О самопричащении.

Feb 14, 2015 12:01

Хотелось бы обсудить этот вопрос, особенно в свете межсоборной рекомендации РПЦ "Об участии верных в Евхаристии", и зашедшем споре о границах власти священника в духовной жизни или допуска к Чаше верных только после исповеди.

Василия Великого письмо 89 (93). К Кесарии, жене патриция, о приобщении:
Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос ясно говорит: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный (Ин. 6, 54). Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником Жизни не иное что значит, как жить многообразно? Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого. А что нимало не опасно, если кто во время гонений, за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принимать Причастие собственной своею рукою, излишним было бы это и доказывать, потому что долговременный обычай удостоверяет в этом самим делом. Ибо все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня Причастие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и Египте и каждый крещеный мирянин по большей части имеет Причастие у себя в доме и сам собою приобщается когда хочет. Ибо когда иерей единожды совершил и преподал Жертву, принявший ее как всецелую, причащаясь ежедневно, справедливо должен веровать, что принимает и причащается от самого преподавшего. Ибо и в церкви иерей преподает часть, и приемлющий с полным правом держит ее, и таким образом собственною своею рукою подносит к устам. Потому одну имеет силу, приемлет ли кто от иерея одну часть или вдруг многие части.

В книге "Луг духовный" есть примеры, что Дары свободно посылались друг другу и подобные:
29. Чудо св. Евхаристии. На разстоянии 30 миль от киликийского города Эгов живут два столпника, в шести милях один от другого. Один из них принадлежал к св. кафолической и апостольской Церкви, а другой, больше пробывший на столпе близ селения Кассиодора, был последователем ереси Севера. Еретик возводил на православного разнообразные обвинения, стараясь о том, чтобы привлечь его к своей ереси. Распространяя о нем молву, он решил добиться его осуждения. Православный подвижник, как бы свыше озаренный, просил еретика прислать ему частицу причастия. Тот обрадовался, как будто уже совратил собрата в свою ересь, и немедленно послал ему просимое, ничего не подозревая. Православный, приняв частицу, присланную еретиком, т.е. последователем Севера, раскалил сосуд и положил в него частицу, и она немедленно исчезла в жару пылающего сосуда. Затем взяв частицу св. причастия православной Церкви, он сделал то же самое, и мгновенно раскаленный сосуд охладился, и св. причастие осталось целым и невредимым. Он благоговейно хранил его и показал нам, когда мы были у него.

30. Жизнь инока Исидора, и чудо от св. причастия. ...Я и жена принадлежали к секте Севера. Придя однажды домой, я не застал дома жены и узнал, что она ушла к соседке, чтобы вместе причаститься. А соседка принадлежала к св. кафолической Церкви. Я бросился немедленно туда, чтобы остановить жену. Войдя в дом соседки, я узнал, что жена недавно приняла св. причастие. ...

Есть документ 9го века -  “Орологион по правилу лавры святого отца нашего Саввы”, представляющий собой чин самопричащения (монахов в келиях).

В житии Марии Египетской мы также видим подобный пример.

Апология Иустина I, гл. 65: ...После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа, так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды, и относят к тем, которые отсутствуют.

Тертулиан, письма к жене гл. 5 "Неужели муж не заметит, что ты тайком съедаешь перед каждым приемом пищи? А когда он узнает, что это всего лишь хлеб, что он в своем невежестве подумает о тебе?""

Климент Александрийский, замечает: "Раздробив Евхаристию по обычаю, некоторые (епископы) предлагают каждому из народа самому брать часть ее..." ("Строматы", 1:1).

Григорий Богослов в надгробном слове на кончину его сестры Горгонии, повествуя о ее чудесном исцелении, говорит, что последнее совершилось после ее самопричащения.

В житии преподобной Феоктисты (сконч. в 881 г.) говорится, что она причащалась сама из ковчежца.

В XV веке Симеон Солунский говорит о самопричащении монахов, хранивших Святые Дары в дарохранительницах (ἐν ποξίω). При этом он допускает, что и миряне «ради великой нужды» могут причащать умирающих

Самопричащение перешло от греков к южным славянам и в Русскую Церковь, где оно существовало до XVII века включительно (Русские чинопоследования самопричащения см. А. Алмазов. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви, т. 11. Одесса. 1891, с. 116 и далее.)




традиции, самопричащение

Previous post Next post
Up