Продолжим путешествовать по
Словении. Осмотрев церковь в
Птуйской Горе, перемещаемся собственно в сам город Птуй, расположенный на берегу Дравы в нескольких километрах поодаль. Городу будет посвящено несколько постов, сегодня мы посмотрим на живописные виды с противоположного берега реки, пройдёмся по центральной улице и посетим доминиканский монастырь.
Птуй (по-немецки Pettau)
считается древнейшим городом на территории Словении. В I в. нашей эры здесь находился римский военный лагерь, во II в. получивший название Poetovium; первое упоминание его датируется 69 г., когда в этом месте императором был избран Веспасиан. В VI в. эту местность заселили авары и славяне, а в IX в. она вошла в состав империи Каролингов. С конца IX в. поселение было владением зальцбургских архиепископов. Городом Птуй-Петтау стал в 1376 г., а в 1555 г. вошёл в состав герцогства Штирия, став частью владений Габсбургов. В начале ХХ в. большинство жителей города были немцами, а окружающей сельской местности -- словенцами. После включения этой области в состав югославского королевства в 1918 г. это соотношение стало постепенно меняться в пользу словенцев. Во время нацисткой оккупации 1941-45 гг. словенское население города подверглось экспроприации и депортации, а город заселили немцами, которые вновь были изгнаны после окончания войны.
Старый город с замком на холме находится на берегу Дравы, откуда на него открывается очень живописный вид.
Большое белое здание с высокой крышей -- так называемый малый замок, бывший, кажется, зимней резиденцией владельцев основного замка на холме.
Доминиканский монастырь.
Ещё один общий вид.
Река довольно широкая.
Крыши и части замка.
Войдём в город. В стенах домов встречаются римские сполии. Кроме них и нескольких артефактов в музее в замке, ничего античного я не увидел (митрей был закрыт, а римская стела на главной площади на ремонте).
Живописная улочка.
Здание кинотеатра.
Шпиль колокольни.
Ещё одна улочка, ведущая вверх.
Дом со своеобразными лицами.
Главная площадь с колокольней, готической церковью Св. Георгия (мы её посетим) и зданием городского театра. Перед колокольней стоит римская стела II в., подробнее о которой можно прочитать
здесь. Как уже было сказано, она на реставрации.
Идём по главной улице Прешерна (главного словенского поэта-романтика). Дом с интересным эркером на углу.
Под одним из консолей эркера чья-то голова.
Ближе. Голова датируется 1400 г. и приписывается мастерской Парлеров. Так что дом на самом деле куда древнее, чем кажется.
Дом поновее.
Стена и башня замка.
Вид на замок снизу.
Подошли к бывшему
доминиканскому монастырю, основанному в 1230 г. и закрытому в 1786 г. Виден богато украшенный барочный фасад церкви, в которой теперь концертный зал.
Фрагмент.
Целиком без деревьев. В Википедии написано, что статуи на фасаде изображают Богоматерь (над порталом), Св. Николая, Св. Фому Аквинского, Св. Петра Мученика и Св. Альберта Великого.
По частям. Кто есть кто, выяснять у меня нет сил, тем более, что художественная ценность самих статуй, по-моему, весьма относительна.
Внутри сохранились готический клуатр с рельефами и остатками фресок и барочный рефекторий. Вот как раз остатки росписей.
Видно ещё. Артефакты на переднем плане -- какое-то выставленное там современное искусство.
Готическое окно.
Ещё кусок фресок.
Рефекторий.
Его своды украшены в том же стиле, что и фасад церкви.
На сводах медальоны со сценами неясного мне содержания.
А также рельефные изображения людей и ангелов.
Стена также украшена рельефами.
Не понимаю, что за сцена. Над нею надпись "saturati sunt", отсылающая к Псалтири.
Блаженный Чеслав.
Блаженная Маргарита Венгерская.
Св. Винсент Феррер.
Св. Луис Бертранд.
Рельеф с животными на стене. У одного из них в лапе ноты.
"Абстрактный" рельеф.
А здесь видны собаки - те самые Domini canes.
Одна из галерей клуатра с экпонатами.
Посмотрим на не всегда хорошо сохранившиеся готические рельефы у консолей и на замковых камнях сводов.
Если на консолях просто абстрактные лица, то на замках -- персонажи священной истории. Не всех их я могу опознать. Вот кто этот молодой человек с книгой и топором?
Ещё один с книгой. Может быть, это евангелисты?
С мечом обычно изображают апостола Павла.
А это наверняка апостол Пётр, однозначно опознаваемый по ключу.
Лик Христа.
Интересное изображение, но опять же не могу понять, кто это.
Св. Екатерина с мечом и колесом.
Готическое окно.
Консоль с женской головой.
Ещё один апостол на замковом камне.
Судя по раковине, Св. Иаков старший.
Ещё один общий вид галереи.
Интересная консоль.
Агнец Божий на своде.
И ещё одна консоль.
А здесь на своде Христос в терновом венце и со стигматами.
Не знаю, кто это с морской звездой (?).
Ещё одна занятная консоль.
На своде солнце.
Консоль с женским лицом.
Ещё один неизвестный святой на своде (Св. Варфоломей?).
Интересный женский бюст на консоли. Что она держит в руках?
Дева Мария с лишившимся головы Младенцем.
Выразительный усач на консоли рядом с остатками росписей.
Собственно фреска с изображением Благовещения и св. Иоанна Крестителя и Архангела Михаила, явно барочная.
Старинная надпись на стене.
Во дворик можно заглянуть лишь через грязное стекло.
Ещё старинные надписи на стенах. Красным на латыни, чёрным по-немецки.
Галерея.
Выйдем. Вид на замок, куда мы отправимся в следующий раз.
В сквере у монастыря стоит бюст филолога
Матиаша Мурко (1861-1952), родившегося неподалёку от Птуя и учившегося здесь в школе. Позже он учился в Вене у Франца Миклошича, стажировался в Москве, а в 1920 г. переехал в Прагу, где основал Славянский институт в Карловом университете.
Виды на Драву от монастыря.
И на высокую крышу малого замка.
Бросаем последний взгляд на фасад церкви.
И цветы напоследок.
На сегодня всё. Спасибо за внимание, продолжение следует, но лишь через две недели.