Я пребываю в некотором замешательстве. Сейчас многие комментируя события октября 93-го в качестве аргумента говорят: люди выходили на улицы, потому что готовы были свою жизнь отдать ради... далее следует либо слово демократия, либо что-то невнятное про Верховный Совет. Я уверен, что люди выходили на улицы по другим основаниям.
Но прежде, чем поделиться своими соображениями о мотивах поведения людей, я отчитаюсь о себе. Что делал. Где был.
Днем 03 октября 1993 года я был на Смоленке как раз в тот момент, когда от Октябрьской площади по Садовому кольцу шли "красные", а от Триумфальной - "демократы". Я вышел от своего дедушки, жившего на Новинском бульваре в доме непосредственно примыкающего к тоннелю, в котором двумя годами ранее танком раздавили Дмитрия Комаря, Илью Кричевского и Владимира Усова.
Еще будучи у дедушки я заметил, что исчез привычный гул от Садового кольца - окна у него выходили во двор, но куда денешься от шума в центре Москвы? Выйдя я обнаружил, что на Садовом кольце движения автомобилей нет - с данным явлением я столкнулся впервые в своей жизни. Оставаться в центре мне как-то не хотелось. И я решил скорее уехать к себе на Речной вокзал. Направившись к метро я столкнулся со стоявшим у ближайшего дома омоновцем, который мне сказал - "Не пушу, тебя сметут!". Учитывая, пустое Садовое кольцо, данное заявление выглядело странным. Я его спросил: "Куда мне идти - вокруг же еще хуже...". Но он все равно не пустил. Я ощутил себя посаженным в клетку: там такое место, что идти особенно и некуда - Новый Арбат, Садовое кольцо и набережные Москвы-реки. Решение пришло быстро - дворами пробраться к метро "Смоленская" Филевской линии. И это оказалось несложно!
От метро ситуация выглядела иначе: около универсама "Смоленский" был настоящий ужас. Там, где еще 2 часа назад ехал плотный поток машин, была возведена баррикада, и уже горел огромный костер. Вокруг костра ходили какие-то обезумевшие люди с красными флагами на длинных древках.
На тротуарах стояли зеваки. Эти люди воображали, что присутствуют не при развитии трагедии, а каком-то шоу, вроде Юрия Куклачева с бесчисленными кошками, ходящими на передних лапах. Эти зеваки лишь усугубляли ужас происходящего.
Я решил, что с меня достаточно впечатлений и юркнул в метро. Свою жизнь дарить безответственным политикам желания не возникало. Лишь доехав до дома я вспомнил, что у отца показывает CNN и, не желая пребывать в информационном вакууме, поехал к нему.
Всю ночь шли трансляции по CNN + РТР. Помню все эти призывы в стиле Гайдара - "Народ! Защитите нас!" Лучше всех тогда выступили взглядовцы. Они просто сказали - Ваша жизнь принадлежит только Вам, берегите себя, не идите за провокаторами. Достаточно смелые заявления в тот момент. Они после этого подверглись цензуре. Программа была тут же закрыта.
А 5-го октября в институте выяснилось, что у одногруппницы муж спасал раненых и был ранен случайной пуле в ногу, которую ампутировали. Человек в 25 лет стал инвалидом. А кто-то погиб. И людей, пострадавших - погибших, покалеченных - тысячи.
А теперь о том, как я вижу те события.
В 93-м году не было дискуссии как жить - по-советски, или по-капиталистически. В основном, люди не хотели жить по-старому. Было недовольство безумной инфляцией в 2600% в год, пониманием того, что всех обманули. Обещания грядущего рая ничем не подкреплялось. А сникерсами и сигаретами Camel счастлив не будешь. Вся ситуация была спровоцирована разделом собственности. Но прикрытие этому было сугубо политическим. С одной стороны шло массированное убеждение населения Ельциным и Правительством в том, что они-то и есть настоящие демократы и кроме этой команды никто не справится с коллапсом в экономике, а с другой стороны Верховный Совет, который убеждал, что только народные депутаты и могут представлять народ. Народу, вроде как виднее… Общество поляризовалось.
Это ельцинские мифы о том, что Верховный Совет и Съезд народных депутатов собирался вернуться к построению коммунизма. Именно эти депутаты избирали Ельцина своим руководителем, давали зеленый свет радикальным экономическим реформам и принимали Декларацию о суверенитете. А когда они разобрались в "дедушке Ельцине", то вдруг стали красными... То, что фашиствующая сволочь и коммунисты примкнули к ВС не было ничего удивительного. Коммунистам и коричневой нечисти политически нужно было опереться на какую-то серьезную структуру. А Верховный Совет, испытывавший после апрельского референдума проблемы с легитимностью также нуждался в сильных сторонниках. Вот и родилась утка про союз красно-коричневых и Верховного Совета. Только это не было идеологическим противостоянием. Народ был экономически разорен и морально раздавлен ельцинскими "экономистами" с предводителем из журнала "Коммунист".
В октябре 93 было уже слишком поздно что-то менять. Верховный Совет волей-неволей сомкнулся с коммуно-фашиствующими мракобесами, а Ельцин с либеральными. Выбор был небольшим. Я был с либералами. И остаюсь с социал-либералами сейчас.
Нам теперь уже не суждено узнать, как бы прошла приватизация под присмотром Верховного Совета. Но мы знаем, как у нас отобрали всю собственность в стране.
Большой разницы между СССР и современной Россией в плане отношения к личности нет. Только социальных лифтов стало меньше, да разграбленного больше. Жаль, что эти вопросы не волнуют тогдашних поклонников гайдаро-чубайсов.
Я отнюдь не сторонник ВС, и даже в 96-м во втором туре голосовал за Ельцина, лишь бы не Зюганов был избран. Но отдавать свою жизнь политикам я не собирался тогда и не собираюсь сейчас.
Я всегда выступал и буду выступать против революций и войн: человеческая жизнь всегда дороже. Призывы на баррикады я рассматриваю через собственные ощущения октября 93-го.
Очень часто слышу о том, что люди вышли в 93-м на улицы и готовы были умереть за идеалы демократии, за идеалы коммунизма и тд.
Очнитесь! Неужели вы считаете, что люди специально погибали?
Я убежден, что они не собирались погибать, они не допускали такой возможности в своей стране. Им еще не ведомо было истинное лицо Государства. Да, они слышали про Народный Карабах, Баку, разгон с саперными лопатками мирного митинга в Тбилиси, события в Вильнюсе. Но это ТАМ. Далеко, не в России, не в Москве. Москвичи помнили события августа 91-го, тех трех несчастных парней, раздавленнных танком, они думали, что выйдя на улицы - кто к Белому дому, кто к Мэрии, сумеют предотвратить именно силовое решение конфликта. И общество, а особенно москвичи, получило урок. Ваши жизни, благополучие никому в России не важны. Ведь за октябрем 93 был октябрь 94 ("черный вторник"), затем декабрь 94 и бесконечная тема Чечни, "голосуй сердцем" 96, когда мы выбирали из двух зол, август 98, взрывы жилых домов ради рейтинга Путина, «Болотное дело» и тд. Это все было неведомо людям октября 93-го. Они наивно верили, что сплотившись можно остановить опьяненных властью подонков.
Это теперь, 20 лет спустя мы знаем, что это государство умеет и любит убивать своих граждан. Это беспощадное государство, откровенно пожирающее своих граждан, рождалось именно в дни октября 1993 года, под визгливые призывы Гайдара и ему подобных всем прийти и защитить их никому не нужны жизни. А потом, победив, эти люди вволю порезвились, грабя тех, кто их защищал.
Но ни Гайдара, ни Чубайса, ни Ельцина оценивать положительно не буду. Эти люди отняли у россиян надежду и будущее.
А мы удивляемся: почему люди не ходят на митинги, да на выборы. Да потому что не уважают ни политиков, ни власть как таковую. Предпочитают не иметь с ними дела. Потому что знают - их разменяют в любую минуту.
И призыв к толпе "мы тут власть!" может произносить человек совершенно не разбирающийся в реалиях. Население четко знает "кто здесь власть". Тот, кто может рассадить снайперов по крышам, да танки выкатить, чтобы давить и стрелять по тем, кто осмелится быть несогласным.
Я еще верю в то, что есть в обществе запрос на безупречного политика. Такого, как Андрей Дмитриевич Сахаров. Нашего Махатмы Ганди.
Безупречность нужна, а не лозунги, не подкрепленные делами.
P.S. Но есть выводы и по-важнее. Нельзя решать проблемы любой ценой. Аморальные решения дают лишь временную передышку. Пройдет время, и проблемы, казалось так легко решенные, становятся "застарелыми", труднорешаемыми. Нам может показаться в октябре 2013 года, что конфликт был межклановым, личностным. Конфликт был мировозренческим. Мы должны создать сначала в своих головах такую модель государства, в которой пуля перестанет быть решающим политическим фактором. А уж затем идти и строить что-то новое.
P.P.S. Пожалуй лучшая иллюстрация к событиям октября 1993 года песня Юрия Шевчука "Правда на правду".