Каждая нация должна бороться за свою независимость. Каждое поколение должно подтверждать своё стремление к независимости. Но для этого им нужны примеры. Козаки, УНР, УПА, АТО-вцы - являются такими примерами.
Если бы не «русская весна» со своим «русским миром», неизвестно когда бы был принят закон о де-коммунизации, а воины УНР и УПА были бы признаны борцами за независимость Украины, а в стране начат процесс примирения всех сторон.
Изменение в сознании большинства населения Украины и истинное понимание значения действий украинских патриотов, произошло благодаря агрессии РФ против суверенного государства Украина. Предлагаю вам статью украинского историка Ярослава Сватко, написанную ещё в далёком 2007 году.
У нас в Украине появилась новая традиция. К каждому 9 мая в медиа начинаются дискуссии о примирении ветеранов. Которого конечно же, не происходит. Но все заняты и все на виду: в телевидении, в газетах, интернете. А то, что результата нет - не так важно, тут главное не война, а маневры. Можно объяснить, почему коалиция не складывается: ветераны виноваты, потому что не хотят примирения, или кто-то ставит создания коалиции в зависимость от признания УПА. Здесь прослеживается славная традиция политиков, которая ярко вырисовалась на последних выборах: говорить не о сути дела, а создавать политическое шоу, информационные эффекты, которые с реальными вещами интересующих людей имеют очень мало общего.
Сначала о примирении. В Украине достаточно давно существует общество ветеранов второй мировой войны, которое возглавляет Игорь Юхновский. В него входят и бандеровцы, и красноармейцы. Это примирение или нет, когда эти люди входят в одну организацию? Я думаю, что да, а если кто-то считает, что нет - аргументы в студию.
Бандеровцы утверждают, что им с красноармейцами мириться будто и нечего, потому что они не ссорились. УПА практически не воевала с Красной армией, фронт прошел и пошел дальше, а УПА небольшими группами просочилась через линию фронта и осталась на своей операционной территории. Только под Гурбами этот план не был выполнен. Так там для ликвидации группировки УПА силой до 5 тыс. бойцов, не хватило внутренних войск НКВД, и для формирования кольца окружения использовались армейские части, артиллерия, авиация и бронепоезд. Именно тогда живая практика показала неэффективность использования армейских частей против УПА - несмотря на то, что им противостояло группировки силой 35 тыс. солдат, повстанцы прорвали окружение с довольно незначительными потерями - 150 убитых и 60 раненых. В дальнейшем ни УПА не давала возможности использовать против себя крупные подразделения, ни руководители, ответственные за ее ликвидацию, не делали операционно-методических глупостей. Против УПА использовались специально обученные части внутренних войск НКВД. И когда я слышу от человека, который называет себя ветераном, "они стреляли нам в спину", у меня, после изучения открытых архивных документов появляется обоснованное подозрение, что это не ветеран красной армии, а боец ВВ НКВД.
А примирения УПА с НКВД - это нечто совсем другое, здесь, когда одна сторона требует покаяния за то, что "они стреляли нам в спину", то и сам должен покаяться за тех, кого вывезли в Сибирь на голодную и холодную смерть. Даже не идет речь о бойцах УПА - гораздо больше было вывезено стариков и детей, просто чтобы запугать население. Священники, которые по долгу не брали в руки оружия, но которых уничтожили по той же причине, чтобы не было инакомыслия. Это не красноармейцы арестовывали гражданское население и охраняли эшелоны телячьих вагонов, но об этом никто из "красноармейцев", которым предоставляют теле эфир наши телеканалы не говорит, так как проблема, по большому счету, не в примирении. "Примирение", которое становится своеобразным национальным пиар-карнавалом, призванное отвлечь наше внимание от сути дела.
Суть проблемы заключается в другом: или люди, которые от имени народа выполняют властные функции в государстве, признают легитимность этого государства, или нет? Или они признают право (я уже не говорю об обязанностях) человека защищать государственную независимость своего народа, или скромно подменяют этот термин "государственная независимость" чем то другим, что звучит подобно, но имеет совершенно иной смысл.
Раз и еще раз спрашиваю: боролась во время Второй мировой войны Красная армия за государственную независимость Украины? За Украину со своей армией, границами, валютой, Тризубом, сине-жёлтым флагом и гимном «Ще не вмерла"? Ну сколько можно избегать прямого ответа на просто сформулированный вопрос, и подменять его разглагольствованием о борьбе с Гитлером? Давайте приведем ясность в отношении государства, которое мы имеем - отдельно, а с Гитлером - отдельно.
Непредвзятое изучение исторических документов показывает, что любое, даже простое упоминание правомерности символов, под которыми существует наше сегодняшнее государство и его государственная независимость тогда, когда действовала УПА, каралось в СССР всей силой закона. И выполняло этот закон всей силой тогдашних обычаев собственно НКВД-МГБ-КГБ. И воевали они против УПА именно потому, что УПА стояла за эту самую независимость. Вам не кажется, что со стороны государства - делать политически униженной именно ту силу, которая за это государство боролась - это не предмет для изучения политиков, а скорее политических психиатров?
Сутью проблемы, которую имеет наше государство с УПА, есть ответ со стороны государства на вопрос: нужны ли Украине граждане, которые в трудную минуту будут готовы с оружием в руках защищать ее государственную независимость? Вместо этого нам предлагают жить дружно. Мы уже такое имели в 1917 году. И получили сначала Круты, а затем Голодомор.
Сутью проблемы есть ответ государства на вопрос: кто в течение последнего века пронес идею государственной независимости Украины? Не ветераны НКВД-МГБ-КГБ должны отвечать на этот вопрос, и даже не красноармейцы Игоря Юхновского, которые проводят совместные мероприятия с УПА, должны отвечать на этот вопрос. Это должны сказать лица, которым народ дал право ставить на документы печати с трезубом. И не надо затуманивать проблему дискуссией, была или не была УПА участником второй мировой воны? Это не было миссией УПА - занять чью-то сторону во всемирной потасовке. УПА боролась за независимое украинское государство. И такой статус - борцов за государственную независимость Украины, снимет вопрос, кто и за что боролся. Только вот пожалуй те, кому информационных пиар-поводов хватает, подменяют проблему государственного признания тех, кто за государство боролся, во первых - примирение, во вторых - предоставление статуса ветеранов.
При этой возможности, конечно же всплывает наверх куча обвинений деятелей ОУН в коллаборационизме. И снова государство не дает ясного ответа на попытки затуманить достоверные факты истории. 6 июля, через 2 недели после начала Великой Отечественной войны, гестапо арестовало Бандеру и Стецько, и поводом было провозглашение ОУН восстановления Украинского Государства и категорический отказ этих проводников отозвать Акт восстановления государства. Отмечу, государства с теми же символами, под которыми мы сейчас живем. Называть отсидку в Заксенхаузен в течение всей войны коллаборацией - это не предмет для политических дискуссий. Это предмет для изучения политической психиатрии.
И не только это. Наше государство не замечает расстрелянного гестапо на Полтавщине руководителя походных групп ОУН Николая Лемика - в 1941 году - не потому, что он боролся за настоящую, а не агитпроповскую-шизофреническую независимость? Оно не замечает, что УПА была создана в начале Сталинградской битвы - ну не с советской властью она боролась в Загорове в 1942 году? Оно не замечает замученного в гестапо создателя подпольной сети ОУН Ивана Климива - "Евгения легенды".
Наконец, оно не замечает главного - с боязнью признать безусловное право Украины на независимость, (я подчеркиваю - безусловное, без всяких уклонений от прямого ответа на главный вопрос прикладной истории) такая власть теряет легитимность в глазах народа. Кто-то отмахнется - какая там легитимность - мандат есть, а до следующих выборов еще ого-го как можно народ замакитрить! Но от вопросов, которые ставит перед политиком ход истории, отмахнуться невозможно. Эти ответы неизбежны, и их невозможно обжаловать. Те, кто настоящий диалог с народом пытается заменить пиар-имитацией. Те, кто пытается дать ответ "и нашим, и вашим", обречены быть отвергнутыми "и нашими, и вашими".