Патриотическое воспитание подрастающей молодежи.

Mar 29, 2018 20:52

Для начала имеет смысл озвучить проблему, прежде чем приступить к рассмотрению вариантов её решения.
Само понятие чувство патриотизма является естественной реакцией здравомыслящего человека на всеобъемлющие потоки поступающей в его мозг информации. Информации о окружающей его среде, условиях жизни, доступности тех или иных благ, о социальной защищенности, перспективах развития и прочих факторов, способствующих его успешной жизни как в настоящем так и в будущем.
Также нам пригодится термин «патриотический факт» - это факт или событие, несущее идеологически верный посыл и подкрепляющий самим фактом своего существования то или иное утверждение, из суммы которых и складывается целостная патриотическая картина мира в голове человека.
Имеет смысл рассмотреть более подробно те или иные примеры верного и неверного способов патриотического воспитания в детях.
К примеру можно ребёнку долго и с пылом рассказывать про подвиги его предков и показывать соответствующие агитматериалы: фильмы о былых подвигах, мульт-интерпретации тех событий, фотографии, очерки, спектакли и пр. И всю эту информацию мозг ребёнка, пока ещё неспособный к критическому мышлению, примет и что-то в нём даже отложится. Но по мере его развития, роста и развития навыков критического мышления вся эта работа легко может обесцениться, а ценность заложенных в его голову подобных патриотических фактов может опуститься до нуля или даже снизойти до уровня чего-то нелепого, комичного или подобно сказкам и былинам сменить градус серьёзности в сторону фантастичности и выдуманности. В данном случае (на примере патриотизма основанного на подвигах прошлого) это может произойти, если в текущий момент ребёнок будет например видеть, что проигравший враг живет сегодня в разы лучше, чем его победивший предок. Или если по его городу будут ездить старые списанные автобусы, купленные у «вчерашнего» противника. Или, если ребенок будет видеть как пенсионер «противника» путешествует с экскурсиями по его стране, а его собственной бабушке нехватает пенсии даже на достойную старость. Но это сложные факты, которые сложатся в целостную картину «антипатриотизма» намного позже. На ребенка же сегодня скорее окажут внимание не статистические социальные факты несправедливости, а множественные примеры, транслируемые через медиа - мультфильмы, фильмы, песни и пр. Ведь легко можно «по разнарядке» усадить его на стул и зачитать лекцию о подвигах предков. В выборе же медиа-контента ребёнок свободен. Он просто не станет потреблять информацию, которая ему скучна, непонятна или криво слеплена. На примере мультфильмов ребенок всегда предпочтёт кривому дешевому отечественному мультфильм качественный, дорогой и интересный. Пусть даже он будет о диаметрально противоположных ценностях. Получается ребёнок с детства потребляет в разы больше «ненашей» информации. И пусть даже эти медиапродукты не будут прямо идти вопреки официальному курсу родной страны, но через них косвенно транслируется «не наш» образ мылсли, прививаются иные понятия причинно-следственных связей, демонстрируется иной образ жизни. «Напитываясь» подобной информацией в мозгу ребёнка будет нарастать всё больший отрыв от патриотически-верных ориентиров и победу можно одержать лишь количественно и качественно переборов иной поток информации. То есть на один «их» мультфильм должно приходиться как минимум два наших не менее качественных и интересных. Тоже самое касается всех прочих медиапродуктов: фильмов, товаров, услуг и т.п. Если перейти на простейшие аналогии, то вы никогда не привьёте ребёнку мысль «русское пальто самое лучшее», если он постоянно будет ходить в более тёплом китайском пуховике с американским флагом. Факт о подвиге предков сразу же превратится в миф как только ребёнок постигнет и осмыслит соотношение потерь того времени. Опять же опустившись до уровня простейших аналогий, то победа одного человека против пятерых - это подвиг, а если пятеро победили одного, то это тривиальнейшее событие. И выдача подобного факта за подвиг является подменой понятий. Подобное срабатывает и укладывается в «патриотическую картину мира» в мозгу ребенка только небольшой промежуток времени и опять же по мере взросления этот факт разрушается и в дальнейшем несёт скорее негативный посыл, нежели позитивный патриоизм.
Здесь я хотел бы привести пример из личного опыта. С патриотизмом как инструментом влияния я как среднестатистический когда-то российский ребёнок столкнулся везде и сразу. В моей школе был некий символ - герой советского союза капитан подводной лодки С-13 Маринеско. При школе был соответствующий музей с предметами быта того времени, документами, одеждой, униформой, оружием и пр. Также в детские головы с регулярной периодинчностью закладывались истории о подвигах того времени и тех людей. Дословно и кратко это звучало примерно так: «Были тяжелейшие годы, служба была невыносимо трудной и смертельно опасной, наша страна боролась с фашистскими захватчиками на земле, в воздухе, на воде и под водой. Подводники участвовали в рейдах разной степени опасности, крались «на брюхе» под противолодочными заграждениями через минные поля, выслеживали вражеские конвои, скрывались от вражеских противолодочных кораблей и пр. И вот однажды Маринеско обнаружил гигантский по тем временам теплоход «Вильгельм Гуслав». Это была сложная цель, которую защищало несколько кораблей охранения и подойти на расстояние торпедного выстрела было почти невозможно, Но с-13 под командованием Маринеско, совершив героический какой-то манёвр, всё-таки проскальзывает меж кораблей охранения и так и успешно торпедирует «Вильгельма».
Героическая картина не прада ли? В музее даже картина висела, где с-13 смело выныривает из пучины, а позади неё тонет и горит «Вильгельм». И на детский мозг весь этот поток информации производил неизгладимое и очень позитивное впечателение. То есть даже этот случай уже можно рассматривать как удачный пример формирования патриотического мировоззрения в умах школьников начальных классов. На детей оказывалось всестороннее воздействие сразу нескольких факторов:
Информационно-текстовый поток фактов;
Поток визуально-цепляющей информации;
Периодическое повторение вышеозвученных фактов в разных вариациях и в разное время.
Это была воистину титаническая работа множетсва людей. Было затрачено огромное количество человек, часов специализированного персонала и цель достигнута - все дети были искренними патриотами. Но всё оказалось зря и было разрушено менее, чем за два часа.
Дело в том, что уже в старших классах совершенно случайно по какому-то историческому каналу показывалась передача о подводных лодках и в целом нарисовалась следующая картина: «Большинство подвигов наших подводников относятся к последней паре лет войны. То есть к промежутку времени, когда ссср уже оправилось первичного эффекта внезапности, наладило производство военной техники и советстские подводники уже не отбивались, а именно охотились и истребляли стремительно редеющий флот Гитлера. Дело дошло до того, что подводникам буквально приходилось конкурировать за цели. Маринеско был в их числе. Были уже последние месяцы войны, многие гражданские со всех ног бежали из стран, в которые со дня на день войдёт красная армия. И вот Маринеско попался на пути такой вот транспорт с мигрантами. И он «героически» его потопил. Это был «Вильгельм Гуслав».
И сразу же в голове всё встало на свои места. Вместо героической победы несокрушимого врага, в голове нарисовалась картина банальнейшего и необязательного убийства кучи мирных граждан на неспособном к обороне судне. «Подвиг» превратился в фарс. И мало того что данный пример обесценил какой-то разовый случай, он заронил зерно сомнения и в прочих патриотическо-пропагандистских историях.
Итак, если попытаться кратко обобщить всю проблематику патриотического воспитания, то проблема в том, что мало вывалить на ребенка ворох идеологически верной информации. В долговременной перспективе это не принесёт таких ожидаемых плодов как преданность стране, режиму, либо нации. Но необходимо оказать и долговременный положительный эффект.
Как же можно выполнить поставленную задачу и воспитать патриотичного ребёнка?
К нашему счастью достаточно обратиться к мировому опыту, подтверждённому статистикой. Статистика же такая: в странах, с наиболее высоким уровнем жизни даже полное отсутствие патриотического воспитания не ведёт к росту антипатриотических или вовсе революционных настроений. А вот в странах с низким уровнем жизни даже высокий уровень патриотического воспитания лишь замедляет рост негативных настроений в обществе.
Причём в странах с высоким уровнем жизни даже при отсутствии патриотического воспитания в людях всех возрастов весьма высоко чувство персонального патриотизма, потому что они любят свою родину не за какие-то смутные подвиги прошлого, а за то что они видят в своём настоящем. Например ухоженный дворик, высокую зарплату, качественную и доступную медицину, машину в каждой семье, доступные и посильные кредиты, качественное и востребованное образование, конкурентоспособные производства и прозрачную работу гос. чиновников. Все эти вещи нельзя оспорить, т.к. они есть здесь и сейчас, а вот факты и события полувековой давности мало того что сложно проверить, легко переинтерпретировать и ещё проще забыть, так зачастую они оказываются искусственно раздуты государственной машиной пропаганды и зачастую не выдерживаю первого же столкновения с объективной историей, статистикой или с проверкой через перекрёстные источники информации (которых в наш век информационных технологий более чем с избытком).
Получается само понятие патриотического воспитания является не более чем временным малым решением дальнейших больших проблем. Проблем, которые возникнут, если граждане не будут видеть повода для гордости за свою страну именно ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, ибо подвиги прошлого склонны со временем ослабевать и даже при искусственном раздувании с годами теряют свой потенциал всё больше и больше. Простейший пример: у всех на устах победа во второй мировой и под её образом легко поднимать патриотический дух нации, а вот на победе 1812года уже такого подъёма в обществе не вызвать, т.к. даже самый «зазомбированный» обыватель уже неспособен проникнуться подвигами людей, которые от нынешней жизни отличаются весьма сильно и вызывают на порядок меньше ассоциаций. Ну никто же не говорит «наши пра-пра-деды воевали». Но говорят «деды воевали».
Объективно говоря, получается что в здоровом и успешно развивающемся обществе само по себе патриотическое воспитание не нужно. Если же по тем или иным причинам перед нами всё же стоит задача провести соответствующие воспитательные работы, то надо как минимум делать это не «спустя рукава». Конечно же в перспективе даже самая активная и качественная патриотическо-пропагандистская работа не застрахована от сбоя, развенчания и обнуления, но именно уровень её качества помогает на более долгий срок закрепить патриотические паттерны в головах подопечных.
Если речь идёт о дошкольном воспитании, то достаточно доносить до детей весьма упрощённые и утрированные факты героического прошлого их предков или соотечественников. В этом возрасте важнее не инстинность, правдоподобность и даже не конкретность того или иного факта. Важнее КАК именно подается информация. Это должно делаться с искренним воодушевлением, уверенностью и гордостью в голосе. Дети более восприимчивы к простым историям и ярким образам. И чем они младше, тем доходчивее должны быть образы и истории. А вот по мере взросления факты должны становиться более развернутыми, зрелищность всё меньше и меньше должна подменять собой суть, а процент выдуманности должен стремиться к нулю.
Например дошкольников можно «кормить» буквально сказками, бодрыми, героическими и позитивными. Они могут быть в виде сценок, мультфильмов, игр, постановок, игрушек, спектаклей.
Младшим школьникам уже нужна информация чуть серьёзнее, без откровенных выдумок, с более правдоподобными фактами (но допустима их более утрированная интерпретация). Всё это подавать можно в виде мультфильмов, спектаклей, фильмов, при совместном чтении, через детские передачи и посредством игрушек (компьютерных).
Средняя школа должна плавно и верно осуществить трансформацию патриотических фактов из детских во взрослые, чтобы к старшей школе ребёнок не осознавал внезапно что «в детском саду меня обманывали!», а имел в голове всего лишь более «взрослую» интерпретацию того или иного памятного события.
Итак обобщим: патриотическое воспитание должно производиться постоянно и непрерывно. Через различные промежутки времени, с постепенным повышением градуса серьезности внедряемой информации.
Подводные камни:
Некачественность патариотических материалов - незрелищный спектакль вгонит в скуку, дешевый патриотичный мультик ребенок заменить более дорогим непатриотичным, воспитателя, читающего скучным голосом о подвиге деда ребёнок слушать не будет;
Избыток патриотической информации - может вызвать отторжение у ребенка и в дальнейшем он неосознанно будет либо избегать вообще всей околопатриотической информации (даже качественной), либо будет встречать её заведомо негативно.
Если патриотические факты черпаются не в прошлом, а в настоящем, то их несоответствие окружающей действительности может также обнулить весь свой патриотический заряд, т.к. станет восприниматься как ложь;
Многие недооценивают некачественность патриотического воспитания. Зачастую воспитатели детских садов, начальных классов, средних и старших - это незнакомые друг с другом люди, не имеющих друг с другом ни перекрестных тем, ни какой-либо преемственности. Проще говоря, перед каждым из них не стоит задачи взрастить в ребенке долгосрочные патриотические чувства. Достаточно достичь кратковременного эффекта на период в свои пару-тройку лет ответственности, а дальше хоть трава не расти. В итоге качество патриотической воспитательной работы понижается по мере перехода ребенка от одного наставника к другому и на выходе получаем не истинного патриота, а в лучшем случае «патриота-по-привычке». Если же у ребенка вдобавок к прочим знаниям с годами развивается и способность к критическому мышлению, то некачественное патриотическое воспитание может оказать и антипатриотический эффект. По сути человек лишь осознаёт факт обмана и, грубо говоря, сразу же «перебегает на вражеские баррикады» (если не физически, то морально-умственно, на корню перестроив свою фундаментальную систему ценностей).
То есть при некачественном патриотическом воспитании мы не просто не достигаем требуемого эффекта, а получаем диаметрально противоположный эффект. Именно поэтому в данном случае поговорка «не умеешь - не берись» актуальна как никогда. Также это доказывает изначальный факт, что патриотизму учить не нужно, он должен появляться сам по себе как естественная реакция человека на окружающую его повседневную реальность.
Ведь именно нерушимость положительных образов нынешней (а не прошлой) окружающей реальности делает из человека лучшего патриота, чем даже многолетняя последовательная воспитательная работа.
Ели обратиться к аналогиям, то в нищих странах, чтобы раскачать антипатриотические настроения в обществе, достаточно просто озвучивать истиную информацию о причинах нищеты (зачастую это конкретные люди в конкретных креслах и их некомпетентные решения), а в богатых странах против патриота поставить нечего, ибо человек склонен заботиться о своём благосостоянии и он будет защищать свою страну и власть обеспечившую его этим самым благосостоянием, что бы и кто бы ему не говорил.
Так что с патриотизмом «заигрываться» нельзя. Это обоюдоострый инструмент, способный в один момент (например посредством фильма о подводниках) превратить армию патриотов в армию сознательных граждан, которые могут в зависимости от обстоятельств склоняться к весьма непатриотичным и идеологически неудобным точкам зрения.
Патриотическое воспитание сегодня (2018год) и здесь (РФ) это та самая вещь, с которой лучше недоусердствовать, чем переусердствовать.
Если с конкретными фактами можно в перспективе сесть в лужу и получить атнипатриота, то с абстрактными фактами этого не случится.
Абстрактные факты это прежде всего настроение. То есть ребёнок может жить в небогатой и проблемной стране, но если в его памяти отложится больше положительных впечатлений, нежели негативных, то повзрослев он с большей вероятностью будет патриотом, чем человек которого «кормили» всё детство идеологически-верной информацией. Власть может поменяться, патриотические факты могут сменить полярность и смысловую нагрузку, но абстрактное положительное восприятие останется таковым навсегда. За примерами далеко ходить не надо: Человек может внезапно осознать что сталин оказался не вождём, а убийцей, но он также с улыбкой будет вспоминать как в детстве играл на стройке, его укладывала на тихий час баба Нюра, а в парк аттракционов его водили каждый месяц. И вот такой положительный опыт будет автоматически транслироваться на всю родину, страну, власть. И чем больше будет позитива в воспоминаниях ребенка, тем труднее ему будет поддаться даже на неопровержимые антипатриотические факты. А при неразвитой способности к критическому мышлению, антипатриотичные факты будут вовсе не опровергаться, а отметаться изначально, подменяясь неосознанными позитивными воспоминаниями из области подсознания.
Патриотическое воспитание также всецело подпадает под крылатую фразу «учи своим примером». Распространённый пример - праздник «день победы», празднуемый в РФ 9-го мая. К этому дню каждый так называемый «патриот» считает своим долгом повосхвалять подвиги дедов наших. В образовательных учреждениях муссируется эта дата и связанные с нею события. Простой люд активно отмечает данную дату празднествами, распитием спиртных напитков и всяческими митингами, представляющими из себя массовые шествия с флажками. И это плохой пример как НЕ надо воспитывать патриотические чувства в детях, ибо на словах и перед глазами детям демонстрируется одно, а по факту мало кто из этих ура-патриотов на 9-е мая оказывает внимание немногим оставшимся ветеранам. Их чаще не замечают. Как простые люди, так и власть имущие, позволяя им доживать свою воистину героическую жизнь в нищете, забвении и на периферии жизни. Видя это, ребенок рано или поздно осознаёт, что за красивыми словами о патриотизме ничего кроме слов нет и в далёком будущем получается страна теряет потенциально верного гражданина. Примеры также есть в ближайшей истории. Ещё в середине 20-го века при ссср помимо явной пропаганды власть также и меняла жизнь людей к лучшему и страна воспитывала в подростающих поколениях истинных патриотов, ибо патриотические факты ладно укладывались в головах людей с их повседневной реальностью. И, когда пришли тяжёлые времена - началась вторая мировая война - в стране образовалось мощнейшее в истории человечества партизанское движение, подразумевающее под собой искреннюю самопожертвенность, готовность к тяжелейшим лишениям и веру в себя, своих соратников, страну, родину и вождя.
И противоположный пример. Ливия нулевых. В ней тоже активно осуществлялось патриотическое воспитание, но оно слабо подкреплялось реальными делами, улучшением условий жизни простых граждан и по сути весь режим являл собой репрессивно-диктаторский механизм, обеспечивающий не развитие страны в целом и рост благосостояния населения, а безбедное существование верхушки и обслуживающего их окружения. И вот когда пришли тяжёлые времена - в лице сил НАТО и поддерживающих их повстанческих формирований - то даже в столице страны - Бенгази - вокруг Каддафи (президента и вождя) не образовалось даже сколько-нибудь заметного партизанского сопротивления. Случилось то, чего должен опасаться любой человек, поставивший перед собой цель воспитать патриотически-подкованных граждан - граждане оказались патриотически-невоспитанными. Произошёл банальный разрыв между реальностью и идеологией, в следствии его всякое патриотическое воспитание потеряло под собой фундамент.
А мораль проста: патриотическое воспитание не должно собой маскировать глобальные управленческие ошибки. Оно должно лишь слегка корректировать развитие чувства патриотизма естественного и рождённого без помощи извне. Стоит заметить что отсутствие естественного патриотизма является хорошим индикатором того, что в окружающей действительности граждан не всё ладно. Получается своего рода канал обратной связи граждан с властью.
В масштабах же всего мира в целом по планете давно шагает глобализация, границы между отдельными социальными группами, нациями, странами и религиями постепенно размываются. Статистически более успешны люди не территориально и ментально ограниченные, а так называемые «люди мира» - здоровые всесторонне развитые люди обладающие навыками и знаниями, которые позволяют им жить полноценной жизнью в любой точке мира. Именно к этому надлежит стремиться сегодня. В контексте же темы патриотического воспитания бОльшую ценность представляет именно абстрактная привязанность к родине, нежели патриотизм , завязанный на конкретные исторические «подвиги дедов» или нынешние успехи сограждан.
Примечательно, что у взрослого человека по мере взросления сама собой появляется потребность в формировании неких внутренних морально-нравственных ориентиров. К этому их подталкивает осознанная необходимость адекватного и позитивного взаимодействия с окружающим их социумом. Одним из таких ориентиров и выступает чувство патриотизма, сформированное в течении жизни из суммы патриотических фактов, собственного опыта и элементов пропаганды. Однако в дошкольном возрасте потребности в подобных моральных ориентирах нет. Ведь ребёнок это по сути чистый лист, он не сталкивался или сталкивался редко с противодействием окружающего мира, он полностью подконтролен родителям и как бы перекладывает на них львиную долю решений. В раннем возрасте в умы детей следует закладывать простейшие яркие образы, которые послужат фундаментом, на который с годами будут настраиваться всё более развёрнутые патриотические факты. И чем крепче в данной «башне» каждый кирпичик, тем она устойчивее и дольше продержится под натиском контр-фактов.
Политтехнологами всех стран давно применяется неочевидная символика патриотической направленности. К примеру ребёнок смотрит интересный фильм или мультфильм, он испытывает позитивные впечатления, в его памяти откладываются яркие образы, эффекты и образ главного героя. При этом он не обращает внимания что например в фильме «трансформеры» более 20 раз фоном расположен американский флаг, а в фильме «капитан америка» сам главный герой окрашен в цвета американского флага. Таким образом позитивные впечатления неосознанно привязываются ко всему звёздно-полосатому. Получается в дошкольном воспитании имеет смысл окружить ребёнка неявными патриотическими символами в местах, с которыми связаны его наиболее позитивные впечатления. Например в игровой комнате, на детской площадке, в спортзале. И разумеется следует избегать размещения патриотической символики в местах, ассоциирующихся с негативными воспоминаниями (около помоек, в каких-то пыльных, темных помещениях).
К задаче окружения ребенка патриотической символикой в каждом учреждении следует подходить творчески, не бездумно и качественно, а не «галочки ради». Плохим примером будет идея завесить все помещения занавесками цвета флага страны, т.к. минимализм глаз не радует. Но если в разнообразный, многоцветный и яркий рисунок занавесок будут включены российские флаги, гербы или ещё какая патриотическая символика, то это уже хороший пример. Этот опыт можно перенести например на игрушки. Лучшей игрушкой должен быть не человек-паук или капитан Америка, а что-то российское. При каких-нибудь групповых чтениях следует читать не устаревшую патриотическую скучную и неактуальную литературу, а нечто более новое, актуальное и интересное, в противном случае подобное мероприятие будет нести чисто номинальную ценность (будет сделано «чисто для галочки»).
В дошкольном возрасте в большинстве детей весьма сильно развита вера в авторитеты. Зачастую эта вера ненамного ослабевает и у большинства уже повзрослевших людей. То есть человек более склонен принимать на веру даже слабо подкреплённые слова авторитетного в его глазах человека, нежели слова более подкрепленные фактами, но например от своего неуважаемого сверстника.
Эта особенность человеческой психики обусловлена ещё древними инстинктами, берущими свои корни в нашем далеком пещерном прошлом. Древние люди были склонны идти за наиболее сильным вожаком, т.к. именно сильнейший лидер был способен привести своих соратников к наиболее сытой и безопасной (по меркам того времени) жизни, это в свою очередь позволяло таким группам оставлять больше потомства, передавая им на генетическом уровне и ген «следования за авторитетом». Как антипод были и группы, не соблюдающие эти принципы, но они закономерно оказывались в менее сытных и безопасных условиях, в следствии его они оставляли меньше потомства и постепенно поколение за поколением их генетический код вытеснялся их генетическими конкурентами с геном «следования за авторитетами».
Как и все наши инстинкты этот формировался сотни тысяч лет, ещё до того как мы стали homo sapiens («человек разумный» (лат.)), а наша технологически-развитая история насчитывает от силы пять тысяч лет. Поэтому никакое нынешнее торжество разума неспособно полностью подавить в наших мозгах программы, прошитые в них тысячами предыдущих поколений. И даже более того. Даже у взрослых людей зачастую не инстинкты обслуживают запросы разума, а разум обеспечивает бессознательные порывы подсознания.
Вот почему очень действенно оказывать патриотическое влияние путём привлечения авторитетов. Хочет того целевой объект или нет, всегда есть очень большая вероятность что подсознание человека поборет его разумную часть (а у детей она весьма и весьма неразвита) и он примет на веру даже самый нелепый факт, прозвучавший от авторитетного в его глазах человека. Это могут быть как некие герои войны, передовики или просто некий внешне располагающий взрослый, способный уверенным голосом вещать патриотическую информацию.
При занятии спортивными играми надлежит «привязывать» патриотические факты и символику например к спортивным мероприятиям. Например на наградных грамотах весьма уместна патриотическая символика, на баннере с названием соревнования также может быть российская символика, в само название могут быть включены слова «российский», «русский». В итоге позитивные впечатления от мероприятия будут нести долю патриотической окраски.
Все эти советы применимы не только к спортивным играм, но и вообще к большинству мероприятий.
Патриотическую информацию можно доносить через развивающие игры, где суть игры может быть совершенно нейтральной направленности, но патриотические факты (даже вымышленные) будут равномерно рассеяны по игре. Например в игре «монополия» могут фигурировать национальные названия, здания и символика. А в игре «вокруг света» может быть уделено больше внимания родной стране. Различные «военно-мальчиковые» игры должны героизировать родную армию и технологию. «Кукольно-девчачьи» же должны популяризировать не антипатриотичные образы внешности и стиля жизни, а именно патриотически-верные образы, но зачастую некачественное исполнение отечественной продукции изначально делает её (продукцию) неспособной конкурировать в борьбе с теми же куклами барби и всякими «нерусскими танчиками».

воспитание, пропаганда, патриотизм

Previous post
Up