Уже довольно давно назрела необходимость перестройки и трансформации нашей стихийной фестивально-музыкальной движухи во что-то более четкое и структурированное. Потому что понимание того, как оно может и должно быть - сильно опережает текущие орг-возможности. Мы видим что можно лучше, но понимаем, что можем... как можем. Это некомфортно и вообще демотивирует.
Невозможность развиваться и совершенствоваться неизбежно приведет к тому, что лучшие люди начнут сваливать из тусовки. Пока особо ни у кого нет ощущения тупика, [кроме меня] однако уже "перемен требуют наши сердца". Было много разговоров, споров, я писал много длинных и малопонятных
текстов, прощупывались разные методы и инструменты взаимодействия... Но, таки-пора начинать процесс.
Коротко, чтобы понимать: речь идет о создании оргструктуры на основе нашей волонтерской тусовки, трансформации облачного сообщества - в организованное, и дальнейшем выстраивании взаимодействия этих двух частей одного целого так, что нам станут по плечу самые смелые и сложные задачи. Итак.
1) Проблематика.
А, вообще, у нас в стране, основная проблема всех и вся, это - краткосрочность мышления. Мыслить долгосрочными проектами всегда было опасно, потому что хрен его знает, что тут на нас завтра свалится.
Ну, и в нашем случае - ориентация на краткосрочные проекты обусловлена еще и экономически. Стабильная оргструктура невозможна без минимально-стабильного финансового потока. И, конечно, при таком подходе рано или поздно должен наступить внутренний кризис. И он у нас наступил.
Сейчас у нас помимо открытых проектов много и проектных идей. Некоторые довольно амбициозны и сильно выходят за пределы ДрТемы.. Эти проекты имеют разную стратегическую ценность, трудоемкость и т.д. Но за большинство их них при существующем раскладе нет смысла браться. На данный момент, наш размер - это проект, рассчитаный на месяц [с хвостиком] и окупающий хотя бы жизнь в течении этого времени.
Конечно, стабильной оргструктуры в таких условиях быть не может. Команда каждый раз спонтанно возникает в рамках текущего проекта, а с завершением как бы распадается. Даже и сейчас, употребляя в этом тексте "мы" - я не очень понимаю, где граница этого "мы". Я только знаю, что это уже точно не "я".
В целом, мы находимся как бы в плену у непрекращающейся череды коротких проектов, и обречены на неэффективность и неосмысленность в долгосрочном периоде. И, пока вижу только одну возможность разорвать этот замкнутый круг...
2) Сообщество.
Вокруг нас есть достаточно большое, облачное сообщество, - для которого все эти проекты, вобщем-то и делаются. Если вы это читаете - то, с большой вероятностью, и вы к нему относитесь. Сообщество разнородное и не имеет четких границ вовлеченности - оттого оно и облачное.
Сложность в том, что сообщество не осознает себя. 15к участников группы - в основной массе не считают себя членами какого-то там Дркинского сообщества. А если бы считали, - то при поддержке такого сообщества мы могли бы... ну, почти всё. )
Осознать себя - сообщество может только что-то коллективно сделав. Что-то такое, про что можно с гордостью сказать "это сделали мы". Что это может быть?
Большой, нечеловечески прекрасный оупен-эйр-фестиваль, например. А еще - сеть ДрФестов (даже необязательно только Др) по сотне крупных городов. Ну и, конечно, на основе этого оупена и фестов - построение неформальной концертной сети с большим количеством разнокалиберных концертных точек и тысячами активно концертирующих артистов. А?
Это, кстати, не фантазии, а [уже детально продуманная] программа действий. =) Но и тут замкнутый круг. Поддержки сообщества в нужной степени у нас нет. Да и мало того, стабильной оргструктуры, способной эту программу реализовать, у нас тоже пока нет. А значит, надо начинать с малого, раскручивая клубок постепенно...
3) Что делаем?
Развитие возможно только одновременно по двум направлениям. Во-первых, усиление и структурирование сообщества. Во-вторых, компактная, но стабильная орг-структура, [координирующая усилия волонтеров] как ядро этого сообщества.
Ну, и в результате бы эта оргструктура чтобы была на общественном финансировании. Т.е., с одной стороны - волонтерка, как источник формирования оргкоманды, возможность любому попасть внутрь, увидеть и поучаствовать в том, что происходит. С другой стороны - общественное финансирование, как поддержка существования этой оргструктуры. Это такой был бы энергообмен между ядром и телом сообщества.
И вот, если эта история срастется - жизнь у нас начнет стремительно улучшаться. Мы окажемся способны на гораздо более грандиозные свершения чем сейчас.
Структурирование сообщества
Первое, - нужно провести границу, чтобы у участников сообщества не возникало сомнений в том, что они - участники. Пусть сообщество внезапно окажется маленьким. Оно такое и есть на самом деле, соцсети создают только иллюзию массовости. Однако, даже маленькое, но организованное сообщество - это уже сила! А кроме того, быть участником маленького, уютного сообщества вобщем-то, прикольнее, чем ощущать себя частью непонятной толпы.
Итак, нужно провести перепись сообщества. Кто уже считает себя участником или хотел бы себя таковым считать? Надо понимать, что "участник" - это тот, кто уже каким-то образом успел поучаствовать в жизни сообщества. Волонтерил, поддерживал какие-то проекты финансово, да даже просто ходил на ДрФесты или покупал диски. Важно, что человеку наша движуха кажется правильной и интересной.
Дальше, нужен какой-то формальный признак членства в нашем секте клубе. Идеально подходит вот такая фенька.
Она будет членским билетом, дисконтной/клубной картой, акцией ДрДома... т.е. это больше чем просто фенька. По ней будут меньше оргсборы на всякие ДрПоезда, какие-то специальные, камерные мероприятия только для участников, ссылки на всякие новые релизы... Ну, и еще много чего интересного в процессе может возникнуть.
Информационные круги.
Кроме того, участие - будет означать вхождение в некий круг распространения информации. Тоесть, будет, скажем, внутренняя рассылка. И, может, закрытый раздел сайта... (Группы вконтакте, наверное,.. увы, нет.) Возможно, общий чат, но это пока непонятно технически...
И, вот [как это будет работать], например, такие акции как ДрПоезд - сперва запускается инфа по этой внутренней сети. Что-то обсуждается, корректируется, считается количество желающих. Потом, скажем, мы посчитались, позвали друзей, посчитались еще раз, и, скажем, не хватает людей - ну, тогда уже выпускаем эту инфу вконтакт: типа, вот, ДрПоезд - есть еще 10 свободных мест, велкам.
И, главное, что при таком подходе и в ДрПоезде появляется системный смысл! И каждому лично участнику от такой акции - гораздо больше осмысленности!
В заключение.
Вопросы построения оргструктуры и схемы общественного финансирования - требуют отдельных, подробных текстов и мало того, написание текстов подразумевает немедленное начало работы в этом направлении. Я об этом думаю не первый день и у меня исписан на эту тему уже не один блокнот.. Кому интересна теоретическая часть - можно почитать записи с тегом
сеть за последний год в моем жж.
Но, однако же, у нас на носу - лето. А значит, фестивали, ДрСцены и прочие ништяки. Так что, я думаю, к упомянутым вопросам мы вплотную сможем подойти только осенью. А сейчас я напишу следующий текст, про Лето и что нас этим летом ждет. =) Да, и про серебрянных человечков тоже, ага.