Продолжим
прогулку по Гамбургу. В
прошлый раз мы довольно мельком посетили две из пяти главных церквей (Hauptkirchen) города, а сегодня довольно подробно осмотрим ещё одну - церковь Св. Иакова.
Церковь Св. Иакова впервые упоминается в середине XIII в. Трёхнефная зальная церковь была в основном построена во второй половине XIV в.; в конце XV в. с южной стороны пристроили ещё один неф с апсидой, так что церковь стала четырёхнефной. Во время II мировой войны церковь была практически полностью разрушена и затем восстановлена, причём 125-метровый шпиль был отстроен в современном духе (и весьма удачно, по-моему). Элементы внутреннего убранства церкви были эвакуированы и сохранились, включая великолепный орган знаменитого мастера Арпа Шнитгера 1693 г. Под его звуки и предлагаю смотреть дальше.
Click to view
Вид снизу на башню.
Главный фасад сбоку.
Портал с весьма интересной дверью, которую я рекомендую приблизить. К сожалению, подробнее я её не снимал (возможно, не желая побеспокоить спящего рядом с нею господина).
Башня снизу.
С северной стороны.
Со стороны апсиды.
С южной стороны апсида увита плющом.
Общий вид с юга. Виден дополнительный неф с апсидой.
Имеется нартекс с порталом, их я отдельно не снимал.
Шпиль.
Войдём внутрь. Внешняя южная апсида с алтарём Св. Луки (конец XV в.).
Поближе.
Сам алтарь.
По частям. В центре, естественно, Св. Лука рисует Мадонну с Младенцем в окружении почтенной публики.
На створках - сцены из жития.
Своды.
Орган на западных эмпорах.
Общий вид в сторону северного бокового нефа.
А это вид на юг, хорошо заметен перепад высоты двух боковых нефов.
Общий вид центрального нефа.
Свод.
Картина "Богач и смерть" Давида Киндта (1622) (спасибо
немецкой википедии, где можно посмотреть на картину в
нормальном качестве).
Вид Гамбурга Йоахима Луна (1681) (опять же, см.
в лучшем качестве)
Глухая северная апсида (снаружи здесь к церкви пристроены дома).
Её свод.
Позднеренессансная кафедра (присмотревшись, можно разглядеть дату "1610") с рельефом Нисхождения Святого Духа и статуями апостолов Петра и Павла (по бокам) и Иакова (в центре). Впрочем, это её тыльная стороны (вход на лестницу), саму кафедру я почему-то снимать поленился.
Барочная статуя Св. Иакова.
Вид на запад с органом.
Орган поближе.
Центральная апсида с неплохими витражами ХХ в. (художник Карл Кродель) и алтарём Св. Троицы (начало XVI в.).
Рассмотрим алтарь.
Сбоку снизу вверх: сватовство Иосифа, брак Марии и Иосифа, Благовещение (спасибо многоуважаемому
sibeasterу за исправления и разъяснения!).
Наверху в центре Троица в окружении воина и монаха (видимо, святых).
Ниже Мадонна с Младенцев и две святые дамы (Св. Варвара и Св. Маргарита?).
Встреча Марии и Елизаветы (?), Поклонение волхвов, Вознесение Девы Марии.
Витражи. Сверху вниз опять Благовещение, явление ангелов пастухам, Рождество, бегство в Египет, чудо с вином в Кане.
Моление о чаше, несение креста, Распятие, Воскресение, встреча по пути в Эммаус.
Тут я опознаю лишь Нисхождение Святого Духа в центре.
Содержание этого витража мне уже непонятно.
Изящные канделябры.
Первая из южных апсид. В ней тоже витражи и алтарь Св. Петра (также начало XVI в.).
Алтарь крупным планом. По бокам непонятные мне сюжеты из жития, в центре Богоматерь с Младенцем и Св. Пётр с какой-то святой (судя по башне, Варварой).
Центральная панель крупнее. Фигуры очень выразительные.
И боковые.
Ренессансный балдахин.
Витражи. Слева опознаётся Крещение.
Зал капитула (?). В церкви есть ещё один
зал с барочными росписями, причём сохранившийся нетронутым, несмотря на все разрушения, но в нём я не был.
Всё. Надеюсь, что было небезынтересно. Дальше нас ждут две ещё более впечатляющие церкви. Спасибо за внимание.