Апостол субботы по Богоявлении: Еф., 233 зач., 6, 10-17

Jan 25, 2025 10:14


Авторы: Архиепископ Аверкий Таушев; святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский; протоиерей Вячеслав Резников; иерей Даниил Сысоев; протоиерей Олег Стеняев; иерей Павел Островский

Архиепископ Аверкий Таушев. В заключение нравственных наставлений в Послании святой апостол призывает христиан к невидимой духовной брани с врагом нашего спасения диаволом и слугами его: здесь мы видим основание христианского подвижничества. Вся жизнь христианина должна быть непрестанной борьбой. Апостол призывает христиан для этой борьбы облечься во всеоружие Божие, препоясать чресла истиною, надеть броню праведности, обуть ноги в готовность благовествовать мир, а главным образом - взять щит веры, шлем спасения и меч духовный - слово Божие, и, вооружившись так, вести упорную борьбу против козней диавольских, против духов злобы поднебесных, постоянно влекущих человека на путь греха и противления воли Божией. Это апостольское чтение (ст. 10-17) читается в дни памяти некоторых преподобных и при пострижении в монашество. Главным оружием при этом должна быть молитва и при том непрестанная - во всякое время. Злые духи называются здесь миродержителями не в том смысле, что им дана власть над миром, а потому, что все злое в мире, все злые люди творят волю их: они миродержители мира во зле лежащего. Выражение поднебесные означает, что духи зла витают всюду между небом и землей, обнимают нас отовсюду, как повсюду окружает нас воздух, и непрестанно приражаются к нам, «как комары в сыром месте», по образному сравнению епископа Феофана Затворника.
Всеоружие Божие особенно необходимо нам, дабы мы смогли противостоять этим злым духам в день злый. Под этим днем злым надо понимать особенно решительные минуты в нашей жизни, каковы: смерть и Страшный Суд, когда нам необходимо будет дать отчет Богу о нашей земной жизни, как мы ее проводили. Из всего этого ясно, что христиане - воины Христовы, обязанные вести непрестанную борьбу с врагом Божиим и врагом человеческого спасения диаволом и со слугами его и всякого рода происходящим от них злом. Христианин должен быть совершенно непримирим ко всякого рода диавольскому злу, но, конечно, бороться с ним достойными христианина средствами. Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Еф. 6, 10-17; Мф. 4, 1-11). Апостол облекает христиан во всеоружие Божие. Прилично подошло это в след за предыдущим уроком. Ибо если кто, вняв призванию Божию, воспринял начало новой жизни, с помощью благодати Божией, привнесши с своей к тому стороны все старание; то ему после этого предлежит не почивание на лаврах, а борьба. Он оставил мир, ― мир за это начнет теснить его: он спасся от власти диавола, диавол будет гнать вслед его и ставить ему козни, чтоб сбить его с доброго пути и опять возвратить в свою область; он отвергся себя, отверг самость со всем полчищем страстей, ― но этот живущий в нас грех не вдруг расстается с своим привольным житием в самоугодии, и поминутно будет покушаться под разными предлогами опять водворить внутри те же порядки жизни, которые так богато насыщали и питали его прежде. Три врага, - каждый с безчисленным полчищем, ― но главнокомандующий есть диавол, ближайшие же помощники его бесы. Они всем ворочают в греховной жизни, ― противнице жизни духовной. Почему Апостол против них и вооружает христианина, так как бы прочих не было совсем. Говорит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против злобы поднебесных. Ибо не будь их, и брани, может быть, не было бы. Равно, коль скоро они отражены и поражены, то отражение и поражение других ничего уже не стоит. Итак, смотри всякий, куда следует направлять стрелы, или по крайней мере с какой особенно стороны надлежит себя ограждать. ― И ограждай! ― Апостол прописал несколько орудий; но все они сильны лишь Господом. Почему опытные борцы духовные и предали нам; именем Господа Исуса бей ратников. Протоиерей Вячеслав Резников. О искушении Исуса. Суббота по Богоявлении (Мф. 4:1-11; Еф. 6:10-17). И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие, - сказано христианам. И сегодня видим, как этим мечом надо действовать. Сразу после крещения Исус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И вот тут-то, когда Исус проявил естественную человеческую слабость, «приступил к Нему искуситель, и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Ты, как я слышал, Сын Божий, и Ты хочешь есть. Ну что же, употреби Свою Божественную силу, преврати камень в хлеб. Чего проще? Но Господь отвечает: Написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. И идет ссылка на Второзаконие. А там, перед входом в обетованную землю, Господь через Моисея дает Своему народу последние наставления. Он говорит: И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты, и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек. Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет. И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего (Втор. 8:1-5). Хлеб - символ стабильности, уверенности в завтрашнем дне. А всесильное слово Божие способно напитать человека любым, самым неожиданным образом. Питал же Бог Свой народ манной, которая падала с неба. Опираясь на Священное писание, Иисус, как человек, и выразил Свою веру, что даже при полном отсутствии хлеба - прямо из Божьих рук непременно придет помощь. Тогда диавол сделал новое предложение. Он поставил Исуса на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Но если написано, то зачем же бросаться? И так ясно. А вот другое написано: «не искушай Господа Бога твоего». И опять - ссылка на Второзаконие, где Моисей продолжает наставления народу: Не искушайте Господа Бога вашего, как вы искушали Его в Массе (Втор.6:16). Тогда евреи захотели пить и возроптали на Моисея, и искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет (Исх. 17:1-7)? Ну а третье искушение, это когда диавол показал Исусу все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». И - опять ссылка на Второзаконие, где говорится: Господа, Бога твоего бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас (Втор. 6:13-14). Иисус Христос был искушаем, как человек, как был когда-то искушаем и весь народ Божий. Но, в отличии от народа, Он показал Свою твердость в трех вещах, которые суть одно: 1. Живи под рукой Бога, все с радостью принимая от Него. 2. Не сомневайся и не испытывай, с тобой ли Бог, не покинул ли Он тебя, но твердо пребывай под Его рукой. 3. Что бы ни случилось, - не ищи других источников жизни, не ищи других богов. Так начал Свое человеческое служение Господь Исус Христос. Так и всякий христианин, родившийся во святом крещении, и вооруженный мечем Слова Божия, должен проходить свой жизненный путь.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Автор: иерей Даниил Сысоев

Толкование начинается на 9-й минуте второго часа записи (01:08:14). Текст Апостола: 10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. 14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.



Автор: протоиерей Олег Стеняев

Толкование начинается на 12-й минуте записи (11:33). Текст Апостола: 10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. 14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.



Автор: протоиерей Олег Стеняев

Пространное толкование



Автор: протоиерей Олег Стеняев

Послание к Ефесянам. Анализ текста



Автор: иерей Павел Островский

Толкование начинается на 9-й минуте второго часа записи (:). Текст Апостола: 10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. 14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Евангелие дня

Previous post Next post
Up