![](https://web.archive.org/web/20160622113826im_/http://sobornik.ru/text/theophilact/matthew/pict/0092.gif)
Авторы: блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский; протоиерей Александр Шаргунов; иерей Даниил Сысоев; протоиерей Олег Стеняев; протоиерей Георгий Климов; Андрей Иванович Солодков; протоиерей Андрей Ткачёв
Тогда́ Ису́съ возведе́нъ бы́сть Ду́хомъ въ пусты́ню. Блаженный Феофилакт: Научая нас, что после крещения более всего должно ожидать искушений, Иисус отводится Духом Святым, ибо Он ничего не делал помимо Духа. Отводится же Он в пустыню, чтобы показать нам, что дьявол искушает нас тогда, когда видит, что мы одни и не получаем помощи от других. Поэтому и нам не должно отказываться от совета других и полагаться на самих себя. Искуси́тися от дiа́вола [для (чтобы претерпеть) искушения от диавола]. Дьявол, то есть клеветник, называется так потому, что клеветал на Бога Адаму, когда сказал ему: «Бог завидует вам». Он и теперь клевещет на добродетель. И пости́вся (постившись, проведя в посте). Постился, чтобы показать, что пост - сильное оружие против искушений, подобно тому как пресыщение служит источником всякого греха. Дні́и четы́ридесяте и но́щiи четы́ридесяте (сорок дней и сорок ночей). Постится столько дней и ночей, сколько и Моисей, и Илия. Если бы постился больше, то воплощение Его показалось бы призрачным. Послѣди́ взалка́ (наконец, напоследок ощутил голод, взалкал). Когда уступил природе,
![](https://web.archive.org/web/20160622113826im_/http://sobornik.ru/text/theophilact/matthew/pict/0093.gif)
тогда и взалкал, чтобы голодом дать повод дьяволу подойти и сразиться с Ним и таким образом поразить его и низложить, даровав нам победу. И присту́пль къ Нему́ искуси́тель, рече́. а́ще Сы́нъ еси́ Бо́жiи, рци́ яко да ка́менiе се́ хлѣ́би бу́дутъ (подойдя, приблизился, приступил к Нему искушающий, искуситель, говоря Ему: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами). Этот соблазнитель слышал голос с неба: «Сей есть Сын Мой», но с другой стороны видит, что Он взалкал, и недоумевает, как Сын Божий может чувствовать голод. Поэтому искушает Его с целью удостовериться, говоря: а́ще Сы́нъ еси́ Бо́жiи (если Ты Сын Божий), он льстит Ему, думая, что Он что-нибудь скрывает. Но ты спросишь, что за грех было сделать из камней хлебы? Итак, знай, что послушаться дьявола в чем-либо - грех. С другой стороны, дьявол не сказал: «пусть будет этот камень хлебом», но ка́менiе (камни), желая ввергнуть Христа в излишество, ибо для голодного совершенно достаточно и одного хлеба. Поэтому Христос и не послушал его. О́нъ же отвѣща́въ, рече́. пи́сано е́сть. не о хлѣ́бѣ еди́номъ жи́въ бу́детъ человѣ́къ, но о вся́комъ глаго́лѣ [ответил (сказал в ответ): написано (сказано в Писании): Не хлебом одним (только) жив, жить будет человек, но всяким (каждым) словом] исходя́щимъ изъ у́стъ Бо́жiихъ.
![](https://web.archive.org/web/20160622113826im_/http://sobornik.ru/text/theophilact/matthew/pict/0093.gif)
Данное свидетельство взято из Ветхого Завета, ибо это слова Моисея. И евреи питались манною, которая не была хлебом, но по Слову Божию она удовлетворяла всякую нужду евреев, была всем, чего бы кто ни захотел есть. Рыбы ли, яйца ли, или сыра хотел иудей, манна удовлетворяла такому вкусу его. Тогда́ поя́тъ (потом берет, переносит) Его́ дiа́волъ въ Святы́и Гра́дъ, и поста́ви (поставляет, ставит) Его́ на крилѣ́ церко́внѣмъ (крыло, навершие Храма). Это была одна из частей храма, которые у нас называются боковыми; они кажутся как бы крыльями. И глаго́ла (говорит) Ему́. а́ще (если Ты) Сы́нъ еси́ Бо́жiи, ве́рзися ни́зу (бросься, кинься вниз). пи́сано бо е́сть (ведь написано, сказано в Писании), я́ко А́нгеломъ Свои́мъ заповѣ́сть (заповедует Он) о Тебѣ́ [сохрани́ти Тя́] (Он вверил Тебя), и (ещё:) на рука́хъ во́змутъ Тя́ (понесут Тебя), да не когда́ преткне́ши(ся) о ка́мень но́гу Твою́ (ногою Твоею). Говоря: а́ще Сы́нъ еси́ Бо́жiи (если Ты Сын Божий), дьявол хочет сказать: я не верю голосу с неба, однако Ты покажи мне - Сын ли Ты Божий. Поистине, проклятый! Если Он был Сын Божий, то неужели Ему должно было броситься вниз? Твоей жестокости свойственно это -
![](https://web.archive.org/web/20160622113826im_/http://sobornik.ru/text/theophilact/matthew/pict/0094.gif)
низвергать беснующихся, Богу же - спасать. Не о Христе написано: на рука́хъ во́змутъ Тя́ (понесут Тебя), но о святых, которые нуждаются в ангельской помощи. Христос же, будучи Богом, не нуждается в этом. Рече́ (сказал) [же] ему́ Иису́съ, па́кы (также на)пи́сано е́сть (и другое сказано:). не искусиши (не искушай) Го́спода Бо́га своего́. Кротко отражает его Христос, поучая нас побеждать демонов кротостью. Па́кы поя́тъ (снова, опять берет, переносит) Его́ дiа́волъ нá гору высоку́ зѣло́ (весьма), и показа́ (показывает) Ему́ всѣ́ ца́рствiя мíра, и сла́ву и́хъ, и глаго́ла (говорит) Ему́. сiя́ вся́ Тебѣ́ (всё это я от)да́мъ, а́ще па́дъ поклони́шимися (если Ты, повергшись ниц (павши), поклонишься мне). Некоторые под весьма высокой горой разумеют страсть корыстолюбия, в которую враг старается вовлечь Иисуса; но они неверно думают. Ибо дьявол явился Ему чувственно, Господь же не принимал помышлений; да не будет! Итак, он чувственно показал Ему на горе все царства, представляя их Ему пред глазами в призраке, и сказал: «все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне». В силу своей гордости он считает мир своею собственностью. Это и теперь он говорит корыстолюбивым, что те, кто поклоняется ему, будут иметь в своей власти мир.
![](https://web.archive.org/web/20160622113826im_/http://sobornik.ru/text/theophilact/matthew/pict/0095.gif)
Тогда́ глаго́ла (говорит) ему́ Ису́съ. иди́ за Мно́ю (прочь, отойди от Меня) сатанá. (на)пи́сано (и)бо е́сть (в Писании сказано). Го́споду Бо́гу твоему́ поклóнишися и Тому́ еди́ному послужиши (поклоняйся и Ему одному служи). Господь разгневался на него, когда увидел, что он присваивает себе Божие, и говорит: «все это дам Тебе», якобы свое собственное. Узнай отсюда, какую пользу приносит Писание, ибо Господь им заставил врага замолчать. Тогда́ оста́ви (оставляет) Его́ дiа́волъ. и се́ (вот) А́нгели приступи́ша и служа́ху (приступили, приблизились) и служили Ему́.
Три искушения победил Господь: чревоугодие, тщеславие и страсть к богатству, то есть корыстолюбие. Это - главные из страстей. Следовательно, победив их, гораздо легче одолеть и остальные. Поэтому и Лука говорит: сконча́въ (окончив) все́ искуше́нiе (Лк. 4, 13), хотя Господь победил только главные из них. Поэтому ангелы служили Ему, чтобы показать, что и нам после победы они будут служить, ибо все это делает и показывает Христос ради нас. Ему же, как Богу, Ангелы служат всегда. Протоиерей Александр Шаргунов: Тогда Исус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Исус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Исус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему. Первое событие в жизни Спасителя после Крещения, когда Дух Святой видимым образом сошел на Него, - изведение Его Духом в пустыню. На этот раз Дух Святой открывается не в веянии тихого ветра, а в бурном вихре. Искуситель нападает на Господа с трех разных сторон. Первое искушение - обратить камни в хлеб. То есть употребить Свою чудодейственную силу для Себя. Так будут искушать Его иудеи, чтобы Он стал «хлебным мессией», царем, который должен служить их материальным нуждам, и таким образом устроить на земле чаемое ими царство. «Но не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Во время странствования в пустыне народ Израиля был чудесно питаем Богом, когда Бог открывал ему, что смысл жизни бесконечно глубже, чем насыщение чрева. Второе искушение - превратить Христа в того, кто внешним чудом, а не Крестной любовью влечет народ следовать за Собой. И третье искушение - предложение Ему победить мир, идя в обход Креста. Однако не может быть компромисса со злом, ибо из всякого компромисса со злом победителем всегда выходит диавол.
![](https://sun9-34.userapi.com/s/v1/ig2/0Z13lUcDmNmYzCnaFwAoCt4iKgzvdoOCyLnxkVVQDyyefdq7vkyoAwJsuxEtCecc3_eFSFXLYo_AdlJS1eFQixmb.jpg?quality=96&as=32x20,48x30,72x45,108x67,160x100,240x150,360x225,480x300,540x337,640x400,720x450,1000x625&from=bu&u=Gmq2aP9Fq67Zsd41xhMqDz2e5-ZopiyDqbFFchVjmbk&cs=1000x625)
Почему Христос подвергается искушению? Не впервые человек узнал искушение. Прародитель Адам уступил ему, и не сосчитать, сколько других после него. Как человек, Господь должен был в Свой черед встретиться с искушением. Однако этот человек был Бог. И что-то совершенно новое должно было произойти. Не то, что искушение было легким для Господа. Или что Он мог сделать его более легким для Себя. Нет, Он претерпел это искушение ради всех наших искушений. Но абсолютно новым в Господе была Его любовь. Он любил Своего Отца Небесного любовью, какой не имел ни Адам, ни любой другой человек, которые потому и были бессильны противостоять диаволу. Эта любовь не могла позволить Христу уступить искушению. Но она не облегчила Его участь. Напротив, более чем кто-либо, чем все люди вместе взятые, Он был искушаем. До смерти. Для Него была только одна возможность победить искушение - умереть. Но умереть любовью к Отцу и ко всем людям. Нашего ради спасения и нашей победы во всех не устранимых никакими силами искушениях. Можно победить диавола. И Господь показал, как это надо делать. Не отступать от Бога ни в чем. Нам не удастся быть всегда верными Богу. Бывают моменты, когда мы уступаем искушению. Но Господь будет всегда верен нам, Он постоит за нас, если мы призовем Его на помощь. Поистине Он победил диавола в пустыне ради нас. Главная цель сатаны - разрушить наши отношения с Богом как с Отцом. «Если Ты Сын Божий, - говорит он Христу, - как Тебе, Наследнику Царства Божия, может быть отказано в самом малом? Либо Бог не Отец Тебе, либо Он не добр к Тебе». Диавол хочет подорвать нашу веру в слово Божие, дерзко вырывая из Писания то, что нужно ему. «Бог сказал, что Ты Сын Возлюбленный. Так ли это?» - и мы слышим голос древнего змия в раю: «Подлинно ли сказал Бог?» Диавол говорит: «Бросься вниз». Диавол не может сбросить вниз никого, тем более, Господа. Его власть ограничена. Но он подталкивает всех на грех и на гибель. Потому не будем вредить себе, и никто не сможет повредить нам. Если с нами будет Христос. «Ибо написано, - говорит диавол Господу, - Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Святые Ангелы готовы исполнить каждое слово Господа, потому что знают, что ни одно Его движение не может быть отделено от истины. Как всегда, диавол смешивает истину с ложью. И даже святые слова Священного Писания в устах диавола становятся ложью. Как не вспомнить здесь свидетельство святых отцов о том, что Священное Писание посреди Церкви - как древо жизни посреди рая. Те, кто находится вне Церкви, должны прежде всего увидеть и исповедать с покаянием свою наготу.
![](https://sun9-26.userapi.com/s/v1/ig2/WL2kkQLHcp2N9IGjS0Vi8HcBZPvUl24-H8X9u2ZHnzL6ZdMJoxbCebfeM-EpNzr_wn9Xkv8f2La02MnYY01GmeoQ.jpg?quality=96&as=32x20,48x30,72x45,108x67,160x100,240x150,360x225,480x300,540x337,640x399,720x449,1080x674,1200x749&from=bu&u=64DIVoq_hpt7LhlDa3jFhvf7inTY8Pgc85ag_V1D6kc&cs=1200x749)
Если Самого Христа сатана искушал ложным толкованием Священного Писания, то что он может сделать с нашими бедными головами, если мы самонадеянно возьмемся изъяснять его! Диавол «показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». Святой Ириней Лионский свидетельствует: «Диавол солгал, сказав это, ибо не он управляет царствами в этом мире, но Бог. Власть в действительности была установлена для пользы языческих народов; не диаволом, который никогда не имеет покоя и еще меньше желает, чтобы народы жили в мире, но Богом для того, чтобы люди, боясь этой власти, не пожирали друг друга, как рыбы, но с помощью законов сопротивлялись многообразной несправедливости язычников». Все народы земли обещаны Мессии. Если Он - Сын Божий, они поистине принадлежат Ему. Но мы должны остерегаться принять из рук диавола даже то, что обещано Богом. Сатана требует, чтобы Христос, пав, поклонился ему! Величайшие из святых могут быть искушаемы худшим из зол. Глубины сатанинские достигают предела, и Господь с отвращением и гневом говорит: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Все основания нашей жизни - в поклонении Богу и в служении Ему одному. «Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему». Все блаженство Ангелов - в служении Христу Богу. Есть мир злобных духов, воюющих против Христа, Его Церкви и всех верующих в Него, и есть мир святых духов, служащих им. Все победы Христовы - торжество Ангелов и наше торжество. Искушение Христа и Его победа являет нам Его Божественное достоинство, и утверждает нас в сражении с искусителем. Ибо Господь умер на Кресте не за Свои грехи, а за наши.
Автор: иерей Даниил Сысоев
Текст Евангелия: Тогда Исус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Исус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Исус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Автор: протоиерей Олег Стеняев
Тогда Исус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф. 4: 1-3). Итак, в четвертой главе, с первого по одиннадцатый стих, рассказывается об искушении Христа в пустыне. В предыдущей, третьей главе мы читали о Крещении Господнем. Таким образом, искушение в пустыне следует сразу после Крещения. То есть человек, который посвящает свою душу служению Богу, должен готовиться к искушениям, потому что дьявол воспринимает наше намерение служить Всевышнему как оскорбление и вызов. Известно, что сам дьявол был лишен этой возможности за свою гордыню и непослушание. Мы видим, что Господь проводит время после Крещения в посте. Сорок дней и сорок ночей Он ничего не вкушает. Дьявол приступает к Нему в надежде, что может быть теперь, когда Спаситель испытывает жажду и голод, лукавому окажется возможным Его одолеть. Но дьявол не понимал, что именно сорокадневный пост укрепил Сына Божия. Таким образом, Христос являет нам пример, как готовиться к искушениям и как преодолевать их. Он Сам говорил: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17: 21). И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же (то есть Христос) сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 3-4). Здесь обращает на себя внимание то, что на дьявольское искушение Христос отвечает библейской цитатой. Он приводит слова из Ветхого Завета (см.: Втор. 8: 3). И дьявол, который столкнулся с ответом в формате Библейского Откровения, сам начинает использовать Священное Писание, соблазняя Сына Божия. Аналогичным образом, и сектанты нередко ссылаются на Ветхий и Новый Завет, с целью смутить православных христиан. И мы читаем: Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано (здесь дьявол цитирует Писание): «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4: 5-6). Дьявол цитирует Псалтырь (Пс. 90: 11-12). А как нам отвечать на искушение, если оно сопровождается некой псевдобиблейской мотивацией? Те же сектанты, еретики могут открывать нам разные части Священного Писания, обосновывая ими свои вероучительные истины. И мы читаем далее: Исус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4: 7). Христос отвечает словами из Книги Второзакония (см.: Втор. 6: 16), научая и нас тому, что, если сектанты или еретики цитируют Слово Божие, искажая его, им следует отвечать также Словом Божиим, но уже в правильном понимании священных текстов. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4: 8-9). Это очень интересный текст. Здесь говорится о том, что дьявол предлагает, как нечто безусловно принадлежащее ему, все царства мира и славу их. Он говорит, что готов все это передать Христу, если Он, падши, поклонится лукавому. Почему дьявол так говорит? Действительно, мир политических амбиций и националистических спекуляций находится под контролем дьявола. И он предлагает славу и богатство мира как что-то, уже находящееся в его власти. Все это дам Тебе, говорит он, если, пав, поклонишься мне. Тогда Исус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10). Христос в третий раз цитирует Книгу Второзакония (в данном случае, Втор. 6: 13). Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4: 11). Конечно, возникает естественный вопрос: а как вообще дьявол посмел приступить к Сыну Божию? Святые отцы, отвечая на этот вопрос, говорят: дьявол, трепеща Божества Иисуса Христа, приступает к человеку Иисусу Христу. И, действительно, мы веруем в Исуса Христа как истинного Бога и истинного человека. Дьявол, конечно, не мог бы противостоять Богу. Взаимоотношения между Богом и дьяволом ― это не перетягивание каната. В Писании сказано: Бесы веруют и трепещут (Иак. 2: 19). Но, боясь Бога, дьявол приступает к человеку Исусу Христу, чтобы попытаться искусить Его.
You can watch this video on www.livejournal.com
Автор: протоиерей Георгий Климов
Тогда Исус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Исус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Исус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
You can watch this video on www.livejournal.com
Автор: Андрей Иванович Солодков
Тогда Исус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Исус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Исус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
You can watch this video on www.livejournal.com
Автор: протоиерей Андрей Ткачёв
You can watch this video on www.livejournal.com
Чудо ничего не объясняет и ничего не доказывает
You can watch this video on www.livejournal.com
Отец Андрей начинает краткий цикл, посвящённый широко известному евангельскому сюжету о том, как диавол искушал постящегося в пустыне Христа.
You can watch this video on www.livejournal.com
Первая часть, посвящённая искушению хлебом.
You can watch this video on www.livejournal.com
Протоиерей Андрей Ткачёв продолжает краткий цикл, посвящённый широко известному евангельскому сюжету о том, как диавол искушал постящегося в пустыне Христа. Во второй части отец Андрей расскажет об искушении чудом.
You can watch this video on www.livejournal.com
Протоиерей Андрей Ткачёв завершает краткий цикл, посвящённый широко известному евангельскому сюжету о том, как диавол искушал постящегося в пустыне Христа. Сегодня отец Андрей расскажет о третьем диавольском искушении - искушении властью.
You can watch this video on www.livejournal.com
Как отвести от себя дьявольские искушения
Три искушения Христа в пустыне
You can watch this video on www.livejournal.com
Чем искушает нас дьявол