Авторы: протоиерей Василий Михайловский; иерей Даниил Сысоев; протоиерей Олег Стеняев; о. Павел Островский; протоиерей Андрей Ткачев; Андрей Иванович Солодков
Протоиерей Василий Михайловский. Объяснение апостольских чтений на Литургии во все воскресные дни года. Неделя 26-я по Пятидесятнице. 8. Братия, поступайте, как чада света, 9. потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. 10. Испытывайте, что благоугодно Богу, 11. и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. 12. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. 13. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. 14. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». 15. Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16. дорожа временем, потому что дни лукавы. 17. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. 18. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19. назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (Еф. 5, 8-19). В произнесенных ныне на Божественной литургии словах св. апостола говорится, чтобы мы, православные, были истинно верными Христу и по учению, и по жизни; чтобы мы не только сами были чадами света, но и другим светили, указывали путь к истине, честности, к небу.
Вот это увещание: Поступайте, как чада света… во всякой благости… и истине; не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. Дорожите временем, потому что дни лукавы… и не упивайтесь вином, от которого бывает распутство… Встань, спящий (Еф. 5, 9-18). Как благовременно увещание святого апостола для нас, русских, именно в настоящие дни, когда весь мир устремил свои взоры и сердца на нас; одни смотрят на нас с радостью и надеждою; другие - со страхом и завистью; а третьи - с любопытством. Что же нам делать? Где наша защита и сила, в чем слава нам и страх от нас врагам? Во-первых, в той теплоте, любви и благости; во-вторых, в том свете истины, о котором напоминает нам св. апостол; в-третьих, в нашей бережливости временем и наблюдении над жизнью; в-четвертых, в воздержании от грубых страстей, например пьянства и его последствий. Гл. 5, 8. Братия, поступайте, как чада света. А свет, спасительно просвещающий всех, один; это - Господь наш Иисус Христос. От Него мы заимствуем или должны заимствовать те лучи Божественного света, которые просвещают нас, а чрез нас и других. Света не скроешь. Где появляется свет, оттуда тьма бежит. Есть ли в нас отблески света Христова? Присмотримся к нашей душе и к нашей жизни и тогда узнаем, чада ли мы света. 1. По словам св. апостола, чада света должны заявлять о своем христианском настроении прежде всего в делах любви, во всякой благости (Еф. 5, 9). Потому что дело, пример, жизнь лучше всего удостоверяют в том или ином настроении человека. Проявляйте, как бы так говорит апостол, свое звание во всякой благости, т. е. будьте добрыми постоянно и сколько возможно ко всем, не только к ближним, сочувствующим нам, но и к чужим, даже к врагам. Делитесь всем, чем можете, и притом не ожидая себе ни благодарности от облагодетельствованного, ни славы от людей. Не опускайте ни одного случая быть полезными человеку, не обращая внимания ни на вероисповедание, ни на племя, ни на нравственные качества нуждающегося в нашей помощи. Свет солнца освещает не одни только великолепные горы, зеленые луга и чистые струп воды. Он проникает и в ущелья, и в мглу, и в низменные места. Бог сияет солнце Свое на злых и благих, посылает Свои дождь на праведных и неправедных. Так и мы, чада Божий по вере, сыны света, обязуемся светить и оживотворять своею любовью всех соприкасающихся с нами или сподручных нам. Так да светит же свет наш пред человека, чтобы они видели прежде всего наши добрые дела и прославили не нас, но Отца нашего Небесного (Мф. V, 16). Не будем любить только словом, но делом; тогда и некий невежда или неверующий (1Кор. XIV, 24), всмотревшись в нашу жизнь, восчувствует, что с нами и среди нас живет Бог - Бог мира (Мф. 1, 23). 2. Такая благостынная жизнь есть плод веры во Христа, плод истины, охватившей и ум, и сердце человека. Эта истина - в Христовой вере. Ее изучить нетрудно. Она предлагается верующей душе туне - даром, в слове Божием, и разъяснена святою Православною Церковью. О ней напоминается в каждом богослужении: в чтении, поучениях, в пении, в св. обрядах и образах. От нас только зависит приклонить свое сердце и внимание к голосу истины; и сердце начнет жить другою - святою и радостною - жизнью. Тогда для нашей души становится ясно, где есть воля Божия, что благоугодно Богу. Но пользуемся ли мы всеми, постоянно предлагаемыми нам, средствами к усвоению и уяснению в себе Христовой истины? Не часто ли уши наши не хотят слышать благовеста? Не удаляются ли многие из храма прежде времени; не бегут ли от поучений; не чуждаются ли многие чтения святых книг, даже и Нового Завета, и не ограничиваются ли многие исполнением одного только обряда? Где же тут истинная вера, где сыновняя преданность Христу, Спасителю нашему? Человек, усвоивший Христову истину, не только светящую, но и оживляющую, естественно, не может скрывать ее в своем сердце. От избытка сердца уста говорят. И по мере любви к возвещению воли Божией, Христова учения, увеличивается и распространяется и просвещение христианское. Радостно видеть, как сочувственно отзываются христиане на нужды стремящихся к свету, но еще блуждающих. Вот началось у нас распространение православной веры среди язычников, живущих в России в глубокой тьме и не знающих выхода к свету. Православные христиане, каждый по мере своих сил, должны бы сочувствовать этой цели и содействовать ей своими средствами, потому что обративший грешника от ложного пути его спасет душу свою и его и покроет множество грехов (Иак. V, 20). Россия велика. И если бы каждый по мере своих сил регулярно делал что-нибудь для пользы обращающихся ко Христу язычников, тогда бы свет Христов скоро озарил далекие, глубокие места. Или вот еще другое благотворное религиозное учреждение. Это- общество распространения Священного Писания по России среди русских христиан. О распространении слова Божия заботится как само правительство, так и некоторые достопочтенные христиане, составившие особенное нарочитое общество. Но многие ли знают, что есть такое общество и оно - среди нас? Это доброе общество все меры употребляет на то, чтобы святое Евангелие, писания апостолов и вся Библия расходились как можно шире и дальше по православной земле русской, в больницах, тюрьмах, приютах, в глуши Сибири, Кавказа и Закавказья. Как быстро разошлось бы слово Божие по отечеству и усвоилось бы сердцем многих, если бы хотя десятая часть грамотных в России имела святое Евангелие и во дни воскресные и праздничные читала оное среди других членов своей семьи или среди чужих неграмотных. За границею святое Евангелие расходится миллионами книжек в год. Там составляются из мелких, но постоянных пожертвований огромные капиталы на раздачу книг Священного Писания. А у нас едва ли многие и сознают свою обязанность содействовать распространению Священного Писания. Если же мы по имени называемся чадами света - православными, то по имени нашему должно быть и житие наше. Чада света не любят тьмы и стремятся к познанию истины. Но истина одна; она двоиться или троиться в разных враждебных одно другому направлениях не может. Поэтому и научное истинное знание, свет науки, если только в ней прочный свет, а не блуждающий огонек, не идут вразрез со светом Христова учения. Наука как смиренная служительница врожденному в нас светочу-уму есть или должна быть споспешницею христианскому знанию и постоянно содействовать прославлению премудрого Творца мира и всеблагого Промыслителя о жизни человеческой. Поэтому православный христианин должен всюду с жадностью познавать и устоять те светлые и добрые мысли, которые выработаны умом человеческим; не чуждаться и иноземных знаний и не утаивать своих родных сведений на прославление Бога и на пользу дорогого отечества. Чем шире любознательность, тем больше света, тем больше желания поделиться своими сведениями, тем больше чести и от своих, и от чужих. Область знаний широка; жажда к знанию в русском народе велика. Ведите же вы, чада света, более просвещенные, ведите наш добрый народ к истине; разъясняйте ему про самые первоначальные и честные отношения в жизни и говорите о труде как полезном для нас и спасительном для духа средстве, о бережливости во времени, о воздержании, об умеренности в пище и особенно в питии. И св. апостол в ныне прочтенном отделе послания напоминает нам про эту общую нашу обязанность. Ст. 11. Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ст. 15, 16. Смотрите, поступайте осторожно… дорожа временем, потому что дни лукавы. Это вот что значит: дни лукавы потому, что время не ждет нас, когда мы начнем добродетельную жизнь; оно течет безвозвратно, и за каждую минуту придется дать отчет; во-вторых, и потому дни лукавы, что люди, живущие и в наши дни, нам близкие, или народы соседственные лукавы в отношении к нам; нельзя на них полагаться; поэтому мы и должны дорожить каждым часом, каждую минуту быть на страже и каждым случаем пользоваться во благо нам и нашему отечеству, чтобы сосед наш не застал нас врасплох. Для этого мы должны быть постоянно в честном, напряженном труде, постоянно внимательны к себе и к своему положению в общечеловеческой семье; должны трезвиться и бодрствовать - следить за проявлениями Промысла Божия в судьбах людей нам близких, соседних народов и дальних царств. Ст. 17. Познайте же, что есть, где и как проявляется, воля Божия. Но, к прискорбию, самонаблюдению и наблюдению над окружающими людей событиями вредит весьма, весьма много невоздержание, притупляющее ум и вообще усыпляющее душу. Вот почему св. апостол, говоря о наблюдении над временем и жизнью, тотчас указывает и на следующее средство: не упивайтесь вином. Не упивайтеся вином! Как же? «Руси есть веселие пити», - сказал в свое время за нас еще язычествовавший князь Владимир. И в русском народе памятно это завещание. Пьет он и с радости, и с горя; пьет и без радости, и без горя, а так себе, без цели и смысла; и пропивает православный в один день свои трудовые, заработанные в течение недели гроши, оставляя свою семью, свою трудящуюся жену и малых детей без куска хлеба, без надежды на помощь. Пьянствует, безобразничает, навлекает на себя добровольно, хотя и бессознательно, болезни, подвергается нередко карам суда, и из-за чего, и зачем? Оттого, что нет сознания о своем христианском звании, о бережливости и об обязанностях семейных; нет должного в нем просвещения. Чрез пьянство унижается человеческое достоинство, тратятся непроизводительно для России большие капиталы, расстраивается хозяйство, семейное счастье и мир супружеский, подается дурной пример молодому поколению; пропадает даром при «веселых пирах» драгоценное время - этот великий дар Божий, усыпляются душевные силы, теряется любовь к труду честному и постоянному. Человек, иногда целый народ, под влиянием такой жизни - в дремоте. В вине не мужайтесь - вино многих погубило. Востани же, православный, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф. 5, 14), говорящий через Церковь, которая возбуждает в нас народное самосознание и вызывает нас к жизни полной, к труду самостоятельному. Ст. 18. Не упивайтесь вином и не услаждайтесь спиртным запахом; но исполняйтеся духом религии Христовой, благонамеренным настроением добрых людей; дорожите их умными беседами, держитесь их. И помимо питейных услаждений есть в мире немало средств для довольства жизнью, для благородного развлечения, например пение и музыка. Вообще пение, правильно совершаемое, укрепляет грудь, развивает вкус, вдохновляет человека, разгоняет грусть-тоску лиходейку и успокаивает человека, переносит его в мир другой, заставляет его забыть на время заботы и скорби житейские. Кто поет и любит пение, тот, говорят, мягче бывает сердцем, чем нелюбитель пения. Тем более пение церковное, религиозное, служит не только благородным делом, но и благочестивым занятием. Оно возвышает нашу молитву, возбуждает других к молитве. Поэтому-то про церковное сознательное пение и сказал один подвижник: «Кто поет церковные молитвы, тот вдвойне молится: и сам молится, и на других влияет». Если кто пробовал петь, например, про себя псалмы Давида или погребальные стихиры и другие каноны, тот чувствовал, что дух его тотчас изменял настроение: он становился богобоязненнее. Как жаль, что церковное и вообще религиозное пение еще доселе не вошло в дух и жизнь народных школ! А по местам желательно, чтобы было общее пение. Когда-то Русь едиными уста воспоет славу Господу Богу, так много благодеющему ей? Ст. 19. Будем же назидать самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах наших, а не в устах только, хвалу и благодарение Господу, Творцу и Спасителю нашему.
Click to view
Автор: иерей Даниил Сысоев
Проповедь на сегодняшнее чтение (Еф. 5, 8-18). Текст Апостола: 8 Вы были некогда тьма, а теперь ― свет в Господе: поступайте, как чада света, 9потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. 10 Испытывайте, что́ благоугодно Богу, 11и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. 12 Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить. 13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. 14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». 15 Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16 дорожа временем, потому что дни лукавы. 17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия. 18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.
You can watch this video on www.livejournal.com
Автор: иерей Даниил Сысоев
Толкование на сегодняшнее чтение (Еф. 5, 8-18) начинается на 28-й минуте записи (27:23).
Click to view
Автор: протоиерей Олег Стеняев
Толкование на сегодняшнее чтение (Еф. 5, 8-18) начинается на 15-й минуте записи (14:26). Текст Апостола: 8 Вы были некогда тьма, а теперь ― свет в Господе: поступайте, как чада света, 9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. 10 Испытывайте, что́ благоугодно Богу, 11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. 12 Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить. 13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. 14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». 15 Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16 дорожа временем, потому что дни лукавы. 17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия. 18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.
You can watch this video on www.livejournal.com
Автор: протоиерей Олег Стеняев
Толкование на сегодняшнее чтение (Еф. 5, 8-18) начинается на -й минуте записи (:)
You can watch this video on www.livejournal.com
Автор: иерей Павел Островский
Толкование на сегодняшнее чтение (Еф. 5, 8-18) начинается на -й минуте записи (:)
You can watch this video on www.livejournal.com
Автор: иерей Павел Островский
Толкование на сегодняшнее чтение (Еф. 5, 8-18) начинается на -й минуте записи (:)
You can watch this video on www.livejournal.com
Автор: протоиерей Андрей Ткачев
Проповедь на апостольское чтение (Еф. 5, 1-18).
Click to view
Автор: Андрей Иванович Солодков
Толкование на сегодняшнее чтение (Еф. 5, 8-18) начинается на 15-й минуте записи (14:39). воспевая в сердцах ваших Господу.
Автор: Сергей Комаров
Что есть воля Божия и как узнать волю Божию. Пятая глава Послания апостола Павла к ефесянам, из которой мы читаем на нынешнем воскресном богослужении, представляет собой ряд нравственных наставлений, которые обычно размещает Павел в конце своих Посланий. Помимо прочего, проповедник касается очень важной и во все времена актуальной темы - познания воли Божией. Испытывайте, что благоугодно Богу (Еф. 5: 10), говорит он. А чуть ниже, в 17-м стихе той же главы, Павел уже прямо повелевает: Познавайте, что есть воля Божия (Еф. 5: 17). Интереснейшая тема, братья и сестры, и касается всех нас. О ней много пишут, говорят. И может быть, поэтому получается так, как это часто бывает в подобных случаях: при множестве разговоров (а то и просто болтовни) замыливается, затушевывается самое главное и очевидное. Человек уходит куда-то в сторону, проходя мимо того, что прямо перед ним. Вот и давайте мы поговорим сегодня о познании воли Божией, не углубляясь особо в тему, но отмечая то, что лежит на поверхности и именно поэтому часто остается без внимания. Первое, что нужно сказать. Воля Божия уже давным-давно открыта нам, открыта в Священном Писании. Как часто мы недоумеваем, волнуемся - что делать? как поступить? - забывая, что воля Божия и ее действие в мире изложены нам человеческим языком, записаны в Книгу. Конечно, в Писании в основном изложены общие положения, правила жизни вообще, там нет обсуждения всех частностей, которые возникают в нашей жизни. Но ведь все частные решения человека рождаются из тех самых общих положений, из того, что называется мiровоззрением. А Библия именно формирует христианское мiровоззрение, устанавливая в жизни христианина некие общие принципы жизни - библейские принципы. Например, Писание говорит нам, с одной стороны, в чем заключается воля Божия, и с другой - на что нет воли Божией. Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18: 14); и в то же время: Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную (Ин. 6: 40). Отсюда мы уже можем вывести, что все наши поступки должны рассматриваться в контексте нашего спасения, ибо Бог хочет, чтоб мы спаслись и имели жизнь вечную. Все, что против заповедей Божиих и противоречит нашему спасению, не есть воля Божия. Все, что помогает нашему спасению, вписывается в волю Божию.
Это вроде бы банально звучит, но на деле совершенно нами игнорируется. Мы вроде понимаем, что нет воли Божией, чтоб мы грешили, и грешим. Мы вроде знаем, что страсти наши мешают воле Божией вести нас ко спасению, но со страстями не боремся. Удивительно, что в главном, общем, мы прекрасно знаем волю Божию, но как раз в этом главном не выполняем ее. Бегаем за старцами за тридевять земель, мучаем священников своими вопросами, а фундаментальных положений воли Божией, известных всем, не выполняем. Готовы хоть на край света съездить, чтоб узнать, свернуть бизнес или развернуть, остаться на месте или уехать, жениться или не жениться, а очевидных и важнейших вещей не делаем. Спроси такого мятущегося человека: «Евангелие часто читаешь? В храме хотя бы по воскресеньям стоишь? Исповедаешься, причащаешься? Молишься, постишься?» И в ответ, скорее всего, будет тишина. «А волю Божию знать хочешь?» - «О да, очень хочу». Но все-таки, скажет кто-то, ведь есть трудные жизненные ситуации, которые хочется решить согласно с волей Божией. Да, безусловно. И церковный опыт предлагает нам множество вариантов решения этих вопросов, и мы все их знаем. Давайте вспомним о них. Прежде всего нам подарены Богом совесть, ум и сердце. А еще у нас есть молитва. А еще - возможность духовного совета с более опытными христианами. Если человек помолится, посоветуется со священником (или с более опытным братом), а потом сядет, подумает, прислушается к голосу своего сердца и попытается принять честное решение по совести, неужели Бог не подарит ему правильное решение? А если даже человек и ошибется, по духовной неопытности, то разве Господь не поправит его, как заботливый учитель поправляет ребенка при неверном ответе? Да мы и не можем всегда, братья и сестры, поступать правильно, ибо всяк человек есть ложь. Апостол Павел однажды написал замечательные слова: До чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить (Флп. 3: 16). И подобное место: Не думайте о себе более, нежели должно думать (Рим. 12: 3). И в самом деле, ты что, человек, решил проникнуть в тайну Промысла Божьего? Решил стать Божьей пластинкой? Успокойся, сойди на землю и научись жить хотя бы по совести. По-человечески для начала, а не сразу по-Божески. К тому же, братья и сестры, в мiре христианства часто происходит такая парадоксальная вещь: даже неправильный выбор в жизни верующего человека, сделанный по совести, может стать со временем правильным. Что имеется в виду? Если человек с годами поймет свою неправоту, оплачет свою ошибку, то покаяние и смирение, рождающиеся от этой ошибки, превратят ее в необходимую для этого человека веху в духовном пути. Как и говорит апостол Павел: Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8: 28). Например, в житии преподобного Серафима Саровского мы читаем, что его трехлетняя молитва на камне была обусловлена сильной духовной бранью, которую воздвиг на него диавол. Из-за чего была эта брань? Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: из-за того, что святой Серафим отказался от игуменства в некоем монастыре, хотя начальство и упрашивало его. По рассуждению великого оптинского старца, это была ошибка преподобного Серафима, за что тот понес тяжелейшую брань; но в контексте всего жития Саровского чудотворца этот подвиг был необходим как новая ступень к его духовному росту. Поэтому мы должны понимать: воля Божия не есть что-то такое, что необходимо угадать, как в спортлото. Нет! Иначе нужен был бы не Христос, а оракул. Помолившись, посоветовавшись, человек принимает решение по совести, и Бог уважает такой выбор, ибо он сделан не по лукавству. Ошибся человек - Бог поправит. Упорствует человек - Бог накажет, вразумит. Спасение есть процесс синергичный, в котором участвуют как Божественная воля, так и человеческая. И не нужно представлять нашего Господа, Который есть Любовь, в образе составителя труднорешаемых задач по высшей математике. Господь не хочет нас запутать и не поставляет нам препятствий на пути ко спасению, но убирает их. Бог желает открыть нам Свою волю! Путаемся мы сами, в нашем собственном невежестве и нежелании жить честно. Итак, подведем итог. Фундаментальные положения воли Божией изложены в Писании. Хорошее знание Писания, при правильном, церковном его понимании, образует православное мiровоззрение, которое помогает человеку жить по воле Божией. Для отдельных случаев, требующих особых решений, у нас есть голова на плечах, сердце в груди, и совесть - голос Божий в человеке. При этом еще всегда есть те, с кем можно посоветоваться. Воля Божия определяется в синергичном процессе взаимодействия Бога и человека. Пусть Христос научит нас жить просто, жить чисто, жить по совести, чтобы исполнить нам святую волю Его, благую, угодную и совершенную!
О наших крещальных обетах. Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света (Еф. 5: 8), говорит нам сегодня апостол Павел. Святитель Феофан Затворник, толкуя это место, пишет, что выражения свет в Господе и чада света относятся к крещеным и миропомазанным людям. Вспомним, братья и сестры, что в древности Крещение называли «Праздник светов», а также «Просвещение». Крещеный становится носителем евангельского света. После Таинства человека обычно одевали в белые одежды, символизирующие нравственную чистоту и святость. Символика света всегда была характерна для Таинства Просвещения. Павел напоминает ефесянам об их Крещении, чтобы они жили свято - согласно обетам, данным в Таинстве. «Вы ведь крещеные люди - не творите же греха!» - как бы обращается к христианам апостол. Подобно и у нас в народе иногда могут в сердцах сказать распоясавшемуся гуляке: «Ты нехристь, что ли? Креста на тебе нет! Побойся Бога, ведь ты христианин!» Апостол призывает всех нас жить согласно обетам Крещения. А знаем ли мы их? В большинстве своем мы были крещены в детстве, когда за нас обеты произнесли крестные родители. И получается, что далеко не каждый христианин сегодня помнит, что он обещал (лично или через крестных) Господу в тот день. Но как можно исполнять то, о чем не знаешь? Давайте, братья и сестры, вспомним свои крещальные обеты. В чине Таинства священник спрашивает крещаемого: «Отрекаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения ему, и всей гордыни его?» Тот отвечает: «Отрекаюсь». Это обет первый. Конечно же, данное обетование включает в себя многие стороны веры и жизни. Отречься «от сатаны и всех дел его» значит объявить о своем неповиновении диаволу - о том, что отныне у меня нет ничего общего с ним. Разумеется, сюда входит отказ от греховной жизни. Но разве мы не грешим, будучи христианами? Грешим, но по немощи, не желая этого. Как писал апостол Павел: Что ненавижу, то делаю (Рим. 7: 15). Совсем иное дело - грешить с удовольствием, с твердым осознанием того, что творишь. От такого греха мы отрекаемся раз и навсегда. По сути, в первом обетовании мы объявляем войну греху и его источнику - диаволу. «И всех ангелов его, и всего служения ему». Служить сатане и иметь связь с ангелами его - значит общаться с ними в колдовстве, магии, спиритических сеансах, при хождении к знахаркам и бабкам, в оккультных практиках, в увлечении астрологией и гороскопами. Также человек втайне остается слугой диавола, если боится его больше, чем Бога, и говорит о нем больше, чем о Боге. Один лектор как-то рассказывал, что на вопрос «О Христе будем беседовать или об антихристе?» многие аудитории отвечают: «Об антихристе!» Действительно, у некоторых христиан ум больше занят антихристом и всякими чипами и карточками, чем Христом. Это уже некое мысленное служение падшим духам - когда постоянно думаешь о них и боишься их. Каким должно быть наше отношение к диаволу и его слугам, показывает далее последование Крещения. «Дунь и плюнь на него», - говорит священник крещаемому. Тот символически дует и плюет на диавола, выражая тем самым крайнее презрение к нему. Сатана не простит нам этого плевка, но нам не следует бояться его. Тот, Кто в вас, больше того, кто в мiре (1 Ин. 4: 4), говорит Иоанн Богослов. Христос, Которому мы поклонились, лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2: 14), пишет апостол Павел. Сатана повержен Христом и скован, и способен вредить нам ровно настолько, насколько мы сами поверим ему и убоимся его вместо Бога; насколько мы дадим ему место в себе своими грехами и непослушанием Христу. Если же мы возлагаем все упование на Господа и по мере сил стараемся исполнять Его святые заповеди, бесы и их начальник ничем не могут угрожать нам. «И всей гордыни его». Гордость, тщеславие, высокомерие, самолюбование, эгоизм - это те качества, которые превратили светоносного Ангела в падшего духа. Отрекаясь от «всей гордыни его», мы отказываемся от гордого духа жизни, от бесовского превозношения над людьми и главным качеством духовной жизни полагаем смирение. «Сочетаешься ли Христу?» - спрашивает далее священник. «Сочетаюсь!» - отвечает крещаемый. Это второй обет Крещения. Когда люди вступают в брак, мы также говорим, что они «сочетались браком». «Сочетание» есть соединение любящих. «Сочетаться Христу» означает любить Его, служить Ему, пребывать в Церкви - Теле Христовом; иметь те же чувствования, какие и во Христе Исусе (Флп. 2: 5), приобрести ум Христов (1 Кор. 2: 16). Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Ин. 2: 6), пишет Иоанн Богослов. «Сочетаться Христу» значит стать богом по благодати. Затем священник спрашивает: «И веруешь ли Ему?» Приходящий ко Крещению отвечает: «Верую Ему как Царю и Богу!» Таково третье наше обетование. Что значит веровать Христу как Царю и Богу? Верить в Него как в Бога и Спасителя, а также в Божие Откровение, данное нам во Христе, полагать Его Волю как Закон своей жизни, считать Христа своим Господином. Согласно Катехизису, под верой можно понимать три вещи: психологическую уверенность в истинности каких-то положений, онтологическую связь между человеком и Богом и образ жизни. Все это вмещается в одно слово: «Верую!» Мы веруем в бытие Божие, Христа как Сына Божия, веруем в то, что через веру мы имеем связь с Ним, и стараемся жить согласно вере, то есть по заповедям Божиим. Далее крещаемый читает Символ Веры, что является знаком его осознанной веры и публичным исповеданием им христианства. Если крестят младенца, за него произносят Символ Веры крестные родители. Таковы наши обетования Крещения. Что означают эти обеты? Это условия нашего вступления в Завет с Богом. Завет всегда подразумевает обязательства двух сторон. Христос устанавливает Новый Завет через пролитие за нас Своей Крови и обещает нам Царствие Божие. Мы же, со своей стороны, вступаем в Завет через Таинство Крещения, принося определенные обеты - те, которые мы с вами сегодня рассмотрели. Дай нам Бог исполнять наши крещенские обещания и быть новозаветными христианами во всем - в вере, мыслях, делах, словах. Тогда и Господь исполнит Свои обетования - дарует Царствие Небесное, уготованное нам от создания мира (см. Мф. 25: 34).