текст моего выступления на Конференции «Семья. ХХI век: перспективы и пути развития»

Apr 02, 2013 01:01


Домашнее обучение, или где же яблонька, от которой яблочко?



Цель моего выступления,  рассказать о том, что представляет собой домашнее обучение в нашей стране, а также поделиться моим опытом обучения ребенка дома. Из моего выступления станет ясно, почему задуматься о том, кто обучает ребенка, важно каждому родителю и почему обучая детей дома, выигрывает вся семья.

Давайте для начала разберемся с тем, что мы будем понимать под термином домашнее обучение. Согласно закону, в нашей стране существуют различные формы получения среднего образования, а именно: очная форма, надомное обучение, обучение по индивидуальному плану, экстернат. Как видим формы разнообразные и это прекрасно, у родителей есть возможность выбрать именно тот вариант обучения для своего ребенка, который наиболее гармонично впишется в семейный уклад.

Из-за схожести названий, часто возникают недоразумения, поэтому давайте разберемся с терминологией.

С очной формой обучения все понятно, это когда ребенок просто посещает школу.

Надомное обучение в нашей стране возможно для детей имеющих медицинские показания. К таким детям учителя приходят домой, и обучают примерно, так же как и в школе.

Теперь обучение по индивидуальному плану. Согласно Статье 167 Кодекса РБ об образовании  «Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также учащимися, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию». Формулировка достаточно размытая, и за неимением лучшей, именно обучение по индивидуальному плану считается аналогом российского семейного обучения. При такой форме получения знаний ребенок  учится дома, и по определенному графику, согласованному руководством школы и родителями, посещает школу и проходит аттестации.


Экстернат - самая свободная форма, ребенок не привязан ни к школе, ни к учителям, просто приходит и сдает экзамены за весь год или даже за весь курс средней школы.

В последние годы все больше семей реализуют своё право обучать детей дома. С чем это связано? На это есть  физические и психические причины. Прежде всего, очевидно, что за последние 20 лет экстремально увеличилась мобильность людей, появилась возможность удаленно работать, теперь нет необходимости быть привязанным к одному городу и даже стране, в связи с этим люди стали больше путешествовать, открывать для себя мир, появилась возможность показать мир детям.  Многие семьи, а особенно семьи с детьми, оценили достоинства жизни за городом, с апреля по ноябрь тысячи семей живут в загородных домах.

Сменились требования к знаниям и навыкам, обеспечивающим успех в работе. Теперь редко кому платят за наличие диплома и пребывание на рабочем месте с 8 до 6. Гораздо больше ценятся такие качества как быстрая обучаемость, навыки работы с большим потоком информации,  умение находить нестандартные решения,  способность принятия ответственности на себя в критической ситуации. Все эти навыки в настоящее время гораздо легче приобрести обучаясь дома, а не в школе, где все еще приходится осваивать информацию пассивно, в навязанном режиме, движимым не живым интересом, а программой и расписанием.

Мне довелось учиться в ВУЗе с британской системой образования, кроме того что решающим при поступлении в него было собеседование, а не результат теста, так еще и за все время учебы мы ни разу не сдавали экзамен в традиционном понимании. Форма отчетности была эссе, в котором ценились только персональные взгляды на предмет изучения. Там нас учили не пересказывать чужие идеи, а генерировать свои.

Ни в школе, ни в ВУЗе с советской системой образования о таком и речи не шло. Хорошая иллюстрация этому, неизменное «мы» во всех научных работах:  «мы считаем», «по нашему мнению» и т.д. Теперь это не актуально, теперь единица измерения человек, в первую очередь, потом семья, а дальше уже коллектив. И я сейчас совсем не за индивидуализм, приближающийся к эгоизму,  а скорее за умение слышать себя, понимать свои возможности и стремления.  Не заглушить внутренний голос ребенка требованиями общества.  Многие ли из нас, окончив школу, четко представляли себе, куда же идти дальше, так ли осознанны были наши выборы профессий. Чем на самом деле мы руководствовались, делая этот выбор?

По определению, социализация, за которую так борются противники домашнего обучения, это процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Много ли школьных навыков мы сейчас используем?

Возьмем самый простой пример - изучение иностранного языка. Все изучают его в школе, но это уже не обсуждается, что если необходимо сдавать вступительный экзамен по иностранному - без репетитора не обойтись.  Если на работе требуется знание иностранного, никто не станет писать в резюме, «изучал иностранный в школе», для этого требуется нечто большее.  С другой стороны, мои дети, да и многие другие дети и даже взрослые, проведя 5-6 месяцев в стране, где говорят на другом языке, смогли научиться понимать этот иностранный и даже немного на нем изъясняться. А уж то, что детям было весело играть вместе с туземцами, никто и не сомневается. А это значит, что нет языкового барьера. Так что же важнее? Жизнь или знание правил и заученных тем типа «моя семья» и «мой дом». Ситуация с другими школьными предметами не на много отличается.

А если коснуться гендерного воспитания. До сих пор ведь мальчики и девочки обучаются по единой программе. Девочкам, наравне с мальчиками прививают значимость накачанного интеллекта, способности к быстрой смене деятельности, карьерного роста. Все это прививает девочке - девушке - женщине привычку куда - то бежать, гнаться за чем - то, достигать, добиваться и прочие неженские дела. А потом с появлением детей эти привычки становятся ненужными, а других нет.

Тема домашнего воспитания многогранна, ведь она затрагивает всю жизнь, целиком. Нельзя сказать, что только ребенок на домашнем обучении, всегда вся семья участвует в этом процессе. И это при правильной организации не становится обузой, а украшает жизнь всей семьи.

Во-первых,  родители, берущие на себя ответственность за своих детей, получают дополнительный повод сплотиться, стать командой. Сразу скажу, что я как психолог, настаиваю на том, чтобы прежде чем перевести ребенка на домашнее обучение, или начать с первого класса обучать своего ребенка самостоятельно, родители должны прийти к единому мнению, выработать четкую семейную позицию по данному вопросу. Еще важно отметить, что не стоит привлекать к такого рода обсуждениям детей, ребенок не может решить должен он ходить в школу или нет, это исключительно задача родителей.

Тем не менее, выбирая домашнее обучение, родители и дети также  становятся командой. Повышается уровень доверия. Родители ведут более открытую жизнь, дети всегда знают, из чего состоит день мамы или папы, они тоже становятся более искренними. Так укрепляется привязанность. А по теории Гордона Ньюфилда, это и есть самое важное в любых взаимоотношениях. А что может быть важнее в жизни ребенка, чем доверие и привязанность к самым родным людям - родителям.

Современная система образования построена как никогда ранее, никогда за всю историю дети еще не были так сильно оторваны от семьи, никогда не было так много препятствий для разновозрастного общения. Посмотрите, начиная с групп так называемого раннего развития, заканчивая институтом, дети помещены в узкие рамки. Вспомните себя в школе, дети старше на класс, казались такими взрослыми, а общение с ребятами старше тебя на три класса, вообще не представлялось возможным. Какой подросток идет сейчас за советом к отцу или деду, какая девочка поделится с мамой своими искренними переживаниями. И конечно можно говорить о том, что виновата зависимость от телевизора, бесконтрольное использование компьютера, плохое влияние сверстников и т.д. Но есть еще одна причина, о которой многие даже не задумываются, это перекладывание значительной части родительских полномочий в воспитании детей на государственные учреждения, такие как детский сад, школа.

Только взяв на себя ответственность за обучение и воспитание детей, мы не потеряем их доверие и наш авторитет в их глазах. Кроме этого, домашнее обучение подразумевает много приятных мелочей:

- если ребенок не любит просыпаться рано, можно скроить подходящее расписание,

- можно планировать совместные поездки не привязываюсь ко времени школьных каникул,

- появляется возможность углубиться в изучение интересующего ребенка предмета. Совсем не обязательно отмерять по 45 минут и перескакивать от русского языка к математике или от чтения к физкультуре. Мы часто занимается одним предметом целый день, а бывает, что и целую неделю. Потом наши занятия, как правило, тесно взаимосвязаны с тем что происходит в нашей жизни, если мы учим среднее арифметическое, то обязательно находятся поводы применить новое знание сразу же, например сколько в среднем часов мы тратим на подготовку к аттестации по разным предметам.

Еще, при обучении ребенка дома, мама точно знает о его склонностях и интересах, о биоритмах, способности к концентрации с разное время суток. Например, для моего сына важно делать все в своем режиме, ему достаточно часто необходимо доделать проект, у нас это называется «проджект» и это может быть город гусениц из бумаги, леговский робот, или дочитать главу Тома Сойера. Он очень расстраивается, если приходиться спешить, бросать на пол пути, делать то, чего смысл не до конца понятен.

Наверняка, есть дети, которым наоборот необходима быстрая смена деятельности, работа в большой команде и т.д. Своим выступлением я не призываю всех перейти на домашнее обучение, я лишь хочу, чтобы как можно больше людей узнало, что домашнее обучение возможно в нашей стране, и если правильно его организовать, от этого выиграет вся семья. А также  то, что родители, решающие обучать своих детей дома, не безответственные фрилансеры, а творческие осознанные люди, нашедшие свой путь.

Домашнее обучение

Previous post Next post
Up