Автор: иеромонах Макарий Симонопетрский
Память святых мучеников Мины, Ермогена и Евграфа. В начале IV в., во время короткого правления в Восточной Римской империи жестокого Максимина Дайи (308-313 гг.), в Александрии Египетской возникли смуты. Они были вызваны политическими раздорами и растущими успехами христианской проповеди перед лицом язычества. Когда к Максимину прибыло посольство из Александрии с просьбой вмешаться, император поручил одному из советников, по имени Мина, примирить соперничающие партии. Мина, знатный и образованный афинянин, получил за необычайное красноречие прозвище Калликелад, то есть сладкозвучный. (Следовательно, его нельзя отождествлять со св. Миной Котуанским, память которого отмечается 11 ноября, хотя некоторые историки, ссылаясь на отсутствие культа этого второго Мины в Александрии, выдвигали гипотезу, что речь здесь может идти об одном и том же святом.) Однако его повелителю не было известно, что Мина уже много лет являлся тайным христианином и только ждал знамения от Бога, чтобы открыто заявить о своей вере, не желая безрассудно подвергать себя преждевременной смерти.
Прибыв в Египет, Мина очень скоро восстановил в городе согласие и мир, полагаясь как на мудрость своих слов, так и на полученную им от императора власть. При этом он не только не мешал проповеди Евангелия, но и всячески ей содействовал и покровительствовал. Презирая словесные ухищрения и мудрость мира, он открыто проповедовал язычникам спасение Христово и укреплял в вере христиан, подтверждая свое свидетельство многочисленными чудесами. Стоило ему только возложить руку на приходивших к нему больных и осенить их знамением креста, как к ним тотчас возвращалось здоровье, и они уходили, прославляя Бога. Будучи свидетелями таких великих чудес, жители Александрии, столицы язычества, во множестве отрекались от идолопоклонства, ниспровергали капища и приходили к святому, ища у него живой воды христианского учения. Когда император узнал о том, что главный город Египта вскоре может целиком обратиться в христианство и причиной этому - тот самый человек, которого он направил туда в качестве полномочного посланца, он испугался и решил, что за всем этим кроется какой-то заговор и Мина желает отнять у него власть. Тогда правитель решил отстранить Мину от должности и послать в Александрию другого чиновника, по имени Ермоген, поручив ему восстановить в городе авторитет верховной власти и заставить Мину отказаться от христианской веры под страхом мучительной смерти. Ермоген, также родом афинянин, был человеком прямым и честным и искренне полагал, в своем неведении Христа, что, исполняя повеление императора, служит правосудию. Прибыв в Александрию в сопровождении внушительной свиты, он первым делом велел отправить Мину в тюрьму, а затем призвал его к себе на суд в здание городского амфитеатра. На все вопросы Ермогена Мина отвечал с твердостью и спокойствием: он верен своему государю во всем, что не затрагивает его веры в Бога, Единого в Трех Лицах, и во Христа, Сына Божия, воплотившегося ради нашего спасения.
Он рассказал также о том, как он стал христианином и как Господь с тех пор не переставал являть через него Свои чудеса.
Собравшийся в судилище народ с изумлением внимал словам святого, которыми тот свидетельствовал о могуществе Христа и о бессилии ложных богов. Многие из присутствовавших сами выступали свидетелями, рассказывая о сотворенных Миной чудесах и знамениях, так что число людей в амфитеатре все время увеличивалось, и судилище грозило перерасти в бунт. Тогда обеспокоенный судья велел перенести слушания на следующий день. Когда с рассветом суд возобновился, Ермоген велел положить перед Миной различные орудия пыток, надеясь таким образом запугать его и вынудить отречься от Христа. Однако ни слова, ни зрелище ужасающих инструментов не поколебали стойкости мученика. Когда ему оторвали ступни ног, оросив кровью арену амфитеатра, св. Мина, невзирая на боль, с сияющим лицом распевал благодарственные гимны. Ободренный рукоплесканиями восторженной толпы, он так же стойко переносил мучения, когда ему вырвали язык и выкололи глаза. Когда же в конце концов мученик без чувств упал на арену, Ермоген велел отнести его обратно в темницу, а на следующий день бросить на растерзание хищным зверям. Той же ночью Христос Сам явился св. Мине и исцелил все его раны.
На следующий день Ермоген, раскаиваясь в собственной жестокости, решил заново собрать народ в амфитеатре и воздать должное мужеству человека, которого уже считал мертвым. Каково же было его изумление, когда он увидел на арене св. Мину, совершенно невредимого, в сопровождении двух сияющих Ангелов, посланных Богом охранять святого. Тогда судья признал могущество христианской веры, которая сильнее самой смерти и всякой мирской власти, и под восторженные крики толпы объявил о своем обращении.
Вскоре Ермоген принял святое крещение вместе со многими другими жителями Александрии. Спустя восемь дней он был избран, по предложению самого св. Мины, предстоятелем Церкви Александрии на собрании тринадцати епископов, которые находились в это время в городе, чтобы поддержать мученика. С первых шагов в новой должности Ермоген стал для паствы образцом евангельской жизни: он раздал нищим все свои богатства, сокрушил языческие алтари и превратил храмы идолопоклонников в христианские церкви, неустанно проповедовал слово истины, посещал больных и сострадал всем скорбящим, как Сам Христос. Когда новости о событиях, произошедших в Египте, достигли императора, он пришел в ярость и решил лично отправиться туда во главе большого войска, чтобы покарать мятежников. Не сумев одолеть мучеников в словесных прениях на возглавляемом им самим суде, Максимин приказал отсечь Ермогену руки и ноги и бросить их в огонь, а затем пронзить копьями его внутренности и вытянуть их наружу, после чего тело мученика было брошено в реку.
В отношении Мины император опасался, как бы святой каким-либо новым чудом не выставил его на посмешище, и боялся, что публичная казнь может вызвать народное восстание. Поэтому он отдал приказ заточить мученика в глубокой темнице, подвесив за плечи к ее сводам и привязав к ногам тяжелый камень, и оставить так умирать в полном одиночестве медленной и мучительной смертью. Однако чудесным Божественным вмешательством оба святых, и Мина и Ермоген, были вновь спасены и предстали невредимыми перед тираном под радостные крики толпы: «Воистину Христос - единый истинный Бог!» Пораженный зрелищем столь великого чуда, секретарь св. Мины по имени Евграф с сердцем, исполненным духовного дерзновения, выбежал на арену и, осенив себя крестным знамением, назвался христианином, прося чести принять смерть ради Господа Исуса.
Максимин пришел в неописуемый гнев от смелых слов юноши, выхватил меч у одного из своих телохранителей и собственноручно убил Евграфа. Тотчас вслед за этим он велел обезглавить Мину и Ермогена. Тела святых мучеников были по приказу императора заключены в железный сундук и брошены в море. Однако тяжелый ковчег поднялся из морской пучины на поверхность и через двадцать дней достиг берега близ Халкидона, замеченный по осенявшему его огненному столпу. Впоследствии мощи мучеников были преданы забвению и только много веков спустя, в X столетии, вновь прославились множеством чудес, ибо в них пребывала сила Святого Духа. Обретение мощей св. Мины празднуется 17 февраля. С V в. в Константинополе существовал храм в его честь.
Click to view
You can watch this video on www.livejournal.com
Святой Мина Калликелад (Красноречивый) пострадал за веру во Христа вместе со святыми Евграфом, который был секретарем св. Мины, и епархом Ермогеном при императоре Максимине (305-313). Мина, афинянин, был послан императором из Афин в Александрию для подавления смут, возникших между христианами и язычниками. Обладая даром красноречия, Мина открыто стал проповедовать христианскую веру и обратил ко Христу многих язычников. Узнав об этом, Максимин направил в Александрию епарха Ермогена для суда над святым, а также приказал очистить город от христиан. Ермоген, хотя и был язычником, но отличался благочестием. Пораженный долготерпением святого Мины при истязаниях и его чудесным исцелением после страшных пыток, он сам уверовал в Истинного Бога. Тогда Максимин сам прибыл в Александрию.
Но ни поразительная стойкость при истязаниях, которым были подвергнуты святые Мина и Ермоген, ни чудеса, явленные Богом в те дни в городе, не смягчили императора, но еще более ожесточили его. Император собственноручно изрубил святого Евграфа, секретаря святого Мины, а святым мученикам Мине и Ермогену приказал отрубить головы. Мощи святых мучеников бросили в железном ящике в море. При Константинопольском императоре Василии Македонянине (867-886), по указанию самого мученика, явившегося в сновидении одному благочестивому мужу Филоммату, мощи обрел военачальник Маркиан (17 февраля). Обретение мощей случилось при императора Маркиане (450-457): в указанном в явлении месте - в склепе под стенами Никомидийской крепости - был обнаружен железный сосуд, в котором находилась металлическая пластина с выгравированным на ней указанием точного местонаходения мощей [по греческому Православному Месяцеслову]. Мощи были перенесены в Константинополь. Император Юстиниан Великий построил храм во имя святого мученика Мины Александрийского. Святой Иосиф Песнописец составил канон в честь святых мучеников.