Во исполнение вчерашнего обещания продолжить
показывать римскую базилику Св. Пракседы, перехожу к самому главному - капелле Св. Зенона и её удивительным мозаикам. Место это для Рима совершенно уникальное, прежде всего благодаря небольшим размерам капеллы, сопоставимым с человеческим ростом, что позволяет увидеть мозаики совсем близко и во всех деталях и в полной мере ощутить, если угодно, человеческое измерение божественного. Остальные мозаики, что в этой базилике, что в других, спору нет, прекрасны, однако находятся слишком высоко и далеко.
Капелла расположена слева от бокового входа и была построена Папой Пасхалием I в качестве будущей усыпальницы для его матери Феодоры. О самом Святом Зеноне практически ничего не известно, кроме того, что его не следует путать с его (почти) тёзкой веронским епископом, которому в Вероне посвящена великолепная базилика San Zeno Maggiore, до которой непременно дойдёт черёд. Капелла имеет квадратный план с нишей алтаря и соединена дверями с боковым нефом базилики и двумя помещениями справа и слева; в одном из них ныне расположена церковная лавка, а в другом, иных дверей не имеющем и совсем небольшом, хранится главная реликвия базилики - фрагмент мраморного столба, по преданию, того самого, у которого подвергся бичеванию Христос.
Начнём с весьма необычных мозаик над входом в капеллу.
Эти мозаики представляют собою, если можно так выразиться, единственную в своём роде "портретную галерею" IX в.; ближайший приходящий мне в голову аналог (по смыслу, а не по исполнению) - знаменитые Apostolado Эль Греко. По сторонам полукруглого окошка мы видим два ряда медальонов с лицами; наружний ряд - Христос и двенадцать апостолов, внутренний - Богоматерь с Младенцем, два каких-то святых мужа и восемь святых жён. Каждое лицо, при том, что ни о каком "портретном сходстве" невозможно даже помыслить, выполнено с явным вниманием к индивидуальным чертам. Мы можем лишь предполагать, каких конкретных людей или какие "типы" своих современников и современниц изобразили таким образом безвестные авторы мозаик. Мы видим лица разной формы, разного возраста, бородачей и безбородых, седых и брюнетов, улыбку и сдержанную суровость, носы длинные и короткие и т.д. и т.п.
Убелённые сединами брадатые старцы в верхних углах - пророки Моисей и Илия.
В нижней части - добавленные в XIX в. мозаичные портреты Папы Пасхалия I и его преемника Евгения II.
При несколько более ярком свете.
Дамы, все в богатых одеждах и украшениях, несколько менее индивидуализированы, но всё равно при пристальном взгляде можно увидеть различия в лицах.
Войдём наконец в капеллу. Вот она при естественном освещении, т.е. в полумраке. Даже так лик Христа на куполе, поддерживаемый четырьмя ангелами в полный рост и окружённый сценами с фигурами святых, производит колоссальное впечатление.
У входа в капеллу стоит автомат, который за один евро дарует четыре минуты яркого света и ещё более ярких впечатлений, стоящих, пожалуй, билета в Рим.
Иконографическая программа капеллы - Христос-Вседержитель в раю, прославляемый святыми.
Нельзя не заметить, что лик Христа на куполе несколько отличается от Его изображения на внешней стене капеллы.
Иоанн Богослов с Евангелием и апостолы Андрей и Иаков Младший со свитками, под ними в арке Христос с двумя святыми.
Святые Агнеса, Пуденциана и Пракседа с венцами в руках.
Выложенное мозаиками глухое окошко-ниша.
В нише - Агнец на горе с четырьмя оленями, пьющими из стекающих с горы рек, под ними - изображения четырёх женщин (Девы Марии, Св. Пракседы, Св. Пуденцианы и Феодоры - матери Пасхалия, с квадратным нимбом, означающим, что она в момент изображения была жива, и несколько загадочной надписью episcopa).
Сбоку на своде - нисхождение Христа в Ад. От Христа, избражённого в триумфальной голубой мандорле, исходят лучи света, перед Ним - Адам и Ева (в трогательном капюшоне), из-за Его плеча выглядывает ангел, а позади вроде бы закованная побеждённая Смерть.
Украшения на своде ниши.
Свод другой ниши украшают изображения животных и птиц Райского сада.
Над входом в капеллу изображение трона и указующих на него апостолов Петра и Павла.
Ангелы, поддерживающие лик Христа.
Дева Мария.
Иоанн Креститель.
Ещё мозаичный узор.
В алтарной нише - более позднее (XIII в.) изображение Богоматери с Младенцем в окружении всё тех же Пракседы и Пуденцианы. Разительное отличие стиля этих мозаик от более ранних видно и без искусствоведческой подготовки; они хороши, безусловно, но где та несколько наивная и радостная непосредственность, что так и сияет от изображений IX века?..
Тот самый столб.
Вид на капеллу "от стоба".
Посмотрим опять на купол.
Всё. Надеюсь, вам понравилось, и что, оказавшись паче чаяния в Риме, вы эту чудесную базилику не пропустите :-)