Паремия на 1-м часе: Книга пророка Михея, глава 5, 2-4

Jan 06, 2025 11:29


Книга пророка Михея, глава 5, 2-4.
2. И ты, Виѳлеемъ, домъ Евфраѳовъ, ужели ты малъ, чтобы быть среди тысячъ Іудиныхъ? [то есть не можетъ причислиться къ городамъ съ многолюднымъ, въ 1000 человѣкъ, народонаселеніемъ. Вопросъ заключаетъ и отвѣтъ: нѣтъ, ты не малъ] Изъ тебя Мнѣ изойдетъ Старѣйшина, чтобы быть Владыкою Израиля, Котораго происхожденіе изъ начала, отъ дней вѣка [Пророчество этого стиха приводится іудейскими книжниками, какъ Мессіанское пророчество, и исполнилось на рожденіи Ісуса Христа въ Виѳлеемѣ: Мѳ. 2, 4-6].
3. Посему Онъ отдастъ [то есть предастъ врагамъ и страданіямъ (Кирилъ Александр., Ѳеофилактъ)] ихъ до времени, доколѣ не родитъ Имѣющая родить [подъ Имѣющею родить разумѣется Богоматерь. Кир. Алекс., Ефр. Сир. и Ѳеофилактъ], тогда прочіе изъ братьевъ ихъ возвратятся къ сынамъ Израилевымъ.
4. И станетъ Онъ, и увидитъ, и будетъ пасти мощно Свою паству Господь, и въ славѣ имени Господа Бога своего они пребудутъ, ибо нынѣ онъ возвеличится (древнерусск. ед. ч. возвеличится соотв. μεγαλυνφήσεται въ компл. и лук. спп., а об. μεγαλυνφήσονται - мн. ч., очевидно относится къ еврейскому народу, что подтверждается 7-8 ст.) даже до краевъ земли.
Толкование: Паремия посвящена пророчеству Михея о рождении Христа в городе Вифлееме. Вифлеем, один из древнейших городов, был родиной Давыда.
Располагался он в 10 верстах к югу от Иерусалима. Первоначально он назывался домом Ефрафы, так как одним из родоначальников жителей этого города был Ефрафа, правнук Иуды (1 Пар. IV, 1 - 4). Город этот был незначительным по количеству жителей, но именно в нем надлежало родиться Спасителю, Мессии. Его ждали не просто как царя, царствующего над Своим народом, но как Избавителя, Который объединит тех, кто мечтает не о земном владычестве, а способен увидеть в Нем посланника Божия, Которому дано Царство над всеми народами. То, что Он родится на древней земле царя Давыда, - особая радость для всех, ожидающих Его явления. Все уверовавшие будут единым стадом, у которого один Пастырь. Он будет стоять на страже, зорко следя за тем, чтобы никто не потерялся, не отстал, не заблудился. Он будет беречь и защищать Свою паству, поэтому для верных Ему будет радостью жить с Ним, разделять Его славу и величие. Он в конце концов одолеет всякое сопротивление и будет сиять «даже до конец земли». Рождение Спасителя пророк предсказал за 700 лет, чтобы люди жили надеждой. Это пророчество читается и на первом часе, и на вечерне, где присоединяется еще несколько строк о милости к «дщери Сионовой», то есть ко всему израильскому народу. За неверность Богу этот народ будет разбросан, как разбрасывает ветер поломанные ветви, но впоследствии Господь пожалеет их (если смирится народ и покается), сохранит остаток верных. Но это относится не к одним иудеям, а ко всем уверовавшим. Вера во Христа дает права избранного народа всем, и потому говорится о новом Израиле, то есть о Церкви Христовой. «Остаток», то есть духовные наследники верных Христу израильтян вместе с уверовавшими в Христа народами составят Церковь, которую не одолеют врата ада, так как сохранять и беречь ее будет Сам Христос.

image You can watch this video on www.livejournal.com

духовные наставления, катехизация

Previous post Next post
Up