Минские соглашения не имеют четкой последовательности выполнения пунктов кроме тех случаев, когда это указано. Девятый пункт этих соглашений говорит: «восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины по всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов ...». То есть здесь действительно именно тот случай, когда существует привязка одного пункта к другому.
Но очевидно и то, что проводить выборы в условиях российской оккупации невозможно, о чем также написано в Минских соглашениях в пункте 4. Поэтому, на первый взгляд, складывается «патовая» ситуация, когда нельзя получить контроль над границей до выборов, а выборы невозможно провести до передачи границы. Но это не так.
Дело в том, что Минские соглашения не говорят о том, что до выборов оккупированный участок границы должна контролировать Россия, наоборот, пункт 10 соглашения указывает на то, что независимо от передачи границы, до выборов должен состояться «вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ ». То есть ОБСЕ должно быть на границе и следить за выводом российских военных, техники и наемников. Кроме того, пункт 3 Минских соглашений требует обеспечения полного доступа ОБСЕ на всю зону конфликта, включая границу.
Что касается пункта «граница после выборов». Согласно Минским соглашениям Украина восстанавливает контроль над границей сразу после выборов в ОРДЛО, но это не означает, что до выборов границу будет контролировать Россия. Только официальный Киев или международные структуры могут контролировать нашу сторону границы, России там не должно быть. Поэтому выборы в ОРДЛО невозможно провести без:
- Прекращение огня;
- Отвод вооружения;
- Полного вывода российских войск, техники и наемников под контролем ОБСЕ
- Полный доступ ОБСЕ ко всей зоне АТО, включая границу;
- Перекрытие границы и передачи нашей его стороны под контроль ОБСЕ (или других международных структур);
- Разоружение всех незаконных групп (местных)
- Восстановление Украиной управление сегментом своей банковской системы в зоне АТО
Также напоминаем, что выборы должны состояться в соответствии с украинским законодательством и международными стандартами, что означает:
- Полный доступ всех украинских кандидатов и партий к избирательному процессу;
- Доступ всех украинских и международных наблюдателей, а также представителей партий или кандидатов;
- Безопасность для всех субъектов избирательного процесса, наблюдателей, агитаторов, представителей кандидатов во время избирательной кампании, во время самих выборов и при подсчете голосов;
- Равные возможности для всех кандидатов и партий;
- Равный доступ к СМИ для всех кандидатов и партий, отсутствие цензуры и полная свобода слова;
- Подготовка и контроль всего избирательного процесса украинской Центральной избирательной комиссии;
- Отсутствие любого иностранного вмешательства в избирательный процесс;
- Отсутствие фальсификаций;
- ЦИК и органы украинской власти будут решать, признавать выборы состоявшимися, или признать их сфальсифицированными.
Таким образом, хотя контроль над границей и должен быть передан Киеву после выборов, проведение выборов невозможно без вывода российских войск и наемников, без восстановления действия украинской Конституции в зоне АТО и без контроля границы со стороны международного сообщества. Фактически это означает, что выборы в ОРДЛО возможны только после деоккупации этой территории, и если это будет выполнено, то уже не важно кто контролирует границу до выборов, Украина или международные структуры.