В комментариях к интереснейшему
посту многоуважаемого
arukhlinа о соборе в Метце всплыл мой давнишний
пост о соборе в Бове. В том рассказе была одна важная лакуна - в сентябре 2009 г., когда я впервые был в Бове, парадный южный фасад собора (который, напомню, состоит из хора и трансепта) был закрыт реставрационными лесами. С тех пор мне довелось побывать в Бове проездом ещё раз в январе 2015 г., и южный фасад предстал во всей красе. Раз уж так вышло, решил восполнить пробел и показать его. По
ссылке альбом с подборкой фотографий собора (включая интерьер и общие и частные виды со всех сторон), сделанных в тот январский день четыре с лишним года назад, а под катом - только южный фасад.
Сначала несколько ночных фотографий, благо фасад прекрасно подсвечен (что было для меня некоторой неожиданностью в городе настолько провинциальном, что там даже негде поесть, кроме турецкой и китайской забегаловок). Общий вид. Трансепт и фасад были построены в конце XV в. и являют собою один из грандиознейших и одновременно прекраснейших образцов французской пламенеющей готики.
Портал. Скульптур на нём нет, все они были уничтожены во время Революции. К счастью, сохралились, как и на северном портале, резные деревянные двери времён Франциска I.
Второй уровень трансепта. Напомню, что под сводами его высота достигает рекордных и невероятных 48,5 метра, соответственно, снаружи ещё выше.
Общий вид сбоку.
Портал сбоку. Видно преобладание вертикальных линий.
Боковая часть со стороны хора, видимо, построенная ещё в XIII в., лишена особенных украшений и довольно массивна. Обратите внимание на небольшую розу.
И снова верхняя часть, обрамлённая двумя башенками.
Теперь более внимательно рассмотрим при дневном свете. Общий вид со стороны хора.
Юго-восточная стена трансепта с такой же небольшой розой, что и на боковой части фасада.
Общий вид целиком. Ясно видна асимметрия более раннего восточного и более позднего западного "флангов". Но в центре всё идеально выверено.
Общий вид нижней части фасада.
Поднимем глаза повыше. Везде орнамент и множество вплетённых одна в другую готических деталей.
Восточная башенка и аркбутан, оба богато украшенные.
Гигантское окно-роза (в альбоме можно посмотреть, как она выглядит изнутри собора).
Верхняя часть и фронтон крыши, где на высоте около 60 метров одиноко стоит Св. Пётр (рекомендую приблизить).
И здесь тоже торжество вертикали.
Опустим глаза и посмотрим на западную башенку.
Ещё ниже.
Над западным окном. Опять видна всякая живность. Обратите внимание на лилии - символы французской монархии, до которых, видимо, революционные толпы не добрались.
Теперь получше рассмотрим портал. Без скульптур он выглядит довольно сиротливо, зато можно, не отвлекаясь, изучить структуру тимпана и архивольт.
Неплохо сохранился орнамент.
Ниши для статуй и резные "балдахины" над ними.
Архивольты и растительный декор. Советую приблизить.
На соответствующем уровне боковой башни также были скульптуры, причём в несколько ярусов. Если приблизить, можно по бокам разглядеть кое-каких жителей готики.
Двери портала.
Створки дверей. Что на них изображено, не очень понятно, и не всё полностью сохранилось (например, некоторые статуи лишились голов).
Какие-то батальные сцены.
Нижняя часть двери с маскаронами.
Некоторым обитателям портала удалось избежать революционного разгула и неплохо сохраниться.
Кто это тут спрятался в винограде?
Резной балдахин статуи на центральном столбе.
Её подножие. Присмотревшись, можно увидеть притаившихся чёртиков.
Напоследок напомню, как этот фасад выглядит с внутренней стороны:
Всё. Спасибо за внимание.