«Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не вполне уверен». Эту известную фразу Альберта Эйнштейна вчера сполна подтвердили авторы очередной реформы местного самоуправления в здании на Цвиллинга, 27.
Вот что написали вчера по теме на сайте информагентства Ura.Ru:
«Законопроект, отменяющий прямые выборы мэров городских округов Челябинской области готов и внесен в региональный парламент. Демократия, когда главу избирают всенародно, сохранится только в районах». Формально об изменениях попросили сами муниципалы. Так теперь объясняют самим местным элитам и главам, сотрудникам МСУ. В реальности реформу скропали в нескольких кабинетах на Цвиллинга, 27 и стараются продавить по телам глав, местных политических и деловых элит, вопреки воле большей части жителей городов, желающих самим выбирать себе мэра.
Понимая, например, что публичные слушания, тем более рассмотрение настоятельных «рекомендаций» в муниципальных представительных органах - смертельный риск получить уже открытое противостояние с заранее предсказуемым поражением, решили «принять закон» сами.
На практике и в законченном виде это должно будет выглядеть так. В 16 городских округах будут выбирать только депутатов представительного органа. Главу городского округа будут избирать депутаты - он же станет спикером местного парламента. А главу администрации назначать по контракту сроком на один год с правом продления.
При этом конкурсная комиссия будет формироваться напополам из депутатов и неких «представителей губернатора». И хотя претенденты на должность сити-менеджера будут заявлять свои кандидатуры в неё, определять победителя будет не комиссия, а... глава региона, который будет произвольно вносить одну из кандидатур на рассмотрение депутатов местного парламента. Отказать они не смогут. Как сознательно не прописывается и процедура отзыва сити-менеджера. Контракт он заключает сразу на весь срок с губернатором области, а не с городскими властями.
Представьте на минуту логику действий назначенного без реального механизма ответственности руководителя муниципальной администрации, который знает, что срок его полномочий истекает через год и при этом он не несёт юридической ответственности за свои действия перед местными властями и населением. Только перед губернатором и «подмаслившими» его кандидатуру лоббистами - региональными чиновниками или местечковыми ФПГ.
Как такие сити-менеджеры будут работать? Только на себя и заказчика (и системного работодателя), причём, оторвано и плевав на отдалённые более чем на год последствия.
При этом избирателям м местным элитам немногочисленные и по большей части вынуждено-обязанные защитники реформы ежедневно объясняют: мол, у «бедного» губернатора нет рычагов воздействия на глав - ну никаких совсем. Зато если он сам, лично будет их назначать, такие рычаги появятся.
На самом деле... Возьмём Верхний Уфалей и родной мне Южноуральск. В первом городе общее число перечисляемых областью трансфертов превышает 80% от общего объема всех денег в местной казне. В чуть более «состоятельном» Южноуральске этот показатель ниже: 60-65%.
Эти деньги - само распределение трансфертов по территориям - самый мощный и действенный рычаг давления на любого главу, кроме, пожалуй, «закрытых» городов севера региона. Второй рычаг - постоянное внимание и давление «силовиков». При грамотной координации взаимодействия с прокуратурой, СК, ФСБ, при системном внедрении принципа «одного окна» в муниципалитеты и реальной, не показушной борьбе с коррупцией губернатор может политически и даже буквально уничтожить любого действительно «потерявшего берега» мэра. Но назначать проще, согласен.
Ещё говорят про некий «мобилизационный» сценарий. Странно, однако, что «тренд» этот проявляется только в Челябинской области. В остальных регионах осуществляется управляемая и имитационная во многом (что далеко не всегда есть плохо) демократизация региональной и муниципальной политики.
Федералы, Кремль, понимая, очевидно, наступление сложных в экономическом плане времён, аккуратно и без фанатизма создают некий клапаны для выпуска «пара» - снятия общественного и социального напряжения. И только на Южном Урале их стремительно закрывают и заливают законодательным «бетоном»: чтобы ничто не прорвалось вообще.
Никто так и не дал ответа на риторический, наверное, вопрос: что мешает тому же Дубровскому провести «кастинг» кандидатов в главы через механизмы ЕР или ОНФ за ближайшие месяцы и весной представить на выбор населению список из примерно 30 глав территорий (за вычетом Златоуста, Троицка, Каслей - где выборы проходят в иные сроки, Миасса и городов ЗАТО - там действует иная выборная система, то самое двуглавие). Уверен, в 99% случаев избиратели спокойно поддержали бы такой список.
Всё очевиднее становится, что Челябинская область представляется авторам и сторонникам реформы неким большим предприятием, где губернатор (генеральный директор) единолично устанавливает одинаковые правила игры, раздает на летучках неукоснительно выполняемые ЦУ и единолично назначает и увольняет начальников цехов (глав муниципалитетов). Вот только регион - не ММК. И если люди не поймут этого сами, им в обозримом будущем объяснит сама жизнь.