Главная тема дня вчерашнего и сегодняшнего - штаб Бориса Дубровского нашел себе «врага» - нет, это не острые областные проблемы. И это не мешающие реализовать «Стратегию им. Суркова-2020» темные и зловещие силы - масоны, например. Не олигархи. И тем более не соперники по предвыборному плебисциту.
Это главы. Руководители органов местного самоуправления Челябинской области.
Вчера два ведущих интернет-медиа региона сообщили об итогах нового соцопроса по рейтингу доверия главам МСУ и сделанных из него выводах. С оригиналами и комментариями благодарных избирателей можно ознакомится по ссылке:
http://ura.ru/content/chel/16-07-2014/news/1052185430.htmlВыводы такие. Шестеро глав «недорабатывают» ввиду самого низкого рейтинга. Это не беда, что «пофамильный» список глав-«двоечников» не совсем и не буквально совпал с приведенными табличными данными. Главное ведь в Системе что? Правильно - найти «шестерку» и определить виноватых.
Еще про 20 территорий было отмечено: «В администрации губернатора Челябинской области прорабатывается вопрос о возобновлении практики по направлению спецпредставителей главы региона в самые проблемные муниципалитеты. Таких полпредов будут отправлять только в те города и районы, где есть серьезная угроза жизнедеятельности»
http://ura.ru/content/chel/16-07-2014/news/1052185400.html, в другом сетевом медиа конкретизировали (для тех, кто в танке): «Команда главы Челябинской области Бориса Дубровского начала подготовку к муниципальным выборам, которые пройдут в следующем году в 80% районов и городов Южного Урала. Как сообщил Znak.com источник в администрации региона, власти Южного Урала намерены сформировать свой пул кандидатов в главы - Дубровский заинтересован в том, чтобы мэры работали эффективно, а сейчас рейтинги показывают обратное».
http://www.znak.com/chel/news/2014-07-16/1025407.htmlПравда, 80% территорий - это не 20 муниципалитетов, а чуть больше. Но не будем мелочиться. В общем, раз «сверху» сказали ДВАДЦАТЬ. Будем про 20 и говорить. То есть, будем гипотетически предполагать, что 20 муниципалитетов составляют 80% от их общего числа (из 36) от общего числа городских районов и муниципальных районов в Челябинской области.
Входят ли первые 6 территорий в число «вторых» 20 - не знаю. А додумывать не хочу. Те, кто в Системе «думают», не очень любят, когда за ними потом «додумывать» начинают.
Приведенная выше информация - а опираюсь я лишь на данные из открытых источников, говорит о том, что штаб врио губернатора рассматривает, скорее всего, три возможных варианта развития событий. Я не гадалка, чтобы уверенно ванговать как иные автору бложиков, какой из них будет реализован в конечном счете, так что попробую привести все, а исходить буду из худшего для всех (мэров, Дубровского и отдельно большой толпы народа, обычно именуемой «электоратом») - то есть №3.
Потому что из лучшего исходят только в бизнесе. А в политике - всегда из худшего.
№1. «Подавить» глав городов и районов виртуально. Погрозить пальчиком в СМИ всем. Персонально выделив шестерых. В эти территории смотаться перед выборами с жутким разносом, но без последствий. Задача здесь просто показать в информационном поле, что есть плохие «бояре», хороший Дубровский и он изо всех сил «давит». Не переходя при этом грани разумного и не переходя к конкретике. Искренне надеюсь, именно этот вариант и реализуют.
№2. Примерно с 10-15 августа и вплоть до последней агитационной недели Борис Дубровский совершает стремительные выезды в шесть территорий «с оружием, конными и пешими, со всею дружиной».
Указанные шесть территорий не обязательно будут совпадать с озвученными на Znak.com и Ura.Ru. Тут, подозреваю, как карта аппаратная ляжет. Но не суть. В каждой врио губернатора устроит публичный разнос и публично же предложит руководству города уволиться по «собственному» желанию.
Ставка в этом случае будет сделана на то, что все шестеро такую бумагу напишут.
Цель и профит понятны. Мощная информационная повестка, вброшенная в ширнармассы как раз когда те начинают возвращаться с полей-огородов и отпусков (и становятся аудиторией медиа) должна будет встряхнуть «электорат» и показать, что Дубровский «плохих» глав хотя бы «давить» умеет.
При этом до выборов останется примерно 3-4 недели чистого агитационного времени (да и поедет Дубровский по городам и весям не во все, сразу и не в один день) и тему казней муниципальных можно будет «вещать» вплоть до открытия избирательных участков.
Задача понятна. Максимизировать явку. Но не всю, а «железно» притащить на выборы сторонников Дубровского. При этом при, например, при ожидаемых 35-45% явки можно и 50% и 60% и даже 70% получить. То есть на «легитимность» в этом случае махнут рукой и работать будут только на размывание протестников.
№3. Самый ИМХО вероятный. Никто никого до выборов снимать не будет. Глав будут лишь активно прессовать в информационном поле, а «оргвыводы» последуют после голосования. При этом предлагать «устать и уйти» будут не самым непопулярным и не мэрам наиболее проблемных территорий, а тем и там, где будет наиболее низкий процент.
Хотя, понятно, «городу и миру» сообщат как раз о низких рейтингах и «сложной социально-экономической обстановке на территории», о невыполнении поручений главы региона и т.д. и т.п.
ОДНАКО при этом в территории зашлют тех самых 20 «спецпредставителей». Которых провозгласят открыто «списком Дубровского» и будут тащить на ближайшие выборы. А там уж как фишка в избиркоме ляжет.
Теперь буквы и мысли.
Причина нынешних телодвижений штаба Дубровского понятна и ясна. Выборы с самого начала не задались. Не знаю, вина ли это штаба, или такие были вводные клиента, полпредства, Москвы, «вашингтонского обкома», галактического центра...
Факт остается фактом. Поле зачищено до неприличия. Избирателю неинтересны эти выборы. А значит, неинтересен и сам кандидат. Хуже того. Его образ, действия в информационном поле не соответствуют реальным запросам тех, кто пойдет 14 сентября на избирательные участки.
Это вообще болезнь современных пиарщиков, политологов, политтехнологов... они искренне верят, что могут и умеют убедить людей в том, что им надо вот это, а не «вон то». Отсюда и появляются «стратегии...». Просто провести фокус-группу, почитать форумы, банально встретиться с людьми поговорить, видимо, неинтересно.
Интереснее с важным видом «щелкнуть пальцами» перед клиентом, вынуть «стратегию...» и сказать: сейчас будет «магия». Иногда она и правда наступает. Но не потому что «технология» работает. А потому что технолог и иксперды случайно иногда попадают в «яблочко». Но уповать, что высыпанные сверху на асфальт буквы с первого раза сами собой сложатся в начальные главы «Ромео и Джульетты»...
А интрига нужна. Нет, уже не интрига даже, а просто чтобы кандидат не был скучен и незаметен. И раз нет оппонентов, в ход идут «точки» давления. Давить министров и аппарат несподручно - с ними работать еще. Олигархов - опасно для той же политической и социально-экономической стабильности в регионе.
Остаются люди с особой муниципальной судьбой. Они маленькие, «крыши» своей и ресурса чтобы защищаться как правило у них нет. А поскольку перед населением именно они отвечают «за все» пресловутому «электорату» их точно не будет жалко, даже наоборот.
И вроде бы все гладко и так. Да не так.
Знаете, в чем состоит работа губернатора? Управлять регионом - субъектом РФ. Не МУНИЦИПАЛИТЕТАМИ, которые входят в его состав. Для этого есть - ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИЙ. Я специально пишу капслоком, на случай, если штабники врио губернатора не знают об этом. Так вот: они, главы, нанимаются населением на выборах раз в 5 лет выполнять эту работу - за мусорками и ЖКХ приглядывать, деньги бюджетные с протянутой шапкой по министерствам и ведомствам унижаться и выпрашивать и всегда и за все быть виноватым - за свое и за чужое. Работа у них такая - мэрзская.
Если они не справляются, НАРОД, живущий на территории, меняет их и выбирает себе нового мэра. И так каждые пять лет. Я не знаю, возможно, в г. Камызяке, Астраханской области все обстоит как-то по-другому. Но у нас, в краю суровых челябинских мужиков, оно повелось как-то вот так.
Так вот. Когда губернатор начинает оценивать работу глав ЗА их избирателей, а потом пытаться «увольнять» их, «ставить» своих, то он выполняет не свою, а чужую работу. А так как в сутках всего 24 часа, то чтобы выкроить время на выполнение не своей работы, губернатор должен не сделать что-то «свое». То есть где-то недоглядит за областью.
Во-вторых, до выборов в органы местного самоуправления остался примерно год. То есть через год главы тех муниципалитетов, антирейтинг которых превышает 70, а то и 75% просто уйдут сами. Их не выберут. Чтобы там кто не думал, но в «среднем по квартире» жители городов и районов не дураки. А в городах-мегаполисах и в ЗАТО так вообще... Не стоит считать людей за клинических идиотов и полагать, что обмануть их можно заведомо больше одного раза.
Многие нынешние неэффективные (без кавычек) главы сами откажутся от борьбы вообще, кто-то проиграет новичкам. Это жизнь. И смысл увольнять их сейчас только за то, что у них такой вот антирейтинг или губернатор получил у них на территориях на выборах меньше, чем «в среднем по квартире»?!
Я понимаю когда - не приведи боже - трагедия, ЧП, страшная коммунальная авария, социальные беспорядки... Таких, действительно серьезных ситуаций немного, по пальцам руки. И мэры, кстати, сами знают об этом и, поверьте, большинство все сделают, чтобы не допустить. Хотя бы потому что одной отставкой при таком повороте не обделаешься.
Но снимать «Пупкина» за что, что в его районе «Сам» получил на три процента меньше, чем у «Козлодоева»?! Тем более за то, что у «Пупкина» рейтинг совсем упал, а у соседа «Козлодоева» благодаря информационной виагре и отсутствию оппонентов все еще чуть держится?!
Далее. Как вообще собираются «увольнять» глав муниципалитетов? Можно, допустим, убедить человека «уйти по-хорошему», если возглавляемая им территория предельно зависима в финансовом плане и не «бунташна» по духу.
А если нет... Что тогда.
При Михаиле Юревиче попытка по-своему «разрулить» в Златоусте и в Миассе, определив в ручном режиме, как и где кому сидеть - привела к затяжному и глубокому кризису в этих городах, отбросила их окончательно в яму, из которой те будут теперь выбираться десятки лет. Более того, именно в Миассе «электоральная машина» экс-губернатора (чьи медийные и человеческие ресурсы, к слову, несопоставимы с нынешним Цвиллинга) вынуждена была спешно и на глазах у всей области отступать, причем, дважды.
Повторюсь, это не самые сильные в регионе муниципалитеты и на них есть серьезные рычаги «давления» и воздействия.
Урок тогда не пошел впрок. И всего через год команда МВЮ совершает самоубийственную атаку на одно из ЗАТО.
И все равно - предвижу возражения - за исключением Челябинска, Магнитогорска, «закрытых» городов, Миасса и Златоуста, остальные территории «управляемы».
Верно, но смотря как и кем. Вторая часть информационного «вброса» - 20 спецпредставителей. Идея, повторюсь, понятна и лежит на поверхности. А теперь на секунду закроем глаза и представим, что светлые магнитогорско-астраханские мечты осуществились и вот они - двадцать «ронинов Дубровского» выезжают на территории. Где все и каждый: население, элиты, действующий глава прекрасно понимают - это кандидаты на пост градоначальников и «вождей» сельских районов.
20 «ронинов Дубровского». Это 20 муниципалитетов. Это 20 выборов и 20 схваток за власть. Это 20 горячих точек, где регионалы будут «насмерть» рубиться буквально со всеми почти весть следующий год.
Почему? Да потому что там есть свои претенденты на власть. Маленькие «кланы», свои местечковые ФПГ, деревенские олигархи... Они годами готовились, собирали деньги, выстраивали союзы, вынашивали планы, а тут приезжает этот «спецронин»... Да, мягко выражаясь... в «избиркоме» они видали и самого «представителя», и пославшего его большого начальника из Челябинска.
Можно, разумеется, назначить «спецпредставителей» из местных. По принципу - кто утром встал, того и тапки. Но это значит добровольно втягиваться в локальные элитные конфликты, дрязги, выбирая одну из сторон. И кто будит судить, что вот эта сторона «правая», а та «виновата»? Сандаков? Дубровский? Александр Сергеевич Пушкин?..
А если ситуевина изменится и сторону придется менять?! Или так: из 20 «ронинов» выборы выиграет только половина, как выстраивать отношения с главами, которые шли по сути против «команды Дубровского»? Воевать по новой - новый спецпредставитель, опять ломать через колено территорию, элиты и новое голосование (теперь уже протестное и против «ронина», и против пославшего его специалиста по давлению) и еще один виток спирали вникуда.
А если договариваться с «чужими» главами после выборов, зачем тогда все эти спецпредставители нужны? Чтобы бЫло?! Война ради войны и интриги ради интриг?!
Ни при Сумине, ни при Юревиче «Область» не могла позволить себе более двух муниципальных конфликтов одновременно. Если их становилось больше - ситуация быстро уходила в разнос.
Два и двадцать. Почувствуйте разницу.
И еще один важный момент. Назначая «своего» человека по сути только контролировать бюджетные потоки, Борис Дубровский в глазах населения и местных элит возьмет на себя всю полноту ответственности за ситуацию в таком городе или районе. За каждую дорогу, где весной сойдет «асфалт», за каждую неубранную мусорку, за каждое коммунальное ЧП или даже за внезапное большое половодье... Он и его команда реально готовы отвечать в двадцати территориях за ВСЕ?!
Кроме того, где гарантия, что главы муниципалитетов «от Дубровского» окажутся более эффективны, чем мэры «от народа»? И если Борис Дубровский поддержит некий «список» из спец и прочих представителей на местных выборах в 2015 году, будет ли он готов в дальнейшем нести всю полноту ответственности за каждый их успех и неудачу - кроме логичной в такой ситуации персональной ответственности за ситуацию непосредственно муниципальном образовании?
Вот поэтому я искренне надеюсь, что авантюра с 20 «ронинами Дубровского» так и останется знойной южноуральской экзотикой на бумаге. Как и идея войны с главами. Не нужна она ни региону, ни муниципалитетам, да и предвыборную кампанию она не вытащит.
Нельзя вести себя с главами как директор ММК с начальниками цехов. Они такие же политбойцы. Только денег у них нет, а вот полномочий и ответственности перед земляками, областью, Федерацией... сомневаюсь, чтобы хоть кто-то из нынешних руководителей региона согласился сесть в кресло главы Миасса или Златоуста и продемонстрировать управленческий талант.
Уехать работать мэром из областного центра сегодня - это политическая ссылка, опала, зачастую унижение.
Главам надо помогать.
Строить межмуниципальные кластеры и создавать условия для обмена информацией между муниципалитетами (зачастую там только главы ездят «обмениваться опытом», тогда как даже замы сидят в своем окопе и варятся в собственном соку). И не из-за нежелания учиться - нет механизмов такого общения. Кустового, общеобластного, межмуниципального...
Использовать ресурс губернатора и региональной власти для выстраивания общих каналов общения с населением и помогать муниципалам общаться с федеральными органами власти. И главное - помогать им выбивать, выпрашивать деньги на город, район - на его нормальную жизнь и развитие.
И вот только после - судить, «давить», «увольнять»...
Любая критика должна быть позитивной. Критикуешь - предлагай. Поскольку я только что «отнял» идею у кучи заинтересованных в ней кровно лиц, то дарю также безбозмездно (то есть даром) альтернативную.
Если почитать комментарии под приведенными мной во первых строках моего поста статьями и информационными материалами, то можно увидеть на поверхности спасительную для имиджа врио губернатора идею. Которая без зауми и «стратегий» потащит на выборы вдохновленного избирателя минимум в половине территорий.
О ней вам - штабу, Сандакову, Дубровскому пишут и пытаются достучаться до вас многочисленные «немытые» златоустовцы, уфалейцы, кыштымцы, каслинцы, троичане...
Я понимаю, что этим летом вы, регионалы, не сможете «щелкнуть пальцами» и вернуть людям ГВС, а в ряде случаев и хоть какую-нибудь воду. Я не идиот. По крайней мере, не клинический. Мобилизуйте команду, ресурсы, привлеките тех же муниципалов и создайте МЕХАНИЗМ, четкий план действий. Пошаговый. С разумными сроками и ответственными лицами.
С простым и ясным результатом: в 2015 году ГВС и холодная вода должны быть в каждом муниципалитете в необходимых количествах и по разумной цене. Отсутствие горячей, холодной или любой другой воды должно стать уникальным ЧП, а не правилом и общим местом.
Это «удобство цивилизации» власть местная и областная гробили почти четверть века вместе и дружно. Также вместе и дружно придется восстанавливать.
Потом возьмите этот план и в августе-сентябре донесите до каждой квартиры, каждой семьи. Тезисно, просто и по пунктам. Как обязательство будущего губернатора перед избирателями и земляками. Признайте честно, почему в этом году нельзя его реализовать - что вы принимали область, дела, формировали команду. И время было необратимо упущено.
Люди поймут. Они не идиоты.
Только отвечать за этот план вам потом карьерой и репутацией. Его придется выполнить.
И вот тут я с вашими штабниками согласен: «давить» и увольнять куда как легче и проще.
В качестве P.S. Большая просьба не воспринимать этот пост как часть нынешнего блогосрача по поводу работы штаба врио губера. Не потому что он не только о том. Просто у как бывшего, но муниципала, есть четкое понимание со стороны: именно на глав и моих вчерашних коллег пресс-секов взвалили весной в полном объеме и работу, и ответственность за будущий результат. А теперь еще их же заранее, не проиграв предвыборной битвы, уже виноватят.
По законам жанра и правилам Системы они не могут отвечать публично. Что, может, и правильно. Отважился только Андрей Орлов, которому терять просто нечего. Но он также заинтересованное лицо и не может сам себя судить объективно. ИМХО. Вот и решил выступить своего рода адвокатом муниципального «дьявола». Потому что судя по всему больше выступить в защиту людей с особой муниципальной судьбой публично увы некому.