаше, блаже́ни ни́щiи ду́хомъ, я́ко (ибо, потому что) ва́ше е́сть Ца́рствiе Бо́жiе.
Блаже́ни, а́лчущiи ны́нѣ, я́ко (ибо, потому что) насы́титеся. Блаже́ни пла́чющiи ны́нѣ, я́ко (ибо, потому что) возсмѣе́теся.
Блаже́ни бу́дете, егда́ (когда) возненави́дятъ ва́съ человѣ́цы, и егда́ разлуча́тъ вы́ (отлучат вас), и поно́сятъ (будут поносить), и пронесу́тъ и́мя ва́ше я́ко зло́ (как бесчестное за) Сы́на Человѣ́ческаго ра́ди. Возра́дуйтеся въ то́й де́нь и взыгра́йте), се́ бо мзда́ ва́ша мно́га (возвеселитесь, ибо награда вам велика) на́ небеси. По си́мъ бо творя́ху (так поступали с) проро́комъ(-ами) отцы́ и́хъ.
Господь, рукоположив учеников, через блаженства и учение приводит их в более духовное состояние. Ибо Он ведет речь с обращением к ним. И, во-первых, ублажает бедных; хочешь, разумей под ними смиренномудрых, хочешь - ведущих жизнь несребролюбивую. Вообще же все блаженства научают нас умеренности, смирению, уничижению, перенесению поношений.
Монах Евфимий Зигабен: (6, 17-20) И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Сила от Него исходила Божественная, исцеляющая тех, кто только прикасался к Нему. Глава 17. О блаженствах. (6, 20) И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие (ср.: «нищие духом» (Син., Елизав.). Однако прибавки «духом» здесь нет в греческом тексте ни в его традиционном виде, ни в его критическом издании (хотя она имеется в ряде рукописей). Просто «нищие» без прибавки «духом» стоит в древних переводах: сирийской Пешитте и латинской Вульгате. Нет прибавки «духом» ни в Новом Завете свт. Алексия Московского (Чудовская рукопись. С. 101), ни в Острожской Библии 1581 г. Из толкования очевидно, что Евфимий Зигабен также читает в этом месте просто «нищие»), ибо ваше есть Царствие Божие. Это - другие блаженства по сравнению с теми, что написаны в Евангелии от Матфея. Ведь те Господь произнес, поднявшись на гору, а эти - спустившись и став на ровном месте; и если там Он почитал блаженными нищих духом, или же смиренномудрых, то здесь - просто нищих, то есть, чуждых любви к богатству, нищих по доброй воле. (6, 21) Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Также если там Он почитает блаженными алчущих и жаждущих правды, или же усиленно стремящихся к праведности, то здесь - просто алчущих, то сеть, алчущих по причине добровольной нищеты, и терпящих с благодарением, которые насытятся вечной пищи. (6, 21) Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Плачущие не просто, но о собственных грехах, или о страданиях других людей, а говоря вкратце, плачущие по Богу, которые воссмеются в будущем веке, то есть, духовно возрадуются. Ведь смех - признак радости. (6, 22) Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Когда сделают вам перечисленное не за злобу вашу, а за Меня, за то, что вы - Мои. (6, 23) Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Возвеселитесь духовно. (6, 23) Так поступали с пророками отцы их. Согласно сказанному, то есть, ненавидя и отлучая или же отделяя от себя и прочее. Отцы же - их, очевидно, иудеев, которые должны будут сделать это вам. (6, 24) Напротив, горе вам, богатые! ибо вы (в синодальном переводе, видимо, чисто по смыслу, добавлено «уже», отсутствующее в греческом тексте) получили (ἀπέχετε) (букв.: «имеете от чего-то». Этот же глагол может означать и «быть удаленным от чего-то». Так это истолковано в славянском переводе: «отстоите утешения вашего» (Елизав., Острожская Библия). Однако в сноске издателей Елизаветинской Библии, как и в переводе свт. Алексия (Чудовская рукопись. С. 102) стоит: «воспримелете утешение ваше», в полном согласии с толкованием Евфимия Зигабена) свое утешение. Ублажив нищих, алчущих, плачущих, ненавидимых, отлучаемых, бранимых и поносимых за Него, Он, наконец, оплакивает участь тех, кто им противоположен, дабы как через блаженства обратить к первому, так и через оплакивание отвратить от второго. Богатыми же Он теперь называет тех, которые не готовы делиться, прилепившихся к богатству, обогащающихся дурным образом. «Получили» же сказано вместо: «имеете отсюда» (от самого богатства). (6, 25) Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Пресыщенные в настоящей жизни, ибо взалчете в будущей, никакого не вкушая там утешения. (6, 25) Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Смеющиеся ныне без удержу, ибо возрыдаете тогда, подвергаясь наказанию. Рыдание же - это усиленная степень плача. Или плач - это молчаливое сетование, а рыдание - то, которое слышно. (6, 26) Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Хотя вы - злы. Горе вам, говорит Он, когда будут вас восхвалять за то, что вы угождаете им, а не Богу. Ибо как блажен тот, кого неправедно оскорбляют, так в свою очередь жалок тот, кого несправедливо восхваляют. (6, 26) Ибо так поступали с лжепророками отцы их. Так, очевидно, тем же самым образом, восхваляя тех, которые пророчествовали, дабы угодить им.
Протоиерей Александр Шаргунов Тогда стал Исус на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. В Евангелии от Матфея заповеди блаженства представлены как «искусство жить». В Евангелии от Луки они - как неумолимое требование. В Евангелии от Матфея Господь восходит на гору, народ остается вдали, внизу. Вокруг Господа только Его ученики, которым Он наедине раскрывает глубину Своего учения. В Евангелии от Луки Господь сходит с горы, где Он молился и избрал двенадцать апостолов. Вместе они сходят вниз, «на ровное место», и их встречает множество учеников и народа. Учение Христово должно быть обращено ко всем, не только к «лучшим ученикам». Принятие его является решающим для спасения. Кроме того, в Евангелии от Матфея заповеди блаженства звучат в третьем лице: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». В Евангелии от Луки - во втором лице: «Блаженны вы». В первом Евангелии Господь возвещает Благую Весть. В третьем - суд: этот суд может быть Благой Вестью для одних, и горем для других. Как мы воспринимаем этот дар, сподобляющий нас одной чести с апостолами? Если бы мы не знали силу любви Христовой, силу Его Слова, мы не смели бы произносить эти Его заповеди блаженства. В них - тайна Церкви, тайна Царства Небесного, тайна Самого Христа. «Блаженны нищие, блаженны алчущие, блаженны плачущие». Есть ли у нас мужество жить ради Царства Христова? Эти потрясающие слова открывают нам, что быть христианином - значит следовать за Христом. Ибо Он есть путь, истина и жизнь (Ин., 14, 6). Заповеди блаженства - это то, что происходит со Христом и то, что Он хочет передать нам, чтобы в наших человеческих сердцах воссияла Божественная любовь. Заповеди Блаженства - в центре этого мира печали, несчастий и страданий. Потому что Христос оставил нам Свой мир и Свою радость. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает». (Ин. 14, 27). Он дает нам этот мир и эту радость в час, когда Он идет ко Кресту и Воскресению, и когда говорит нам: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие» Он дает нам жизнь. Свою собственную жизнь. Предадим ли мы в ответ Ему себя, оттого что Он так возлюбил нас? Наша жизнь становится живою, когда в ней есть присутствие Божие, когда мы приемлем выбор, который Он сделал за нас. Только благодаря вхождению Бога в наш мир несчастья и смерти можем мы неложно говорить о блаженстве. Кто из нас понимает слова Христа, когда Он обращается к нам: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное»? В этом есть что-то совершенно противоестественное, однако здесь - сердце Евангелия, суть Христовой истины. Приходилось ли вам встречать людей, только что переступивших порог храма, которые, когда им говорят о заповедях блаженства, отвечают: «Но я это чувствовала всегда, я именно этого всегда хотел, и вот это теперь открывается мне»? Мы должны молить Господа, чтобы Он открыл нам Свою любовь, Свой мир и Свою радость, которые Он заповедал нам иметь даже среди гонений, потому что это является главным признаком христианина. Потому что христианин - это свидетель Воскресения Христова. «Если Христос не воскрес, тщетна вера ваша, вы еще во грехах ваших». Если мы можем возвещать заповеди блаженства и жить причастием Тела и Крови Христовых, это потому что Христос воскрес. Все заповеди блаженства - следствие Воскресения Христова, и все они - как христосование Церкви посреди Пасхи: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» Заповеди блаженства начинаются со слов: «блаженны нищие», потому что Христос явил нам прежде всего Свою нищету. Ничего не имеющий, обнаженный на Кресте от Своей славы, оставленный и преданный всеми, - среди этого предательства, среди смерти, среди этой нищеты Он в руки Отца Небесного предает дух Свой. Нет ничего более поразительного, чем это предание Господа Своему Отцу. Это то, что мы должны делать каждое мгновение нашей жизни - предавать себя воле Отчей, которая есть воля блаженства. Господь хочет нашего вечного блаженства. Может быть, кого-то удивляет, как мы смеем столь дерзновенно утверждать, что Господь хочет, чтобы мы были счастливы в этом мире, в таком, каким мы его знаем, но это так, это - абсолютная правда. В центре нашего мира - воскресший Христос. Он избавляет нас от наших грехов, Он дает нам надежду, Он открывает нам небо. Он дает нам жизнь. Христос воскрес из мертвых, и не стало больше ничего невозможного. Если бы вся жизнь кончалась здесь, мы были бы несчастнее всех человеков. Но заповеди блаженства существуют, потому, что Христос воскрес. Заповеди блаженства - не бегство от реальности, не сдача всех позиций перед этим жестоким миром. Это торжество Воскресения Христова в нашей жизни, которое ныне сокровенно, но раскроется в полноте в конце времен, когда Господь явится во славе, чтобы преобразить нас. Да будет Господь всегда нашим утешением, милостью и миром, приведением нас в свободу чад Божиих, предающих себя до конца в руки Его. Чтобы уже теперь мы были воскресшими со Христом!
Епископ Михаил (Лузин). И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских (Лк.6:17). Нагорная беседа Спасителя, которая здесь излагается, без сомнения та же, что у ев. Матфея (5-7 гл.), только здесь она излагается в сокращении, с некоторыми впрочем особенностями, каких нет в Евангелии от Матфея. На единство их указывают несомненно одинаковость начала (ст. 20) и конца речи (ст. 49, ср. Мф. 5: 3; 7: 27) и одинаковость содержания вообще (ср. прим. к Мф. 5: 2). - Предшествующие же этой беседе непосредственно обстоятельства здесь излагаются подробнее, чем у ев. Матфея, восполняя сказание этого последнего. «Сойдя с ними:» с горы, на которой совершилось избрание и поставление их в Апостолов. - «Стал Он на ровном месте и пр.:» представляется, что Господь, стоя на этом же ровном месте (равнине в противоположность с горой), произнес и последующую беседу (ст. 20). Между тем, по сказанию ев. Матфея, Господь произнес ее сидя на горе (Мф. 5: 1), почему она и называется нагорной. В объяснение этого надобно обратить внимание на то, что здесь не говорится точно, что стоя на равнине Господь говорил речь свою, а что здесь только собралось около Него множество народа и Он исцелял их тут; что у ев. Матфея в этом случае более частные черты относительно места произнесения беседы, и ими значит надобно восполнять более общие черты сказания ев. Луки. Из сличения этих сказаний дело представляется в таком виде: Господь с Апостолами сошел с горы и остановился на равнине, где окружило Его множество пришедшего к Нему народа (Лк. ст. 17-19); после этого Он снова взошел на гору ради удобства проповеди с нее многочисленному народу, и, седши там, произнес беседу (Мф 5: 1). Так объясняет, и весьма вероятно, это кажущееся разноречие бл. Августин. - «И множество учеников Его»: т. е. последователей в общем смысле слова, в противоположность ближайшим, только что избранным 12 ученикам Его. - «Тирских и Сидонских»: «Тир и Сидон»: финикийские города, некогда богатые, великолепные, славившиеся особенно своею торговлею. Они расположены были по берегу Средиземного моря к северо-западу от Иудеи и потому хорошо были известны евреям. Из Тира Соломон получал большую часть материалов для постройки Иерусалимского храма (2 Пар. 2: 11-16). Сидон первоначально входил в пределы колена Асирова (Нав. 19: 28); но это колено никогда не смогло овладеть им (Суд. 1: 31). Эти города были очень древни и славны по своей морской торговле. Жители их, известные своею роскошью, были некогда первыми морскими торговцами тогдашнего мира (ср. Ис. 23 гл.; Иез. 26: 4-14). Впрочем блеск их значительно померк около времен Спасителя, сравнительно с прежним, под ударами Вавилонян, Египтян и Римлян, во исполнение древних иудейских пророчеств о них. - Даже и эти роскошные и порочные города, говорит Господь, покаялись бы и обратились к вере в Бога и обещанного людям Мессию, если бы в них соделаны были те необычайные дела, какие Спаситель совершал в помянутых городах галилейских. Которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех (Лк. 6: 18-19). «Которые пришли» и проч.: ср. прим. к Мф. 4: 24. - «Народ искал прикасаться и пр.:» ср. прим. к Мф. 9: 20-22. Мк. 5: 21, 25-34. - «От него исходила сила:» «пророки и другие святые не имели силы, исходящей от них, ибо они не были сами источниками сил. А Господь имел силу, исходящую от Него, ибо Он сам был источник силы, тогда как пророки и святые получали особенную выше» (Феофилакт). И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их (Лк. 6: 20-23). «Возведя очи свои на учеников:» ев. делает иногда замечания об особенном действии взора Господня (ср. Лк. 22: 61). Слово и обыкновенного человека нередко сильнее действует на слушающих, когдa сопровождается сильным и особенным выражением во взоре говорящего. И здесь особенное выражение взора Господа производило вероятно особенное впечатление на слушающих и усиливало еще слова Его. - «Блаженны:» учение о блаженствах излагается здесь короче, чем в Евангелии от Матфея, но теми же словами (см. прим. к Мф 5: 3-12), только во втором лице. - «Когда отлучат вас»: отлучат от общения с собой, прервут с вами связи и отношения. - «Отцы их:» т. е. предки народа, слушавшего теперь Господа.
You can watch this video on www.livejournal.com
Автор: иерей Даниил Сысоев
Проповедь на сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 6, 17-23). Текст Евангелия: Тогда стал Исус на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.
You can watch this video on www.livejournal.com
Автор: иерей Даниил Сысоев
Вторая проповедь на сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 6, 17-23). Текст Евангелия: Тогда стал Исус на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.
Автор: иерей Даниил Сысоев
Толкование на сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 6, 17-23) начинается на 32-минуте второго часа записи (1:31:37). Текст Евангелия: Тогда стал Исус на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.
Автор: священник Олег Стеняев
Толкование на сегодняшнее чтение преподобному на Литургии (Лк. 6, 17-23) начинается на 27-й минуте записи (26:03). 17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. 19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. 20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. 21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
Click to view
Автор: протоиерей Андрей Ткачев
Блаженства евангельские
Click to view
Автор: протоиерей Андрей Ткачев
Текст заповедей блаженства по Евангелию от Луки (жирным шрифтом выделены разночтения в двух Евангелиях): Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их (Лк. 6, 20-23). По Евангелию от Матфея [в квадратные скобки заключены заповеди, отсутствующие у Луки]: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. [Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.] Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. [Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.] Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф. 5, 3-12).
Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие (Матфей: их есть Царство Небесное).
You can watch this video on www.livejournal.com
Блаженны алчущие ныне (Матфей: и жаждущие правды), ибо насытитесь (Матфей: они насытятся).
Click to view
You can watch this video on www.livejournal.com
Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь (Матфей: они утешатся).
Click to view
Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого (Матфей: и гнать и всячески неправедно злословить за Меня).
Click to view
You can watch this video on www.livejournal.com
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Click to view
You can watch this video on www.livejournal.com
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Click to view
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Click to view
You can watch this video on www.livejournal.com
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда (Лука: возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и) будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Лука: и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого).
Click to view