ТЛК: новые буквы о главном

Dec 04, 2012 00:06

В Южноуральске не выпускают аналог журнала Time, нет у нас своих традиций составления «топовых» списков всего и вся - соответственно, в Южноуральске не проводят рейтинги событий, определяя наиболее значимые, важные и знаковые.
Но если бы такой список самых значимых и объективно влияющих на будущее города событий составлялся сейчас, в декабре. Я бы без колебаний и раздумий назвал «топ-тройку». И на первом месте - тоже без малейших раздумий и сомнений - я бы поставил теперь уже окончательное решение международного консорциума инвесторов о строительстве на территории Южноуральского городского округа и Увельского муниципального района многофункционального транспортного логистического комплекса (ТЛК), который станет оператором грузопотоков из Китая в Западную Европу и обратно, перемещающихся железнодорожным и автомобильным транспортом по территории России в рамках проекта «Новый шелковый путь», одобренного на недавней конференции глав государства стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
В своей уютной уже не раз писал о проекте и участии муниципалитета в его продвижении и реализации http://petrakov-ac.livejournal.com/58144.html и о некоторых мифах и домыслах, иногда откровенной лжи вокруг него http://petrakov-ac.livejournal.com/58547.html. Что касается визуальной информации, то отличную и вполне понятную презентацию проекта в свое время разместил в своем блоге Александр aap-ekb Полозов не последний блоггер «на деревне» один из наиболее влиятельных и информированных игроков идеологической части команды губернатор Михаила Юревича http://aap-ekb.livejournal.com/114202.html.
Тем не менее, проект все больше приковывает внимание, о нем все больше говорят, обсуждают. И, если честно, это здорово. Ведь анализируя проект ТЛК горожане, экспертное сообщество, журналисты, просто заинтересованные пользователи Сети обсуждают будущее Южноуральска даже не на годы, на десятилетия вперед.
Но так ли важен и действительно значим он для города? Что изменит и изменит ли он хоть что-то в жизни тихого и, что таить греха, все больше стагнирующего, погружающегося в дрему Южноуральска? Есть ли у проекта минусы и каковы они на мой взгляд, как управленца и горожанина?
Все чаще приходится высказываться на эту тему, поэтому решил для себя: пора постараться максимально полно (не слишком, однако, растекаясь мыслью по древу) ответить на эти вопросы тем, кому ответы интересны вообще.
Так что же принесет реализация проекта городу и каждому из нас.
В первую очередь, налоги. Реализуемый формат проекта таков, что его регистрация на территории Южноуральска выглядит более чем реальной (и мэрия прилагает без преувеличения все, что в ее силах, чтобы так и было на самом деле).
Это логично и это принесет отнюдь не богатому бюджету Южноуральска отчисления по земельному налогу и налог на доходы работников будущей компании. Пока сложно говорить о точных суммах, но они не будут меньшими чем десятки миллионов рублей. Отнюдь не лишние средства для муниципалитета, который считает каждый рубль на реализацию целевых программ.
Рабочие места. После окончательного ввода в эксплуатацию трех очередей проекта - пока мы говорим только и непосредственно о логистическом комплексе - он даст не менее 1,5-2 тысяч новых рабочих мест. Недавно один мой собеседник - к слову, неглупый человек, с определенным и немалым жизненным опытом - резонно вроде бы заметил, что ни в Южноуральске, ни в Увельском районе, ни даже во всех близлежащих муниципалитетах не наберется достаточно специалистов для подобного проекта. Что горожане «обречены» работать младшим персоналом и на вторых ролях. Что высококлассных специалистов в области логистики, международного права, работы с клиентами ТЛК… придется «импортировать», может быть, из Москвы и Питера.
Согласен, в момент открытия ТЛК все так и будет. Строительство даже Южноуральской ГРЭС-2 (несравнимого по масштабам и сложности с логистическим центром международного уровня) выявило: трудовой рынок Южноуральска за 25 лет построения города «магазинска» на месте «города инженеров и энергетиков» попросту деградировал. Южноуральцы на трудовом рынке обладают амбициями, которые нечем подкрепить.
Эту ситуацию могут исправить три вещи: конкуренция, вызов и возможности. Приезда в город сотен специалистов высокого класса создаст в Южноуральске ту конкурентную среду, которой не было со времен распада СССР и в первые годы станет тяжелым уроком для местного населения.
Многие увидят свой реальный уровень и «потолок».
Но одновременно возникнет растущий спрос на совершенно новые профессии и новые сферы рынка труда, которых в городе просто никогда не существовало: логистика, право, проект-менеджмент, сервис в сфере услуг…
«Понаехавшие» профи не смогут - да и не будут - работать вечно. С годами на их место придут молодые южноуральцы, у которых будет реальный стимул не уезжать из города и будет столь же реальный стимул получать престижное по качеству и уровню образование, трудоустраиваться в ТЛК и реализовывать себя здесь, на малой родине.
Так бывает везде, когда экстенсивный рост экономики сменяется взрывным и интенсивным. Так будет и в Южноуральске.
Разумеется, будут сломанные судьбы, разбившиеся надежды и амбиции. Но будут яркие успехи и чей-то прекрасный карьерный взлет. Для тех, кому сейчас по 12-16 лет ТЛК может стать - и наверняка станет! - путевкой в жизнь и профессию.
А для города с населением менее 40 тысяч человек обретение на рынке труда нескольких сотен, со временем, не менее тысячи высококвалифицированных специалистов само по себе уникальное «окно возможностей» и шанс на экономический прорыв.
Плюс третий. Инфраструктура. Дело даже не в том, что строительство ТЛК автоматически влечет за собой кардинальную реконструкцию и расширение федеральной трассы М-35 на отрезке Челябинск - Троицк. И не в неизбежных «остаточных» вливаниях средств из областного дорожного фонда в развитие внутригородской дорожной сети.
Речь о другой инфраструктуре. Все последние 5-7 лет город медленно смещается в сторону нового центра, нового «ядра». Деловая активность, активное жилищное строительство ведутся в районе той самой федеральной трассы, которая через 3-4 года будет артерией, «дорогой жизни» для логистического комплекса. Вокруг этого мощного транспортного потока возникнет своя инфраструктура - мотели и гостиницы, АЗС, автосервис, бары, развлекательные центры, кафешки… Сейчас сложно сказать, сколько точно будет этих «непрофильных» рабочих мест, но в ходе переговоров на предварительной стадии одним из представителей германской компании (будущего генподрядчика строительства и проектирования ТЛК) было озвучено, основываясь на их более чем солидном опыте работы в Европе: 1 рабочее место на ТЛК создаст минимум 2 рабочих места в сфере сервиса и услуг - в той самой инфраструктуре. Считайте.
Теперь о «минусах». Точнее, часть горожан наверняка сочтет это большим или меньшим минусом проекта.
Приоткрою небольшой секрет и отчасти выложу инсайд (надеюсь, меня за это не уволят с позором из муниципалитета города Ю.:)). Уже без участия властей Южноуральска, в переговорах с инвесторами команда губернатора на правительственном уровне смогла убедить их внести «маленькую поправку» в концепцию и стратегию долгосрочной реализации проекта.
Если первоначально они, инвесторы, видели ТЛК только оператором, то теперь по плану вокруг проекта будет создан промышленный и технопарк также международного уровня.
Что это означает на практике? Есть товары, грузы, которые выгоднее - а бывает что и никак иначе нельзя - доставить из конца в конец континента. Но в ряде случаев с точки зрения бизнес-модели грузоотправителю выгодно построить производственные помещения недалеко от ЛТК и отгружать продукцию, что называется, с колес, используя для хранения ее все те же складские мощности логистического комплекса.
Именно так и будет реализовываться проект.
Иными словами рядом с ТЛК возникнут производственные мощности, своя, несравнимая с нынешней городской, промышленная зона на десятки, с годами, десятилетиями, вполне возможно, на сотни гектар.
И это не фантазия, не утопия или сказка. Уже на стадии подготовки к строительству и начала строительных работ достаточно успешно идут переговоры как с азиатскими, так и с европейскими партнерами на предмет участия в формировании промпарка. Есть интерес и со стороны промышленных предприятий региона к идее «присоседится» к ТЛК.
Сегодня сложно сказать, каков будет конечный эффект в налоговых поступлениях, рабочих местах и т.д. Он очевиден в главном. Без особого риска спрогнозирую - максимум через 25-30 лет Южноуральск станет той самой межмуниципальной производственной и деловой агломерацией (то есть свяжет в единый узел экономики ближайших городов и районов), о жизненной необходимости которой говорил на своей первой поствыборной пресс-конференции Евгений Соболев, глава муниципалитета.
Это будет другой город, с другим уровнем жизни, численностью населения и структурой экономики. Своего рода узел на стыке грозных процессов трансформации городов в регионе.
Все тот же более чем информированный Александр aap-ekb Полозов не даст соврать в разы больше меня мог бы рассказать о том, как медленно на юге формирует магнитогорская агломерация и немного быстрей в центре формируется челябинская агломерация. Два мегаполиса, словно воронки, неумолимо втягивают в себя потенциал и ресурсы соседних территорий и растут во многом за их счет. Это жизнь и она жестока. А мы - мы, Южноуральск, на самом стыке двух этих зон.
И выбор у нас прост: либо нас высосут и раздавят, либо мы рванем вперед и вверх и без боязни будем создавать свою зону агломерации, расти за счет соседей и выживать, помогая выжить и преуспеть и им.
ТЛК - шанс для нас. Вероятно единственный. Упустить его - значит, вполне возможно, проиграть битву за будущее Южноуральска. Выиграть - означает выйти из спячки, избавиться от ненужных и ничем не подкрепленных уже много лет амбиций и обрести амбиции реальные.
Когда-то, полвека назад, Южноуральская ГРЭС «убила» тихий поселок и превратила его в энергичный юный городок. Сегодня ТЛК тоже самое сделает с «уютным сонным Южноуральском». Нравится нам с вами это или нет.
У нас нет иного пути. Точнее - инвесторы выбрали путь за нас, а нам остается лишь не упустить свой шанс, свой билет в будущее.
Оно не будет безоблачным. В центре Урала все более активно пробуждается процесс формирования мега-агломерации: Челябург (или Екачел)… Челябинск и Екатеринбург в ближайшие десятилетия, скорее всего, станут единой системой - экономической, транспортной и социальной.
И для нашего города это будет означать новые опасности и новые возможности. Решать которые предстоит уже нашим детям и внукам.
Международный логистический комплекс здесь, на нашей земле - первый шаг в это еще толком непонятное и такое чужое сейчас многим из нас будущее. Но без этого шага не будет других. Я делаю этот шаг легко и не оглядываясь назад. Потому что свой город я люблю больше, чем его прошлое. Прошлое важно помнить, но с ним нужно уметь расставаться.
Наверное, это и будет главный урок, которые преподаст всем южноуральцам этот амбициозный проект, сегодня лишь начинающий воплощаться в реальность.

тлк, экономика, агломерация, южноуральск, политика, урбанистика, муниципалитет, анализ, мысли

Previous post Next post
Up