Как было обещано, мы остаёмся в Саксонии и из
Майсена перемещаемся вниз по Эльбе в Магдебург. В этом крупном и важном городе я тоже был в 2010 г., но не зимой, а в начале октября, и тоже лишь один день. Главная достопримечательность города, сильно пострадавшего во время двух войн - сначала Тридцатилетней в XVII в., затем через двести лет Второй мировой - и из-за этого практически утратившего свой исторический облик, - большой готический собор Св. Марвикия и Св. Екатерины. С него и начнём, хотя в Магдебурге ещё очень даже есть, что посмотреть (и это мы тоже обязательно сделаем). Заодно опробую возобновлённый после десятилетнего перерыва
фликр, надеюсь, всем всё будет видно. Все фотографии кликабельны, что позволяет рассмотреть детали поближе.
В качестве пред-преамбулы хочу сразу же отослать к
серии постов многоуважаемой
uchitelj, в которых, во-первых, содержится квалифицированный историко-искусствоведческий комментарий и, во-вторых, показаны некоторые части собора, которые мне увидеть не удалось, - в первую очередь знаменитый северный "Райский"
портал со статуями мудрых и неразумных дев, а также многие детали внешнего вида (например, как видно на верхней фотографии, западный фасад был на ремонте, и у меня нет от него ни одной фотографии).
Магдебургский собор - первый и один из важнейших готических соборов в Германии. Его начали строить в начале XIII в., так что восточная часть и клуатр в немалой степени романские, в отличие от трансепта и главного нефа, достроенных в середине XIV в. Статус магдебургского архиепископства как религиозного центра всей восточной Германии требовал значительных размеров и богатого убранства. Как написано, на
сайте собора, он имеет 120 метров в длину, значительная часть которой приходится на неф, и 31 метр в высоту под сводами; достроенные в конце XV-начале XVI вв. башни достигают высоты около 100 метров. После Реформации собор перешёл к лютеранам; как написано в
Википедии, нынешним епископом является женщина, каковой факт лично я воспринимаю положительно и считаю нужным отметить.
Сегодня мы посмотрим на собор снаружи. Фотографий будет не очень много, в отличие от интерьера, который я зафиксировал весьма детально и буду показывать по частям. Неф и северное крыло трансепта.
То же сбоку. Обратите внимание, что окна трансепта ниже окон нефа.
Вид в сторону вестверка с высоким фронтоном и башнями. К сожалению, реставрация очень мешала. Интересно устройство крыши бокового нефа - она не сплошная, а выглядит так, будто там не неф, а отдельные капеллы с фронтонами, хотя это на деле и не так.
Пристройка северного трансепта, за наглухо закрытыми дверями которой скрывается уже упомянутый "Райский портал". Единственное, что мне оставалось сделать, - это снять её с трёх сторон. Из украшений есть только розы, довольно симпатичные, да одинокие гаргульи.
Некоторые детали фасада, не помню точно, где.
Скульптуры.
Не исключаю, что это были патроны собора Св. Маврикий и Св. Екатерина. Ещё одна гаргулья с рукой на подбородке.
Хор и апсида с тремя ярусами - капеллы, деамбулаторий и собственно хор. Нижняя часть скорее романская, а верхняя уже вполне готическая. Всё сделано одновременно и основательно, и весьма изящно, в основном благодаря игре разнообразных ниш и выпуклостей.
Нельзя не восхищаться этим торжеством геометрии.
Ещё одна химера, уже на задумчивая, а довольно-таки злобная.
Фрагмент апсиды с химерой.
(Псевдо?)-романский портал одной из пристроек c красивым архивольтом.
Примыкающая с востока к клуатру капелла Девы Марии, необычная своими двумя этажами, причём второй, судя по окнам, используется не для богослужения.
Её дворик.
Вид с юго-востока на старинные постройки рядом с собором. Сам собор на заднем плане выглядит весьма внушительно.
Вестверк с юга. Он довольно скромный и не массивный.
Верхушки башен - всё, чтобы было доступно от западного фасада.
Теперь прогуляемся по клуатру - единственной части, сохранившейся от ещё более раннего романского собора. Вид на южное крыло трансепта; оно весьма внушительно, особенно ввиду наличия основания недостроенной башни. Необычна пристроенная внизу полукрулгая капелла.
Вид от вестверка.
Готическая галерея с многочисленными старинными надгробиями.
Надгробие 1578 г.
Двухэтажная старая часть дворика с романскими арками.
А это арки готической части.
Встреча двух стилей и капитель.
Ещё романские капители.
Южный фасад целиком. В отличие от привычных для Франции роз здесь высокие стрельчатые окна. Хорошо видно, что в процессе строительства проект изменился, но уже построенную часть разрушать не стали.
Пристройка-капелла у основания южного трансепта. Почему-то мне не удалось быстро найти, как она называется и когда была построена.
Капитель с рожами. Кажется, это тоже необходимый по законам жанра котик.
Ещё капители. Что за чернолицый человек?
Буйная растительность.
Ренессансное надгробие; у левого персонажа вроде бы отсутствует лицо.
Снова романские капители.
Ещё одно надгробие 1570-х гг.
Готическая консоль в основании свода.
Опять общий вид южной стороны клуатра.
Замковый камень, изображающий, похоже, Св. Лаврентия с жаровней.
Ещё целый ряд надгробий.
Рельеф, изображающий, насколько я понимаю, даму-донатора на коленях перед Мадонной с Младенцем; не исключаю, что рыцарь - это опять Св. Маврикий (черты лица больно характерные).
Вид на западную сторону дворика.
Вид на собор с юго-востока.
Обратите внимание на высоту окон главного нефа.
Более поздняя часть клуатра.
Романские арки. Шестиконечные отверстия между арок чем-то напоминают звёздчатые окошки в куполах арабских бань.
Собор отражается в романских окошках второго этажа.
Интересно, кто этот усатый господин в тюрбане (?), задумчиво сидящий прямо на траве?
В заключение - довольно-таки феерический вид собора, просвечивающего насквозь благодаря большим прозрачным окнам центрального нефа. Я неоднократно наблюдал такой эффект, но здесь он особенно ярок.
На сегодня всё. В следующий раз, который будет непонятно когда, потому что оба ближайших воскресенья я буду не в Москве, мы начнём довольно подробный осмотр интерьера.