Отчёт о майской поездке в Словению продолжается. Сегодня покажу вам базилику Богоматери Милосердия (или Богоматери с мантией, вроде бы так обычно переводится немецкий термин Schutzmantelmadonna, обозначающий распространённый в западном христианстве образ Богоматери, укрывающей множество людей Своим плащом) в местечке Птуйска Гора, расположенном в северо-восточной части страны вблизи от австрийской границы. Дальнейшее изложение во многом основано на приобретённой в церкви книге искусствоведа Марияна Задникара (1987, 2-е изд. 2013, на немецком языке). Предупреждаю, что пост довольно пространный.
Построенная в конце XIV - начале XV в. на высоком холме церковь считается красивейшей готической церковью в Словении и долгое время была местом паломничества. Считается, что церковь начал строить по велению папы Бонифация IX штирийский магнат Ульрих фон Вальзее, а продолжил его воспитанник Бернхард, господин близлежащего города Петтау (ныне Птуй), который мы позже также посетим. Немецкое название местечка Птуйска Гора (Maria Neustift) отсылает как раз к церкви. В XVI в. церковь некоторое время была лютеранской, но в 1615 г. попала под управление иезуитского монастыря в Петтау. Иезуиты пристроили к церкви с юга барочную капеллу и заменили многие детали готического убранства барочными, но по большей части сохранили её общий облик и интерьер. В конце XVIII в. церковь вновь стала приходской, а в XIX в. были снесены окружавшие её укрепления, построенные ради защиты от турок. С 1938 г. церковью управляет миноритский орден. В ХХ в. храм был тщательно отреставрирован; были устранены некоторые позднейшие наслоения, а в 1980-е гг. были заказаны новые витражи. Статус малой базилики церкви присвоил папа Бенедикт XVI в 2010 г.
Весьма живописных видов церкви с окружающей её равнины у меня нет. Вот вид с площади в деревушке. Фасад с надстроенной над ним невысокой колокольней не имеет декора.
К входу ведёт лестница с барочными скульптурами работы мариборского скульптора Йозефа Штрауба (1712-1756).
Св. Иоанн Непомуцкий.
Св. Флориан.
Ангел на воротах.
Вид от церкви на окружающие её холмы.
Фасад. Портал фланкирован двумя мощными контрфорсами, к одному из которых пристроена лестница, ведущая на колокольню.
Барочные ворота сзади.
Главный портал, насколько я могу судить, неоготический; тимпан с рельефом, изображающим Богоматерь, укрывающую верующих мантией, был установлен в 1999 г. (судя по дате на нём).
Одна из немногих сохранившихся средневековых консолей.
Декор центрального столба портала.
Символ Евангелиста Луки.
Символ евангелиста Иоанна.
Постройки рядом с церковью.
Снова вид на ворота и лестницу сзади.
Вид на фасад снизу.
Поблизости расположены кладбище и часовня.
Обойдём церковь вокруг. Как и церковь Св. Петра в
Радовлице, это зальный храм с тремя нефами одинаковой высоты, завершающийся каждый полукруглой апсидой.
Апсида с центральной капеллой.
Несколько видов окружающей равнины.
На горизонте виден город Птуй на берегу Дравы.
Апсида.
Верхушка колокольни.
Боковой портал.
Войдём теперь внутрь, тем более, что всё самое интересное и ценное находится как раз внутри. Нам, правда, не очень повезло: в церкви якобы проводились съёмки фильма и из-за этого был напущен какой-то искусственный туман, снижавший видимость.
Видны боковые алтари, кафедра и скульптуры на столбах.
Современные витражи с цветовым орнаментом без фигур.
Барочная пристройка 1682 г. с алтарём Св. Франциска Ксаверия, созданным в 1690 г. мариборским резчиком Францем Кристофом Рейсом.
Статуя Св. Иакова Старшего (1420-е гг.).
Барочная кафедра XVIII в.
Балдахин со статуями Веры, Надежды и Любви.
Вид в сторону апсиды северного нефа.
Вид на восток; видны боковые алтари и пресвитерий с барочным главным алтарём и основной святыней базилики -- рельефом Богоматери с мантией, датируемым предположительно началом 1420-х годов и являющимся несомненным шедевром готической скульптуры.
Пресвитерий отдельно.
Ближе.
Верхняя часть барочного алтаря.
Своды.
Рассмотрим подробнее рельеф Богоматери. Мадонна изображена держащей в левой руке Младенца, а правой поддерживающей мантию, которую ей помогают держать семь ангелов. Ещё два ангела воздевают над Её головою венец. Под плащом Богоматери укрываются 82 фигуры, являющие собою срез и отчасти портретную галерею тогдашнего общества.
Статуя Богоматери с Младенцем и ангелами.
Фрагмент. Сами фигуры Мадонны и Младенца я бы не назвал очень изящными.
Общество по правую руку Богоматери. В первом ряду среди многочисленных благочестивых мужчин и женщин видны германский император, кардинал и патриарх Аквилеи.
Ангелы.
Справа мы также видим представителей различных сословий.
В первом ряду сильные мира сего: король Венгрии и Хорватии и будущий германский император Сигизмунд и граф Фридрих Цельский (Friedrich von Cilli), правитель Словении в первой половине XV в.
Снова верхняя часть рельефа.
Под углом.
Общество по правую руку Мадонны.
Все персонажи изображены с индивидуальными чертами лица и в не вполне совпадающих позах.
И общий вид с барочными статуями ангелов по бокам.
Поднимем голову наверх.
Сбоку от алтаря в пресвитерии находятся готические скамьи.
Барочная статуя Св. Франциска Ксаверия на готическом консоле и под готическим же навершием.
Фрагмент витража в золотых тонах.
Статуя Св. Игнация Лойолы (спасибо многоуважаемому
taras_palkov за опознание.)
В апсиде южного нефа находится ещё один ценный артефакт: так называемый Цельский алтарь (Der Cillier Altar), представляющий собою алтарный балдахин на четырёх колоннах с ложным нервюрным сводом, созданный в самом начале XV в. и приписываемый школе прославленного богемского мастера Петера Парлера. Своим названием алтарь обязан гербу цельских графов, видимо, обозначающему заказчиков.
Изнутри.
Самое интересное в алтаре -- причудливые фигуры и лица на капителях, к сожалению, сохранившиеся лишь частично.
Гротескная рожа, которую два человека держат за волосы.
Сбоку.
Другая капитель.
А тут голова с выдающимися усами, за которые опять-таки держатся фигуры по бокам.
Женская фигура, держащая сама себя за длинные волосы, и ещё один носач.
Строгий готический декор снаружи.
Опять вид изнутри с нервюрным сводом без распалубок.
Фигура с гербом.
Южный неф в сторону фасада. В глубине видна капелла Св. Креста с фресками, которую мы её посетим.
Центральный неф с органом и эмпорами.
Своды.
Красивый абстрактный витраж.
Барочная статуя в южном нефе.
Барочная исповедальня с фигурой на крыше.
Memento mori.
Барочная фигура молящегося на другой исповедальне.
Так называемый Rosenkranzaltar начала XV в., изображающий Богоматерь с Младенцем, Св. Екатерину и Св. Андрея. Его также связывают со школой Парлера.
Центральная фигура весьма изящна.
Коленопреклонённые донаторы на пределле.
Ещё один витраж.
Барочные эмпоры на контрфасаде.
Вид с севера на юг в сторону пристройки.
Барочный алтарь Святого Семейства (XVIII в.).
Готический алтарь Св. Сигизмунда (первая половина XV в.), стилистически чрезвычайно отличающийся от других готических произведений в церкви.
Св. Варвара.
Св. Эразм.
Западная оконечность южного нефа с барочными эмпорами и остатками готических росписей. Из-под арки видны фрески на сводах бывшей капеллы Св. Креста.
Плохо сохранившийся фрагмент росписи с надписью.
Капелла с фресками XV в. Я снимал их дважды -- при искусственном освещении от включающегося за 2 евро электричества и при естественном свете от открытой двери, но покажу лишь более удачные фотографии от второго "круга".
На южной стене Распятие, Воскресение, Моление о Чаще, снизу в центре Оплакивание, слева Св. Екатерина и Св. Доротея, справа Св. Андрей и Св. Христофор.
На сводах изображены символы евангелистов и отцы церкви.
Южная стена.
Распятие вместе со сводом.
Св. Екатерина и Св. Доротея в саду, сбоку донатор (как пишут, священник этой церкви Николай).
Св. Андрей и Св. Христофор, также с донатором.
На стене оконной ниши Вознесение.
Фрагмент свода со Св. Иеронимом.
Моление о чаше.
Распятие.
Пьета.
Воскресение.
На противоположной стене чудо Св. Николая о трёх бедных сёстрах.
Старинное граффито на фреске.
Согласно книге, в церкви ещё где-то находится красивейший готический рельеф, изображающий успение Богоматери, но мы его не видели. Посмотрим напоследок в сторону алтаря.
И сквозь портал.
Всё. Продолжение следует, далее отправимся в Птуй. Спасибо за внимание.
Ceterum censeo Navalnium liberandum esse.