После
визита в ратушу вернёмся к готической церкви Св. Иакова (Якобикирхе). Построенная в первой половине XIV в., церковь чудом не пострадала во время войны и сохранила старинное убранство и, что особенно ценно, два больших исторических органа.
Уже привычные безыскусные окна и ажурная барочная башенка на крыше.
Внутри церковь интереснее, чем снаружи. При входе сразу видим главный орган и украшенные изображениями апостолов, пророков и святых эмпоры.
Орган этот, насколько я понял из
статьи в Википедии, состоит из нескольких частей, самая старая из которых относится чуть ли не к концу XV в., а позднейшая (не считая реставраций XX и XXI вв.) - к середине XVIII в. Разумеется, звучание органа определяется в основном результами капитальных исторически информированных реставраций последних десятилетий. Предлагаю послушать; звучит фантазия Макса Регера на тему хорала "Ein feste Burg ist unser Gott" Op. 27 в исполнении польской органистки Агнешки Тарнавской.
Click to view
Осмотрим тем временем церковь. В ней три широких нефа, опирающихся на массивные квадратные колонны, часть которых украшена фресками. Центральный неф лишь ненамного выше боковых и не имеет своих окон.
Основания колонн обшиты деревом с рельефами и скульптурами; наверху - барочная эпитафия; скелеты неплохо сочетаются с ангелочками.
На колоннах огромные изображения святых.
Написано, что они были обнаружены лишь во время реставрации в XIX в.; по-видимому, в эпоху Реформации фрески просто замазали.
Общий вид в сторону апсиды и главного алтаря (начало XVIII в.).
Немного сбоку. Видны барочная кафедра конца XVII в. и фрески.
Фрагмент эмпор главного органа.
Не знаю, кто здесь изображён на колонне.
Украшенная резными скульптурами лестница на эмпоры.
Своего рода баптистерий - огороженное пространство с купелью, на которой висит роскошный балдахин.
Деревянная обшивка основания колонны поближе.
Фрагменты готической купели.
Балдахин более поздний.
Старинные скамьи.
С XIV в. церковь была посвящена морякам и рыбакам, поэтому здесь много объектов, связанных с морем (в одной из капелл даже находится спасательная шлюпка, но я её не снял). Изображение бравых мореплавателей на галеоне XVI в.
А это скорее XVII в. и тут не всё благополучно.
Боковой неф. Виден ещё один орган, построенный мастером Фридериком Штелльвагеном в 30-е гг. XVII в. и также реконструированный в XX в. Его мы также послушаем чуть позже.
Бог-Отец с Распятием (?).
Фрески, люстра, часы.
Христос (?).
Ещё один неопознанный святой.
Святая Анна, на руках у неё Дева Мария, у неё в свою очередь на руках Иисус - популярное в Германии изображение "Sankt Anne selbstdritt".
Готические подсвечники.
Святой Пётр с ключом; внизу - сцена его распятия вниз головой.
Растительный фриз под сводом. Снова обычное для Германии сочетание побелки с раскрашенными "структурными линиями".
Кто изображён сбоку от Св. Петра, я не опознал. Возможно, один из евангелистов.
Ещё одна колонна.
Общий вид в сторону главного органа.
Главный алтарь, в принципе, довольно изящный.
Своды алтарной части с разноцветными нервюрами и позолоченными замками.
Замки крупным планом.
Двойная скамья с балдахином.
Резные изображения на ней.
Над ней канделябр, который крепко держит торчащая из колонны жилистая рука в манжете.
Эпитафии конца XVI в.
Алтарная часть отделена от боковых капелл стеной с высокими арками.
Кафедра, сделанная в том же стиле, что и алтарь.
Ещё один святой на колонне, за которой второй орган.
Один из ценнейших артефактов церкви - небольшой триптих начала XVI в., выполненный вестфальскими мастерами по заказу бургомистра Генриха Брёмсе. В центре - резное распятие, по бокам - живописные изображения многочисленного семейства донатора.
Здесь не только распятие в центре, но и несение креста (слева на заднем плане) и воскресение (справа на заднем плане); искусно вырезанные скульптуры организованы в совершеннейшим образом сбалансированную композицию, а сверху полуприкрыты изящным орнаментом.
Благочестивые дамы, над ними - Св. Анна "саматретья" и Св. Варвара (судя по книге и башне).
На совсем небольшой верхней створке - изящное изображение Христа с Марией Магдалиной (Noli me tangere). В руках у Христа заступ.
Кому является Христос на противоположной створке, я не соображу. Своей Матери?
Мужская половина семейства Брёмсе, над ними - двое святых, которых я не опознаю.
Пределла.
Эпитафия интересной формы.
Св. Христофор (??).
Вот и орган Штелльвагена во всей красе. Он меньше главного и состоит всего из двух частей, но тоже весьма внушительный.
Послушаем, как он звучит. Прелюдию и фугу ми минор Николауса Брунса исполняет польский органист Томаш Зебура.
Click to view
Тем временем рассмотрим повнимательнее главный орган. Видно, что он состоит из четырёх отдельных частей: сверху в центре Hauptwerk и Oberwerk, по бокам две так называемые "башни" с самыми длинными трубами, управляемыми педалью, а внизу за спиной у органиста - Rückpositiv с менее звучными трубами.
Rückpositiv (снимок, к сожалению, размыт). Его венчают изображения музицирующих ангелов и царя Давида с арфой. Все трубы позолочены.
Большим трубам пририсованы лица.
Стилизованная под старину надпись, посвящённая истории органа; начинает её латинское изречение "музыка - прелюдия к вечной жизни". Воистину.
Фрагмент декора эмпор под органом: Моисей со скрижалями и Давид с арфой.
Опять ренессансные скамьи с резными изображениями.
Поднимем глаза к сводам.
Бросим последний взгляд на интерьер...
... и выйдем наружу. Строгая апсида.
Рядом с церковью сидит с книгой у руке Эмануэль Гейбель - поэт, драматург и филолог XIX в., уроженец Любека.
Апсида с другой стороны и колокольня.
На сегодня всё. Продолжение следует, причём в следующий раз будет нечто совершенно выдающееся и необычное.