Авторы: блаженный Феофилакт Болгарский; святитель Феофан Затворник; протоиерей Олег Стеняев; протоиерей Александр Прокопчук; священник Павел Островский
Блаженный Феофилакт. Повинýйтеся настáвникомъ вáшымъ. Речь идет о епископах. Прежде похвалив их и назвав верными и достойными подражания со стороны взирающих на них, потом продолжает: повинуйтеся. Что же? Не необходимо ли повиноваться всякому начальнику, хотя бы он был и злым? В каком ты смысле говоришь: злой? Если относительно веры, то беги его, хотя бы он был ангелом с небес. Если же он - злой по жизни, то повинуйся ему. Вся́ ýбо, ели́ка áще рекýтъ (велят) вáмъ блюсти́, соблюдáйте и твори́те (делайте): по дѣлóмъ же и́хъ не твори́те (не поступайте) (Мф. 23:3). Относительно же испорченных по вере говорит: въ наученiя (учениями) странна и различна не прилагайтеся (не увлекайтесь). Итак, почему же? Потому что дурно поступающий, быть может, другим не посоветует жить дурно, ибо и сам он стыдится дурных дел, ясно это и из того, что он всячески старается скрывать свои дела; злой же по вере внушит свой образ мыслей и народу. И покаря́йтеся (будьте покорны). Выражением и покаря́йтеся он указывает на такое сильное повиновение, чтобы, если потребуется, они послужили им делом. Тíи бо (ибо они) бдя́тъ (неусыпно пекутся) о душахъ вашихъ, я́ко слóво воздáти хотя́ще (как обязанные дать отчет). Да слышат наставники, что как народ должен повиноваться, так и священник должен неусыпно заботиться о народе, так как ему предстоит дать отчет за грехи их. да (чтобы) съ рáдостiю сié творя́тъ (делали это), а не воздыхáюще, нѣ́сть бо полéзно вáмъ сié. Если ты покоряешься, говорит, и угождаешь наставнику своему, то ты облегчаешь для него бремя заботы о тебе, так как он радуется твоему повиновению. Если же поступаешь бесстыдно, то хотя он и в таком случае будет заботиться о душе твоей, но если только ты не загладишь своего неповиновения, он будет воздыхать за тебя пред Богом, что для тебя бесполезно. Смотри же, наставнику он не позволяет ничем иным защититься, как только воздыханием.
И хотя это незаметно вселяет в него (наставника, - прим. ред.) дух кротости, но против того, неисправимого, возмущающего грозного мстителя Бога (т.е. против того грешника, который возмущает гнев Бога, - прим. ред.), Он (т. е. Бог, - прим. ред.) возжигает страшный огонь наказания. Посему ты, неповинующийся наставнику, не должен презирать его за то, что он воздыхает, но более должен бояться того, что он предает тебя Богу. Моли́теся о нáсъ: уповáхомъ бо (ибо мы уверены), я́ко добрý сóвѣсть и́мамы. Так как некоторые клеветали на апостола, будто он учит отступлению от закона, то поэтому многие из евреев враждебно относились к нему. Поэтому он не обозначил имени своего в начале послания, так как они не могли даже и слышать о нем. Итак, защищаясь пред ними, прежде всего просит их молиться о нем, чего мы обычно просим от друзей; затем раскрывает и свою невинность. Ибо между всеми, не только среди язычников, но и у вас, мы ничего не делали с лицемерием, совесть наша чиста и мы знаем, что не замышляли зла против вас, не сделали ничего дурного вам, не оклеветали вас. во всемъ дóбрѣ хотя́ще жи́ти (желаем вести себя честно). То есть стараясь проводить жизнь осторожно и беспорочно. И то самое, что я говорю, что закон не имеет силы, - это не речь врага и неприятеля. Ибо я скорее ввожу исполнение закона и показываю, что тень получила конец. Итак, разве это - отступление? Разве я вам не благодетель, когда веду вас к совершенству, совершенно отводя от тени и младенческого настроения? Ли́шше (особенно) же молю́ (прошу) сié твори́те, да вскóрѣ устрóюся вáмъ (дабы я скорее возвращен был вам). Желать им так тепло и со всею заботой молиться о том, чтобы скорее возвратиться к ним, - это происходило от сильной любви к ним. Вместе с тем показывает, что он полагается на совесть, и потому обращается к ним. Этого он не сделал бы, если бы чувствовал в своей совести что-нибудь дурное. Бóгъ же ми́ра. Прежде всего попросив у них молитв и почтив их этим, потом уже и сам молится за них. Так как, говорит. Бог есть Бог мира, то вы не должны возмущаться протай меня, и притом по одному только слуху. Возведы́и (воздвигший) из мертвыхъ Пастыря овцамъ великаго. Внедряет им учение о воскрешении, пользуясь пророчеством Исаии (см.: Ис., гл. 10). А так как есть и другие пастыри, - малые, то сказал: великого. Ибо пророки - это многие учителя, но Христос - Наставник один для всех. Крóвiю завѣ́та вѣ́чнаго, Гóспода нáшего Исýса Христá. То есть воздвиг Его из мертвых после Его смерти и после излияния Его Крови, так что Он дал нам завет, не подлежащий, как завет закона, отмене, но вечный. Ибо и так: воздвиг Его из мертвых с Кровию вечного завета. Ибо по воскресении Он даровал нам Кровь Свою в завете. Ибо если бы Он не воскрес, то Кровь Его не служила бы нам заветом. Да (у)соверши́тъ вы́ во вся́цѣмъ дѣ́лѣ блáзѣ (добром). Показывает, что они имели добрые дела, нуждались только в том, чтобы совершенствоваться в них. Об этом он и молится за них. Смотри, что мы сами сперва должны начать, а затем просить совершенства от Бога. Cотвори́ти (к исполнению) вóлю Егó. Кто усовершенствовался во всяком добром деле, тот и творит волю Божию, а не тот, кто наполовину делает добро. Творя́ (производя) въ вáсъ благоугóдное предъ Ни́мъ (Ему через) Исýсъ Христóмъ: Емýже слáва во вѣ́ки вѣкóмъ. Ами́нь. Следовательно, когда мы делаем добро, то это совершает в нас Бог через Исуса Христа, то есть являющегося в качестве Ходатая и Совершителя. Ибо если Он совершил наше, спасение в начале, то что удивительного и в том, если Он и при усовершенствовании в добродетелях является Посредником и исполняет в нас волю Отца, Сам укрепляя нас и вдыхая в нас силы к совершению добрых дел? К слову же благоугодное он прибавил: предъ Ни́мъ (Ему). Ибо мы тогда действительно благоугождаем, когда оказываемся добрыми пред Богом, а не тогда, когда - пред людьми. И Давид говорит: по чистоте руку моею пред очима Его (Пс. 17:25); и Исаия: отымите (удалите) лукавства (злые деяния ваши) предъ очима Моима (от очей Моих) (Ис. 1:16).
Святитель Феофан Затворник. 17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. «Безначалие,- говорит Златоуст,- везде зло, причина многих бедствий, начало беспорядка и смешения; особенно же в Церкви, тем опаснее, чем власть ее больше и выше.- Если корабль лишен кормчего, то потонет корабль, так и здесь - если у паствы не будет пастыря, то все низвратится и уничтожится». Так как жизнь христиан не столько внешняя, сколько внутренняя - духовная, воcпитание которой требует опытных руководителей, которых и избирала Церковь из верующих и им, после молитвы и рукоположения апостольского или преемников их и ниспослания на них благодати Святого Духа, вверяла руководительное воспитание вверенных им душ. Поэтому они, говорит святой Павел, неусыпно пекутся о душах ваших, боясь страшной ответственности пред Богом за погибель какой-либо вверенной им души. Но это воспитательное руководство пастырей тогда может быть плодоносным, когда пасомые будут всем сердцем подчиняться им, слушаться их и исполнять их приказания. Если же этого не будет, то это огорчит пастырей, наведет на них уныние, ослабит их усердие, энергию, что будет не полезно как самим пастырям, угрожая ответственностью пред Богом, так и пасомым: Бог накажет их за неповиновение пастырю, да и сами они, лишаясь руководства пастыря, могут впасть в заблуждения по вере и нерадение по жизни. «Но, скажет кто-нибудь: как повиноваться начальнику нехорошему? - Знаю, - отвечает святой Златоуст, - что это не малое злое, и даже гораздо большее, чем безначалие, потому что лучше не управляться никем, нежели быть под управлением дурного начальника. В первом случае народ иногда подвергается опасности, а иногда и спасается, в последнем же всегда находится в опасности и падает в пропасть. Поэтому святой Павел указывает, каким наставникам повиноваться, - таким, которые правую веру свою, которой учили подчиненных им, или запечатлели мученическою кончиною, или до конца сохранили ее чистою. Если начальник нехорош по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба; если - по отношению к жизни, то не беспокойся об этом, а поступай, как заповедал Христос: вся, елика рекут вам блюсти (книжники и фарисеи, то есть чему они учат), творите, по делом же их не творите (ср.: Мф. 23, 3); ибо от поведения других никто не получит вреда, потому что оно явно для всех, и такой человек, хотя бы он был тысячу раз нехорош, никогда не научит дурному. Но недостатки относительно веры не явны для всех, и дурной в этом отношении не постыдится учить других». Святой Павел и себя причисляет к наставникам палестинских христиан и просит их молитв к Богу о его освобождении из уз и возвращении им. 18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. 19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. Святого Павла многие евреи не любили как отступника от закона их (см.: Деян. 21, 21). Он, «как бы обращая речь свою к таким людям, которые были недовольны им, говорит: не представляйте против меня обвинений - совесть наша ни в чем не обвиняет нас, потому что во всем желаем вести себя честно, то есть не только между язычниками, но и между вами мы ничего не делали по корыстолюбию, ничего - по лицемерию. Вероятно, в этом и обвиняли его евреи. Я прошу ваших молитв за меня, особенно же прошу помолиться Господу со всем усердием - о том, чтобы Он возвратил меня к вам. Так может говорить не враг, а человек, сильно любящий их» (Златоуст). Заключение. Молитва святого Павла о верующих (13, 20-21) 20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Исуса [Христа], 21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Исуса Христа. Ему слава вовеки веком! Аминь. «Испросив наперед себе от них молитв, святой Павел теперь и сам просит им у Бога всех благ» (Златоуст). Бог Отец, источник мира, да подаст, говорит, и вашей душе, обуреваемой бедствиями, мир. Он желает нам мира, для примирения нас с Собою послал возлюбленного Сына Своего, Который, воплотившись, пролил кровь Свою для искупления и спасения нашего, умер и воскрес и кровию Своею заключил с нами новый - вечный завет, и стал Пастырем нашим великим, Ходатаем за нас пред Богом Отцом. Чрез Него, при помощи изливаемой Им на верующих благодати Святого Духа, мы можем творить всякое доброе дело и достигать совершенства в духовной жизни, исполняя волю Божию и творя все благоугодное Ему. Господь Исус Христос все для нас: и Первосвященник, и Жертва, и вечный Ходатай за нас. Ему и должны мы воздавать подобающую Ему Славу вечно. Истинно.
Автор: протоиерей Олег Стеняев
Толкование на сегодняшнее чтение преподобному Антонию из Апостола (Евр. 13, 17-21) начинается на 26-й минуте записи (25:47). Текст Апостола: 17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. 18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. 19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. 20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Исуса Христа, 21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Исуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Автор: протоиерей Александр Прокопчук
Толкование на сегодняшнее чтение преподобному Антонию из Апостола (Евр. 13, 17-21) начинается на -й минуте записи (:). Текст Апостола: 17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. 18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. 19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. 20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Исуса Христа, 21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Исуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Автор: священник Павел Островский
Толкование на сегодняшнее чтение преподобному Антонию из Апостола (Евр. 13, 17-21) начинается на -й минуте записи (:). Текст Апостола: 17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. 18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. 19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. 20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Исуса Христа, 21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Исуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.