Строгий архипастырь: память св. Иоасафа Белгородского. Синаксарь: Жития святых на 10 (23) декабря

Dec 23, 2024 10:00


Автор: иеромонах Макарий Симонопетрский

Память святых мучеников Мины, Ермогена и Евграфа. В начале IV в., во время короткого правления в Восточной Римской империи жестокого Максимина Дайи (308-313 гг.), в Александрии Египетской возникли смуты. Они были вызваны политическими раздорами и растущими успехами христианской проповеди перед лицом язычества. Когда к Максимину прибыло посольство из Александрии с просьбой вмешаться, император поручил одному из советников, по имени Мина, примирить соперничающие партии. Мина, знатный и образованный афинянин, получил за необычайное красноречие прозвище Калликелад, то есть сладкозвучный. (Следовательно, его нельзя отождествлять со св. Миной Котуанским, память которого отмечается 11 ноября, хотя некоторые историки, ссылаясь на отсутствие культа этого второго Мины в Александрии, выдвигали гипотезу, что речь здесь может идти об одном и том же святом.) Однако его повелителю не было известно, что Мина уже много лет являлся тайным христианином и только ждал знамения от Бога, чтобы открыто заявить о своей вере, не желая безрассудно подвергать себя преждевременной смерти. Прибыв в Египет, Мина очень скоро восстановил в городе согласие и мир, полагаясь как на мудрость своих слов, так и на полученную им от императора власть. При этом он не только не мешал проповеди Евангелия, но и всячески ей содействовал и покровительствовал. Презирая словесные ухищрения и мудрость мира, он открыто проповедовал язычникам спасение Христово и укреплял в вере христиан, подтверждая свое свидетельство многочисленными чудесами.


Стоило ему только возложить руку на приходивших к нему больных и осенить их знамением креста, как к ним тотчас возвращалось здоровье, и они уходили, прославляя Бога. Будучи свидетелями таких великих чудес, жители Александрии, столицы язычества, во множестве отрекались от идолопоклонства, ниспровергали капища и приходили к святому, ища у него живой воды христианского учения. Когда император узнал о том, что главный город Египта вскоре может целиком обратиться в христианство и причиной этому - тот самый человек, которого он направил туда в качестве полномочного посланца, он испугался и решил, что за всем этим кроется какой-то заговор и Мина желает отнять у него власть. Тогда правитель решил отстранить Мину от должности и послать в Александрию другого чиновника, по имени Ермоген, поручив ему восстановить в городе авторитет верховной власти и заставить Мину отказаться от христианской веры под страхом мучительной смерти. Ермоген, также родом афинянин, был человеком прямым и честным и искренне полагал, в своем неведении Христа, что, исполняя повеление императора, служит правосудию. Прибыв в Александрию в сопровождении внушительной свиты, он первым делом велел отправить Мину в тюрьму, а затем призвал его к себе на суд в здание городского амфитеатра.
На все вопросы Ермогена Мина отвечал с твердостью и спокойствием: он верен своему государю во всем, что не затрагивает его веры в Бога, Единого в Трех Лицах, и во Христа, Сына Божия, воплотившегося ради нашего спасения. Он рассказал также о том, как он стал христианином и как Господь с тех пор не переставал являть через него Свои чудеса. Собравшийся в судилище народ с изумлением внимал словам святого, которыми тот свидетельствовал о могуществе Христа и о бессилии ложных богов. Многие из присутствовавших сами выступали свидетелями, рассказывая о сотворенных Миной чудесах и знамениях, так что число людей в амфитеатре все время увеличивалось, и судилище грозило перерасти в бунт. Тогда обеспокоенный судья велел перенести слушания на следующий день. Когда с рассветом суд возобновился, Ермоген велел положить перед Миной различные орудия пыток, надеясь таким образом запугать его и вынудить отречься от Христа. Однако ни слова, ни зрелище ужасающих инструментов не поколебали стойкости мученика. Когда ему оторвали ступни ног, оросив кровью арену амфитеатра, св. Мина, невзирая на боль, с сияющим лицом распевал благодарственные гимны. Ободренный рукоплесканиями восторженной толпы, он так же стойко переносил мучения, когда ему вырвали язык и выкололи глаза. Когда же в конце концов мученик без чувств упал на арену, Ермоген велел отнести его обратно в темницу, а на следующий день бросить на растерзание хищным зверям. Той же ночью Христос Сам явился св. Мине и исцелил все его раны. На следующий день Ермоген, раскаиваясь в собственной жестокости, решил заново собрать народ в амфитеатре и воздать должное мужеству человека, которого уже считал мертвым. Каково же было его изумление, когда он увидел на арене св. Мину, совершенно невредимого, в сопровождении двух сияющих Ангелов, посланных Богом охранять святого. Тогда судья признал могущество христианской веры, которая сильнее самой смерти и всякой мирской власти, и под восторженные крики толпы объявил о своем обращении. Вскоре Ермоген принял святое крещение вместе со многими другими жителями Александрии. Спустя восемь дней он был избран, по предложению самого св. Мины, предстоятелем Церкви Александрии на собрании тринадцати епископов, которые находились в это время в городе, чтобы поддержать мученика. С первых шагов в новой должности Ермоген стал для паствы образцом евангельской жизни: он раздал нищим все свои богатства, сокрушил языческие алтари и превратил храмы идолопоклонников в христианские церкви, неустанно проповедовал слово истины, посещал больных и сострадал всем скорбящим, как Сам Христос. Когда новости о событиях, произошедших в Египте, достигли императора, он пришел в ярость и решил лично отправиться туда во главе большого войска, чтобы покарать мятежников. Не сумев одолеть мучеников в словесных прениях на возглавляемом им самим суде, Максимин приказал отсечь Ермогену руки и ноги и бросить их в огонь, а затем пронзить копьями его внутренности и вытянуть их наружу, после чего тело мученика было брошено в реку. В отношении Мины император опасался, как бы святой каким-либо новым чудом не выставил его на посмешище, и боялся, что публичная казнь может вызвать народное восстание. Поэтому он отдал приказ заточить мученика в глубокой темнице, подвесив за плечи к ее сводам и привязав к ногам тяжелый камень, и оставить так умирать в полном одиночестве медленной и мучительной смертью. Однако чудесным Божественным вмешательством оба святых, и Мина и Ермоген, были вновь спасены и предстали невредимыми перед тираном под радостные крики толпы: «Воистину Христос - единый истинный Бог!» Пораженный зрелищем столь великого чуда, секретарь св. Мины по имени Евграф с сердцем, исполненным духовного дерзновения, выбежал на арену и, осенив себя крестным знамением, назвался христианином, прося чести принять смерть ради Господа Исуса. Максимин пришел в неописуемый гнев от смелых слов юноши, выхватил меч у одного из своих телохранителей и собственноручно убил Евграфа. Тотчас вслед за этим он велел обезглавить Мину и Ермогена. Тела святых мучеников были по приказу императора заключены в железный сундук и брошены в море. Однако тяжелый ковчег поднялся из морской пучины на поверхность и через двадцать дней достиг берега близ Халкидона, замеченный по осенявшему его огненному столпу. Впоследствии мощи мучеников были преданы забвению и только много веков спустя, в X столетии, вновь прославились множеством чудес, ибо в них пребывала сила Святого Духа. Обретение мощей св. Мины празднуется 17 февраля. С V в. в Константинополе существовал храм в его честь.
Память святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Св. Иоасаф (в миру Иоаким Горленко) родился в 1705 г. Он происходил из знатной и благочестивой украинской семьи. Восьми лет Иоаким поступил в Киевскую Академию (в то время не существовало многоступенчатой системы образования. Было одно училище - Академия). Посетив однажды Киево-Печерскую лавру, юноша ощутил горячее желание стать монахом. Однако родители противились этому. Тогда он прибег к хитрости и в восемнадцать лет поступил в Межигорский монастырь. В 1725 г. святой принял монашеский постриг и вскоре был рукоположен в священника. С тех пор он исполнял множество разнообразных духовных и административных обязанностей. В 1737 г. свт. Иоасаф был назначен игуменом Дубенского Преображенского монастыря в Полтавской губернии. Под его руководством обитель стала знаменитой на всю Россию. Еще через несколько лет Иоасафа поставили наместником Троице-Сергиевой Лавры. Затем, в 1748 г., он принял рукоположение в епископа Белгородского. Святой неустанно ездил по обширной епархии, упорно борясь с отсутствием благочестия, бытовавшим и в народе, и в среде духовенства. Так во время одной из своих поездок св. Иоасаф остановился в доме священника и никак не мог уснуть: чувствовал присутствие святыни. Наконец начал искать по комнате и нашел завернутые в какую-то ветошку Святые Дары! Епископ положил их на стол и промолился всю ночь перед ними на коленях... Силой пастырского слова, но еще более благочестием, подвижнической жизнью и милосердным нравом святитель сумел за несколько лет преобразить и обустроить церковную жизнь в Белгородско-Курской епархии. Св. Иоасаф мирно отошел ко Господу 10 декабря 1754 г. Два года спустя его тело было обретено нетленным. Место его погребения вскоре прославилось множеством чудес, привлекая к себе верующих из окрестных городов и селений. Это послужило основанием для канонизации святителя 4 сентября 1911 г.
Память святого мученика Гемеала. Император Юлиан Отступник, правивший с 361 по 363 г., прибыл однажды в гор. Анкиру, в Галатии. К нему подошел некий благочестивый человек по имени Гемелл, родом из прихода Климаксина. Обличая нечестивое правление тирана, он бросил ему в лицо обвинения, разящие подобно острым стрелам. Юлиан велел страже схватить смельчака и тотчас подвергнуть жестоким пыткам. Не успокоившись на этом, император стал возить его вслед за собой по городам Малой Азии, на каждом новом месте подвергая все более изощренным мучениям. Однако мученик неизменно оставался тверд духом. Когда же в пути он принял святое крещение, все его раны чудесным образом исцелились, и он услышал глас с неба: «Блажен ты, Гемелл, ибо много пострадал». Распятый на кресте, святой мученик предал душу Господу. Христиане тайно забрали его тело и достойным образом похоронили, дабы воздать святому должные почести.
Память преподобного Фомы Дефурки́на. Прп. Фома подвизался на рубеже IX-X столетий, в правление императора Льва VI Мудрого. Он родился в окрестностях горы Кимин в Вифинии. [Гора Кимин расположена недалеко от горы Олимп. В числе других там подвизались прп. Афанасий Афонский [5 ил.] и его духовный отец прп. Михаил Малеин, память 12 июля ст. ст.]. В те времена это был значительный монашеский центр. Вместе с отцом Фома часто посещал кельи монахов, во множестве населявших те места, и с юных лет возлюбил иноческое житие. Усвоив азы монашеского послушания и выучив наизусть Псалтырь и Послания, он с радостью и рвением ступил на путь ангельского жития. Суровыми подвигами аскезы Фома возрождал в первозданной красоте заключенный в человеке образ Божий. В то время один богатый житель Константинополя основал во славу Божию и спасение своей души монастырь и обратился к местному епископу за советом, прося указать опытного и добродетельного монаха, которого можно поставить настоятелем. Таковым иноком, достойным высочайшей похвалы и подражания в соблюдении всех монашеских обетов и уставов, владыка назвал св. Фому. На этом посту преподобный старался еще более очищать душу и возвышаться духом, а его стремление укрываться от людей приводило к увеличению числа посетителей, привлеченных святостью его жизни. По прошествии некоторого времени Фома, найдя себе замену, убедил братию отпустить его на пустынножительство. Но очень скоро монахи, чувствуя себя осиротевшими, отправились на его поиски. Найдя, они уговорили Фому вернуться в монастырь, обещав соорудить отдельно стоящую келью, где он мог бы пребывать в затворе, не оставляя все же братию без духовного руководства. Тогда диавол, не в силах долее взирать на мужественного подвижника, презиравшего его силу, подверг св. Фому жестоким искушениям по плоти. На протяжении трех лет прародитель зла насылал на преподобного тучи мошкары, не дававшие ему покоя ни днем, ни ночью, так что тело его стало почти неузнаваемым от множества укусов. Вслед за этим святого принялись одолевать стаи мух и полчища муравьев. Однако все эти искушения не смогли заставить его покинуть келью, прервать непрестанную молитву или же нарушить заведенный распорядок в делах. Св. Фома противостоял бесовским наваждениям, как подобает истинному воину Христову: презирая козни диавола, не имеющего силы над духом христианина, и отражая все бесовские нападения молитвой, постом и призыванием святого имени Исусова. За девять лет лукавый не смог одолеть преподобного. Тогда, в бессильной злобе, он наполнил его келью отвратительными ядовитыми гадами, столь многочисленными, что св. Фома не мог даже двинуться с места, чтобы не натолкнуться на одного из них. Но и тогда святой оставался неколебим, твердо уповая на Божие заступление, между тем как эти твари не переставали кусать и жалить его на протяжении одиннадцати с лишним лет. Однажды, когда преподобный служил Божественную литургию вместе с одним из учеников, бес внезапно появился у него за спиной в образе чудовища, видом напоминавшего безобразного быка. Молодой монах в ужасе застыл на месте, потрясенный страшным видением, в то время как св. Фома продолжал спокойно возносить молитвы, всеми помыслами обращенный к Господу. Затем, обернувшись, он увидел перед собой чудовище, нисколько не смутился и, властным голосом подозвав ученика, завершил литургию. Когда преподобный выходил из храма, зверь попытался укусить его, но, едва коснувшись облачения, отпрянул прочь, будто обожженный огнем, обратился в бегство и вскоре исчез, бросившись в пропасть. В тот же миг лик святого, обратившего в ничто все козни лукавого, просиял Небесным светом, а ядовитые гады, которые много лет обитали в келье, были в одно мгновение уничтожены внезапно налетевшей стаей птиц. С тех пор прп. Фома был избавлен от всяческих искушений. Он достиг ничем не нарушаемого мира в сердце и удостоился принять от Бога дар чудотворения и провидения будущего. По этой причине еще более возрос поток людей, искавших у святого отшельника помощи и утешения. Император Лев VI решил убедиться в дарованной св. Фоме прозорливости и послал к нему гонца с письмом, содержавшим загадку. К своему смущению, он вскоре получил ответ от преподобного, которому даже не нужно было знакомиться с императорским посланием. Тяготясь назойливым почитанием, св. Фома выбрал себе преемника и вновь покинул монастырь, найдя уединенное пристанище высоко в горах. Там он провел наедине с Богом несколько лет, и лишь тревога о спасении души кого-либо из братий заставляла его спускаться в монастырь. Достигнув почтенной старости, прп. Фома Дефуркин, проболев недолгое время, мирно предал дух в руки Господа.
Память святых праведных Иоанна Бранковича, деспота Сербского, и родителей его Стефана и Ангелины. В 1458 г. деспотом, т.е. правителем, Сербии был провозглашен благочестивый и добродетельный Стефан Бранкович [9 окт.]. В следующем году Сербия пала под ударами турецких завоевателей, и блж. Стефан вместе с супругой блж. Ангелиной [1 ил.] и детьми отправился в изгнание в Италию. Там он умер в 1476 г. Некоторое время спустя Ангелина по приглашению венгерского короля Матвея Корвина вместе с двумя сыновьями переселилась в Венгрию. Ей были пожалованы во владение города Сланкамен и Купиново в области Срем (нынешняя Воеводина), населенной по преимуществу сербами. Там же, в Купинове, в церкви Святого Луки, блж. Ангелина положила чудотворные мощи супруга. Их старший сын Георгий [18 ян.] тоже получил обширные владения и был признан в качестве деспота Сербии в изгнании. Однако десятью годами позже он, без ведома матери и брата, принял монашество с именем Максим и поceлился при той же церкви. После этого титул деспота перешел к его младшему брату Иоанну (1496).
Последний прославился дипломатическим искусством - объединением сил христианских государств в борьбе с турками и своими военными походами на подвластные османам территории. Иоанн также весьма усердно заботился о благе Церкви, покровительствуя, в частности, монастырям на Афоне, в Далмации и Банате. Последний деспот Сербии отошел ко Господу 10 декабря 1502 г. Три года спустя св. Ангелина и ее сын Максим взяли мощи свв. Стефана и Иоанна и обосновались при дворе господаря Валахии Раду Великого (1495-1508 гг.). Он принял их с большим почетом и поручил Максиму устройство Валашской митрополии, которой тот премудро управлял два года. В 1509 г. Максим и Ангелина вернулись в Срем, где при содействии Валашского господаря Нягое Басараба (1512-1521 гг.) ими был основан Крушедольский монастырь. В этой обители св. Ангелина приняла постриг и почила в мире ок. 1516 (или 1520) г. Она по сей день пор является весьма почитаемой святой. Ее мощи были сожжены турками в начале XVIII в.

Память священномучеников Иакова Шестакова и Александра Шкляева, пресвитеров, священномученика Евграфа Плетнева (слева), пресвитера, и сына его мученика Михаила (1918), священномучеников Анатолия Правдолюбова (справа), Александра Туберовского, Евгения Харькова, Константина Бажанова, Николая Карасева, пресвитеров, и с ними мучеников Петра Гришина, Евсевия Тряхова, Михаила Якунькина, Дорофея Климашева, Лаврентия Когтева, Григория Берденева, мучениц Александры Устюхиной и Татианы Егоровой, священномученика Михаила Кобзева, пресвитера, преподобномученика Сергия (Сорокина), иеромонаха (1937), мученицы Евдокии Мартишкиной (после 1937), священномучеников Николая Розова и Алексия Введенского, пресвитеров (1938), святых Анны Ивашкиной и Татианы Бякиревой, исповедниц (1948), святой Феклы Макушевой, исповедницы (1954), преподобной Анны (Столяровой), исповедницы, схимонахини (1958).










image You can watch this video on www.livejournal.com


Автор: Михаил Тюренков

23 декабря (10 декабря по «старому стилю», церковному юлианскому календарю). Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 34 поименно известных угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них. Мученики Мина, Ермоген и Евграф Александрийские. Святые страдальцы, принявшие истязания и мученический венец за веру во Христа в период царствования в Римской империи императора-язычника Максимина (305-313 годы от Рождества Христова). Святой Мина был приближенным императора, посланным им из Афин в Александрию, чтобы подавить столкновения между христианами и язычниками. Однако сам Мина к тому времени уже был тайным христианином, прибыв в Александрию, он открыто провозгласил себя им, обратив своим исповедничеством и даром проповеди ко Христу многих язычников. Максимин, узнав об этом, приказал очистить Александрию от христиан. Более того, император лично прибыл в Египет, чтобы совершить это злодеяние. Нечестивый правитель сам изрубил секретаря святого Мины мученика Евграфа, а святому Мине и обращенному им в христианство бывшему язычнику Ермогену приказал отрубить головы. Святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Преображенский собор Белгорода. Именно здесь вот уже четверть века покоятся мощи святителя Иоасафа Белгородского. Выдающегося церковного деятеля XVIII века, одной из самых сложных и неоднозначных эпох в истории России. Искусного проповедника и аскетичного молитвенника, а вместе с тем - строжайшего борца со старообрядчеством, запрещавшего восьмиконечные кресты на храмах и древнерусские иконы. Авторитетного архипастыря, к которому с почтением относилась императрица Елизавета, и в то же время - бессребреника, порой отдававшего последние сбережения нуждающимся. Святитель Иоасаф родился в 1705 году в семье казачьего полковника Андрея Горленко. Его дед и отец были близки к гетману Мазепе, после предательства которого бежали в Османскую империю, однако впоследствии вернулись на родину. В годы обучения в Киевской академии будущий святитель был рукоположен в священный сан. В 1744 году повелением императрицы Елизаветы был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, а уже 4 года спустя рукоположен во епископа Белгородского. Годы святительского служения владыки Иоасафа были недолгими, но чрезвычайно активными. Он строил новые храмы, посещал приходы своей епархии, неустанно служил и проповедовал. Все это подкосило его силы, и святитель скончался на 50-м году земной жизни. Спустя 2 года после погребения владыки было обнаружено, что тело святителя остается нетленным. А еще через полтора столетия Святейшему Синоду был подан ряд прошений о прославлении епископа Иоасафа в лике святых. Была образована комиссия, подготовившая Синодальный доклад императору с предложением канонизировать святителя, на котором 10 декабря 1910 года Николай II начертал: «Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием». С тех пор почитание святителя Иоасафа широко распространилось в Русской Церкви. Однако на протяжении долгих десятилетий его мощи были утрачены. И только в 1991 году были обнаружены в запасниках ленинградского Музея истории религии и атеизма. И с тех пор они почивают в Преображенском соборе, главном храме Белгородской земли, служению которой владыка отдал свои последние годы. Мученик Гемелл Пафлагонянин. Этот святой страдалец погиб за обличение императора Юлиана Отступника в галатском городе Анкире в 361-363 годах от Рождества Христова. С мученика Гемелла содрали кожу и пригвоздили его ко кресту. Напомним, что император Юлиан во второй половине IV века от Рождества Христова пытался разрушить наследие святого равноапостольного императора Константина Великого, сделавшего Римскую империю христианской. Преподобный Фома Дефуркин. Святой конца IX - начала X столетий от Рождества Христова, прославившийся дарами исцелений и прозорливости. Житие этого святого включает такое чудо: «Однажды император Лев VI Мудрый прибыл в обитель к святому Фоме за советом. Не найдя преподобного в обители, император отправил к нему своего посла с письмом. Едва посланник приблизился к жилищу старца, тот уже вынес ему запечатанный ответ, разрешивший сомнения императора. Сведений о преставлении преподобного не сохранилось…» Блаженный Иоанн Сербский и его родители: блаженный Стефан и блаженная Ангелина, правители Сербские. Особо почитаемые в Сербской Православной Церкви святые XV столетия от Рождества Христова, времени, когда земли Сербии уже находились под турецким игом. Все эти святые из рода сербских правителей немало претерпели унижений и гонений от захватчиков, но сохранили верность Святому Православию. Священномученики Иаков Шестаков и Александр Шкляев, пресвитеры, священномученик Евграф Плетнев, пресвитер, и сын его мученик Михаил Плетнев (1918), священномученики Анатолий Правдолюбов,
Александр Туберовский (слева)
, Евгений Харьков, Константин Бажанов, Николай Когтев, пресвитеры, и с ними мученики Петр Гришин, Евсевий Тряхов, Михаил Якунькин, Дорофей Климашев, Лаврентий Когтев, Григорий Берденев и мученицы Александра Устюхина (справа) и Татиана Егорова (1937), священномученик Михаил Кобзев, пресвитер (1937), преподобномученик Сергий (Сорокин), иеромонах (1937), священномученики Николай Розов и Алексий Введенский, пресвитеры (1938), святые Анна Ивашкина и Татиана Бякирева, исповедницы (1948), святая Фекла Макушева, исповедница (1954), преподобноисповедница Анна (Столярова), схимонахиня (1958). Многочисленные православные священнослужители, монашествующие и миряне, пострадавшие за верность христианской вере во времена советских богоборческих гонений, а впоследствии прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поздравляем всех православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас!

image You can watch this video on www.livejournal.com

духовные наставления, святые

Previous post Next post
Up