Slovenija 2021 (III): Ptujska Gora

Jul 05, 2021 00:37




Отчёт о майской поездке в Словению продолжается. Сегодня покажу вам базилику Богоматери Милосердия (или Богоматери с мантией, вроде бы так обычно переводится немецкий термин Schutzmantelmadonna, обозначающий распространённый в западном христианстве образ Богоматери, укрывающей множество людей Своим плащом) в местечке Птуйска Гора, расположенном в северо-восточной части страны вблизи от австрийской границы. Дальнейшее изложение во многом основано на приобретённой в церкви книге искусствоведа Марияна Задникара (1987, 2-е изд. 2013, на немецком языке). Предупреждаю, что пост довольно пространный.

Построенная в конце XIV - начале XV в. на высоком холме церковь считается красивейшей готической церковью в Словении и долгое время была местом паломничества. Считается, что церковь начал строить по велению папы Бонифация IX штирийский магнат Ульрих фон Вальзее, а продолжил его воспитанник Бернхард, господин близлежащего города Петтау (ныне Птуй), который мы позже также посетим. Немецкое название местечка Птуйска Гора (Maria Neustift) отсылает как раз к церкви. В XVI в. церковь некоторое время была лютеранской, но в 1615 г. попала под управление иезуитского монастыря в Петтау. Иезуиты пристроили к церкви с юга барочную капеллу и заменили многие детали готического убранства барочными, но по большей части сохранили её общий облик и интерьер. В конце XVIII в. церковь вновь стала приходской, а в XIX в. были снесены окружавшие её укрепления, построенные ради защиты от турок. С 1938 г. церковью управляет миноритский орден. В ХХ в. храм был тщательно отреставрирован; были устранены некоторые позднейшие наслоения, а в 1980-е гг. были заказаны новые витражи. Статус малой базилики церкви присвоил папа Бенедикт XVI в 2010 г.
Весьма живописных видов церкви с окружающей её равнины у меня нет. Вот вид с площади в деревушке. Фасад с надстроенной над ним невысокой колокольней не имеет декора.




К входу ведёт лестница с барочными скульптурами работы мариборского скульптора Йозефа Штрауба (1712-1756).




Св. Иоанн Непомуцкий.







Св. Флориан.







Ангел на воротах.




Вид от церкви на окружающие её холмы.




Фасад. Портал фланкирован двумя мощными контрфорсами, к одному из которых пристроена лестница, ведущая на колокольню.




Барочные ворота сзади.




Главный портал, насколько я могу судить, неоготический; тимпан с рельефом, изображающим Богоматерь, укрывающую верующих мантией, был установлен в 1999 г. (судя по дате на нём).




Одна из немногих сохранившихся средневековых консолей.




Декор центрального столба портала.




Символ Евангелиста Луки.




Символ евангелиста Иоанна.




Постройки рядом с церковью.




Снова вид на ворота и лестницу сзади.




Вид на фасад снизу.




Поблизости расположены кладбище и часовня.




Обойдём церковь вокруг. Как и церковь Св. Петра в Радовлице, это зальный храм с тремя нефами одинаковой высоты, завершающийся каждый полукруглой апсидой.




Апсида с центральной капеллой.




Несколько видов окружающей равнины.




На горизонте виден город Птуй на берегу Дравы.




Апсида.




Верхушка колокольни.




Боковой портал.




Войдём теперь внутрь, тем более, что всё самое интересное и ценное находится как раз внутри. Нам, правда, не очень повезло: в церкви якобы проводились съёмки фильма и из-за этого был напущен какой-то искусственный туман, снижавший видимость.




Видны боковые алтари, кафедра и скульптуры на столбах.







Современные витражи с цветовым орнаментом без фигур.







Барочная пристройка 1682 г. с алтарём Св. Франциска Ксаверия, созданным в 1690 г. мариборским резчиком Францем Кристофом Рейсом.







Статуя Св. Иакова Старшего (1420-е гг.).







Барочная кафедра XVIII в.










Балдахин со статуями Веры, Надежды и Любви.




Вид в сторону апсиды северного нефа.




Вид на восток; видны боковые алтари и пресвитерий с барочным главным алтарём и основной святыней базилики -- рельефом Богоматери с мантией, датируемым предположительно началом 1420-х годов и являющимся несомненным шедевром готической скульптуры.




Пресвитерий отдельно.




Ближе.




Верхняя часть барочного алтаря.




Своды.




Рассмотрим подробнее рельеф Богоматери. Мадонна изображена держащей в левой руке Младенца, а правой поддерживающей мантию, которую ей помогают держать семь ангелов. Ещё два ангела воздевают над Её головою венец. Под плащом Богоматери укрываются 82 фигуры, являющие собою срез и отчасти портретную галерею тогдашнего общества.




Статуя Богоматери с Младенцем и ангелами.




Фрагмент. Сами фигуры Мадонны и Младенца я бы не назвал очень изящными.




Общество по правую руку Богоматери. В первом ряду среди многочисленных благочестивых мужчин и женщин видны германский император, кардинал и патриарх Аквилеи.







Ангелы.




Справа мы также видим представителей различных сословий.







В первом ряду сильные мира сего: король Венгрии и Хорватии и будущий германский император Сигизмунд и граф Фридрих Цельский (Friedrich von Cilli), правитель Словении в первой половине XV в.




Снова верхняя часть рельефа.




Под углом.




Общество по правую руку Мадонны.




Все персонажи изображены с индивидуальными чертами лица и в не вполне совпадающих позах.




И общий вид с барочными статуями ангелов по бокам.




Поднимем голову наверх.




Сбоку от алтаря в пресвитерии находятся готические скамьи.




Барочная статуя Св. Франциска Ксаверия на готическом консоле и под готическим же навершием.




Фрагмент витража в золотых тонах.




Статуя Св. Игнация Лойолы (спасибо многоуважаемому taras_palkov за опознание.)




В апсиде южного нефа находится ещё один ценный артефакт: так называемый Цельский алтарь (Der Cillier Altar), представляющий собою алтарный балдахин на четырёх колоннах с ложным нервюрным сводом, созданный в самом начале XV в. и приписываемый школе прославленного богемского мастера Петера Парлера. Своим названием алтарь обязан гербу цельских графов, видимо, обозначающему заказчиков.







Изнутри.




Самое интересное в алтаре -- причудливые фигуры и лица на капителях, к сожалению, сохранившиеся лишь частично.




Гротескная рожа, которую два человека держат за волосы.




Сбоку.




Другая капитель.




А тут голова с выдающимися усами, за которые опять-таки держатся фигуры по бокам.







Женская фигура, держащая сама себя за длинные волосы, и ещё один носач.







Строгий готический декор снаружи.




Опять вид изнутри с нервюрным сводом без распалубок.







Фигура с гербом.




Южный неф в сторону фасада. В глубине видна капелла Св. Креста с фресками, которую мы её посетим.




Центральный неф с органом и эмпорами.




Своды.




Красивый абстрактный витраж.




Барочная статуя в южном нефе.




Барочная исповедальня с фигурой на крыше.




Memento mori.




Барочная фигура молящегося на другой исповедальне.




Так называемый Rosenkranzaltar начала XV в., изображающий Богоматерь с Младенцем, Св. Екатерину и Св. Андрея. Его также связывают со школой Парлера.




Центральная фигура весьма изящна.




Коленопреклонённые донаторы на пределле.




Ещё один витраж.




Барочные эмпоры на контрфасаде.







Вид с севера на юг в сторону пристройки.




Барочный алтарь Святого Семейства (XVIII в.).




Готический алтарь Св. Сигизмунда (первая половина XV в.), стилистически чрезвычайно отличающийся от других готических произведений в церкви.







Св. Варвара.




Св. Эразм.




Западная оконечность южного нефа с барочными эмпорами и остатками готических росписей. Из-под арки видны фрески на сводах бывшей капеллы Св. Креста.




Плохо сохранившийся фрагмент росписи с надписью.




Капелла с фресками XV в. Я снимал их дважды -- при искусственном освещении от включающегося за 2 евро электричества и при естественном свете от открытой двери, но покажу лишь более удачные фотографии от второго "круга".







На южной стене Распятие, Воскресение, Моление о Чаще, снизу в центре Оплакивание, слева Св. Екатерина и Св. Доротея, справа Св. Андрей и Св. Христофор.




На сводах изображены символы евангелистов и отцы церкви.




Южная стена.




Распятие вместе со сводом.




Св. Екатерина и Св. Доротея в саду, сбоку донатор (как пишут, священник этой церкви Николай).




Св. Андрей и Св. Христофор, также с донатором.




На стене оконной ниши Вознесение.




Фрагмент свода со Св. Иеронимом.




Моление о чаше.




Распятие.




Пьета.




Воскресение.




На противоположной стене чудо Св. Николая о трёх бедных сёстрах.




Старинное граффито на фреске.




Согласно книге, в церкви ещё где-то находится красивейший готический рельеф, изображающий успение Богоматери, но мы его не видели. Посмотрим напоследок в сторону алтаря.




И сквозь портал.




Всё. Продолжение следует, далее отправимся в Птуй. Спасибо за внимание.

Ceterum censeo Navalnium liberandum esse.

sculpture, photos, frescoes, slovenija, ptuj, gothic, barocco

Previous post Next post
Up