О пении в храме

Feb 09, 2015 21:58

75-е VI Вселенского Собора: Желаем,  чтобы приходящие в церковь для пения не  употребляли безчинных воплей,  не  вынуждали  из себя неестественнаго крика,  и не вводили ничего несообразнаго и несвойственнаго церкви:  но  с  великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо священное слово поучало сынов Израилевых быть благоговейными.

Толкование:75-е правило VI Собора повелевает, чтобы молящиеся в церкви и поющие не издавали безчинных и напряженных звуков, но с сокрушенным сердцем и смиренным расположением духа и со вниманием творили молитвы и псалмопения, дабы и внутренним расположением духа и внешним видом привлекать милость Божию к грешным. Ибо, благоговейны, - говорит книга Левит, - сотворите сыны Израилевы (Лев.15:31). Запрещает также правило употреблять отрывистые и непристойные мелодии, излишнюю вычурность и игривость песнопений, что более приличествует театральным песням, нежели церкви Божией. А сие многократно было возбраняемо многими патриархами с решительными запрещениями; заповедано же употреблять простое и невычурное псалмопение и во всенощных и в погребальных обрядах, чтобы держался древний и боголюбезный обычай и ничего более не было [Добавл. из Вальсам. Ср. Уст. Дух. Консис. Разд.II, гл.2, стр.35,36. УК. Св. Син. 1084 г. 22 дек. п.1-3.].

Лаодикийский, Правило 15.    Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви. (Ап. 26; I всел. 16; трул. 4, 33, 75; VII всел. 14; лаод. 59; карф. 103).

Вальсамон: Кажется, что в древности некоторые из простых мирян присвояли себе преимущества клириков и предначинали в церквях божественные псалмопения к уничижению клириков. Пели притом и нечто измененное и необычное, как например ныне поют женщины, по знакам (знаменам). итак, отвращая это, отцы говорят, что никто другой, кроме клириков, читающих в церквях с амвона, не должен предначинать божественные псалмопения; ибо петь с ними вместе в церкви не воспрещено и мирянам, но запрещено петь что нибудь иное, кроме написанного в церковных книгах, писанных на коже, то есть на пергамене; а что этим словом называется всякая кожа, это признается всеми. Заметь это в отношении к тем монахам, которые не приняли епископского пострижения и безчинно читают с амвона; и в отношении к тем мирянам, которые составляют хоры для пения церковных песен в церквях и управляют пением певчих на площадях. Заметь также, что совершенно запрещены безчинные вопли певцов и театральные напевы.

Зонара: Отцы собора желают, чтобы в церквях было соблюдаемо благочиние; почему и сказали, что не должно в церквях петь каждому, кто хочет, но каноническим певцам, то есть определенным в клир, рукопложенным в каждую церковь, поющим по книгам. А книгами отцы называли те книги, которые славный Павел в послании к Тимофею назвал кожанными, написав принеси книги паче же кожаныя (2 Тим. 4, 13);  ибо этим словом называются кожи, из которых выделывается пергамент. Итак говорят, что отцы собора назвали кожаными церковные книги.

Аристин: Никто не выходит на амвон, разве только с кожею. Никому не имеющему священнического пострижения и не принявшему, по правилам, благословения от своего пастыря не  должно восходить на амвон и возглашать народу божественые слова. Впрочем и этим петь на амвоне не иначе как с кожею, то есть с фелонью.

Милош:   С самых первых времен церкви в ней существовали определенные певцы (ψάλται, cantores, ап. 26), получавшие посвящение от епископа и, как таковые, принадлежавшие к клиру, вследствие чего они включены были в список церковнослужителей (εν τψ κανόνι), почему их и называют каноническими певцами (κανονικοί ψάλται, canonici cantores). Эти певцы имели право стоять на амвоне и петь в церкви предписанные песнопения по книге (από διφθέρας, кожаная книга, 2 Тим. 4:13), содержащей в себе все, что поется во время церковных служб (лаод. 59; карф. 103). Повидимому, это право канонических певцов присвоивали себе люди, не имевшие на то никакого полномочия. В намерении сохранить в церкви во всем необходимое благочиние и порядок (ευταξίαν), лаодикийские отцы, хотя и не воспрещают данным своим правилом народу петь в церкви божественные песнопения, но воспрещают, чтобы народ делал это сам и чтобы люди, не принадлежащие к клиру, становились на амвон и сами начинали божественные песнопения (κατάρχεσθαι των θειων ψαλτφδημάτων, sancta cantica incipere), разрешая последнее только каноническим певцам; мирянам предоставлялось свободно вторить певцам, после того, как они начинали то или другое церковное песнопение. Чин поставления в церкви канонического певца был тот же, что и для поставления чтеца.

каноны, пение

Previous post Next post
Up