Французский Шартр знаменит в первую очередь феноменальным собором, однако и помимо собора в нём есть вполне выдающиеся памятники средневековой церковной архитектуры. Один из них -- церковь бывшего бенедиктинского аббатства Святого Петра, построенная в XIII-первой половине XIV в. (от более старого сооружения сохранилась лишь башня, предположительно построенная ещё до 1000 г.).
Церковь представляет собою довольно обширную трёхнефную базилику без трансепта. Хоры отличаются от нефа чуть более высокими сводами и более узкими окнами.
А вот и древняя башня, на перестройку которой в XIII в. не хватило средств (и может быть, к лучшему, хотя интерьер она скорее портит).
Внутри церковь очень светлая, в отличие от сумрачного собора и несмотря на обилие витражей. Назначение сетки, подвешенной в хоре, мне неизвестно -- возможно, для вящей безопасности.
На западе взгляд упирается в слепую стену башни. Могли бы, в принципе, что-нибудь придумать для гармонизации интерьера, орган, например, туда поместить. Но нет, всё сурово.
Светло в церкви в основном за счёт экономного распределения цветного стекла в больших окнах нефа. Чёрные полосы на стёклах -- тени от аркбутанов снаружи.
Боковой неф.
Пол, украшенный узорчатыми плитами
и бликами от витражей.
А вот и довольно сиротливый орган.
В церкви имеются позднесредневековые статуи:
Разумеется, резные капители и замки сводов:
И даже остатки росписей на сводах:
Однако самое замечательное здесь -- витражи, по большей части начала XIV в., отличающиеся от таковых собора стилем и цветовой гаммой. Более поздние витражи используют гораздо более светлые цвета (жёлтый, светло-зелёный, золотой, вместо характерных для XII и первой половины XIII в. красного и синего), что позволило добиться большей освещённости церквей.
Окно в боковом нефе.
Верхние окна центрального нефа: фигуры святых на светлом фоне; витраж использует минимум тёмных цветов.
Снова боковой неф.
Фрагменты крупным планом:
Витраж со сценами из жития Святых Петра и Павла (ок. 1300-1315) в центральном нефе.
К тому же времени относится окно со сценами из жития Богоматери.
Витраж без фигур.
Современный витраж, очень симпатичный (Святая Солина).
Абсида. Здесь более тёмные витражи третьей четверти XIII в.