Roma: Santa Prassede (1)

Jan 31, 2016 03:01



В качестве второго и всё-таки последнего акта несдержанности помещаю здесь фотографии базилики Св. Пракседы (Santa Prassede), о которой я узнал благодаря многоуважаемой mrs_mcwinkie и которая стала любимейшим моим местом в Риме. Как наглядная иллюстрация принципа не судить по одёжке, за изображённым на верхней фотографии неприметным и даже несколько невзрачным внешним обликом скрывается одна из прекраснейших церквей Рима с единственным в своём роде и опять же лучшим в этом городе циклом древних мозаик.
Дальнейшее изложение основано на весьма подробной и квалифицированной статье в русскоязычной Википедии и на купленной в базилике книжечке некоей Паолы Галлио (той же самой, на которую опирается статья).

Церковь находится буквально за углом от одной из главных достопримечательностей Рима - папской базилики Santa Maria Maggiore, где всегда полно туристов, бóльшая часть которых, как и я до недавнего времени, и не подозревает, что совсем близко есть нечто ещё лучшее. Судя по облику тех, кого я видел в Santa Prassede, случайные люди туда почти не заходят - лишь те, кто знает, куда и зачем пришли. Оно и хорошо. Тем не менее, в Средние Века Sta Prassede была одной из важнейших церквей Рима, в которой проводили службу папы, чем и объясняется богатство её внутреннего убранства.
Базилика посвящена Пракседе, святой первых веков христианства, почитаемой вместе с её младшей сестрой Пуденцианой, базилика в честь которой находится неподалёку. Нынешнее здание было построено при папе Пасхалии I в начале IX в., когда на волне так назывемого каролингского возрождения в Риме было возведено, перестроено или украшено множество храмов. Как и остальные римские храмы, в последующее тысячелетие базилика многократно подвергалась переделкам и заново украшалась, так что современный её вид не менее эклектичен, чем у той же Santa Maria Maggiore. Тем не менее, Sta Prassede уникальна своим внутренним убранством, причём не только благодаря самому ценному - сохранившимся, к счастью, почти нетронутыми мозаикам IX в. (википедия приписывет их византийским монахам, бежавшим от иконоборчества), - но и в основном сдержанной эстетической программе позднейших украшений.

Вход в церковь через боковую дверь (главного фасада церкви я вообще не видел). Светлый боковой неф безо всяких украшений.



Капелла Распятия справа от входа с собранием всяких древних фрагментов.





Гробница кардинала Анкьера (конец XIII в.)



Общий вид широкого центрального нефа с арками, поддерживающими деревянный потолок и позднейшими фресками в спокойных тонах. Массивные пилоны, поддерживающие арки, перемежаются тонкими колоннами, по-видимому, очень древними.



Красивый пол в стиле неокосмати (начало XX в., но выглядит как средневековый).





Стены центрального нефа с фресками. Особенно хороши изящные фигуры ангелов с орудиями страстей Христовых в руках, на них мы потом посмотрим отдельно. Широкие окна были прорублены в XVI в. вместо более древних. Между колоннами в боковом нефе видно главное сокровище базилики - капелла Святого Зенона, о которой речь пойдёт отдельно.





Кусок потолка - без обычного для Рима тяжеловесного золота.



Вид в сторону алтарной части с великолепными мозаиками.



Несколько ближе. Мозаики апсиды, как и в большинстве других церквей, частично закрывает безвкусный барочный алтарь.





Мозаики пресбитерия построены вокруг начала Откровения и демонстрируют славу Христа и святых дев Пракседы и Пуденцианы, равно как и устроившего всё это великолепие Папы Пасхалия.



Апсида. В центре Христос, над ним в облаках рука Бога-Отца. По правую руку от Него апостол Павел со святой Пракседой, по левую - апостол Пётр со святой Пуденцианой, а по краям - папа Пасхалий I с квадратным нимбом, обозначающим прижизненное изображение, и неидентифицированный святой дьякон. Под ногами Христа - река Иордан.



По нижней окружности апсиды, как принято, агнцы, символизирующие апостолов, и Иерусалим.





Папа Пасхалий держит в руках саму базилику.



Мозаики арки апсиды с апокалиптическими образами закланного Агнца, ангелов и животных, символизирующих евангелистов. Ниже по бокам - фигуры двадцати четырёх старцев с венцами в руках.













Особенно интересны мозаики триумфальной арки. Посредине - небесный Иерусалим, в центре его - Христос с двумя ангелами, по правую руку от Него Дева Мария с Иоанном Крестителем и шесть апостолов, по левую - святая Пракседа с оставшимися апостолами. В том же ряду, что и Христос стоят прокок Моисей с Законом в руках (справа) и пророк Илия с ангелом. В центре обода арки, украшенного растительным орнаментом, - монограмма Папы Пасхалия.





По бокам от небесного Иерусалима - охраняющие его ангелы и множество праведников обоего пола в разноцветных одеждах с дарами в руках. Стоит обратить внимание на зелёную траву с красными цветами на золотых стеблях и на синее небо с белыми и золотыми облаками.





В нижнем регистре арки изображены две многочисленные группы мужчин в белых одеждах с венцами и пальмовыми ветвями в руках; к сожалению, эти мозаики были частично уничтожены при перестройке церкви в XVI в., инициированной видным деятелем контрреформации кардиналом и будущим святым Карло Борромео. Хорошо видно, с каким искусством и вниманием к индивидуальным чертам изображены лица представителей этой "массовки", и как безжалостно грубо сюда вторглась ренессансная дверь на балкон.







Между триумфальной аркой и апсидой притаился орган.



Отвлечёмся от мозаик перед тем, как обратиться к ещё более потрясающим. В капелле Святого Причастия модернистские фрески ХХ века. Вознесение Богоматери:



Купол с аллегориями добродетели и благотворительности.





Гробница кардинала Четиви (Coetivi), конец XV в., в капелле, где теперь находится церковная лавка.



Ренессансные и барочные гробницы.





Ещё фрагменты пола.





Какая-то поздняя капелла.



Красивый современный витраж.



Фигуры ангелов на стенах главного нефа.













Дверь в крипту, где хранятся мощи многих раннехристианских мучеников, включая, конечно, Св. Пракседу.



Уродливый главный алтарь.



Позднесредневековое Распятие на одной из колонн.



Средневековые латинские памятные надписи.



Стена, противоположная пресбитерию. Три окна в ней сохраняют древнюю форму с многочисленными перегородками между стёклами.







Продолжение осмотра и, собственно, самое главное - капеллу Святого Зенона с самыми необычными и прекрасными мозаиками во всём Риме, я оставляю на завтра, а в заключение сегодняшнего поста - снова мозаики алтарной части.



Спасибо за внимание.

roma, renaissance, italia, art nouveau, photos, mosaics, barocco

Previous post Next post
Up